|
|||
Анализ стихотворения К. Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени…»Анализ стихотворения К. Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени…» Константин Бальмонт (1867–1942) — самая неоднозначная фигура среди поэтов Серебряного века. Он «поэт воздуха, небрежный к смыслу», «писательнаборщик, нанизыватель», «поэт прилагательных», «король эпитетов» (Ю. Айхенвальд), «ликующий, безумный» (В.Брюсов), «поэт подлинный, первоклассный» (Вяч. Иванов), «блестящий поэт» (В. Маяковский), «раб слов, опьяняющих его» (М. Горький). Все признавали его поэтом-символистом и человеком декаданса. Константин Бальмонт являлся представителем символистов Московского кружка. Отличительными чертами творчества поэтов данного кружка были индивидуализм, эстетизм. Символ для них был игрой слов, они понимали его в светском значении. Стихотворение К. Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени…»написано в 1895 году и открывает второй сборник поэта «В безбрежности». Я мечтою ловил уходящие тени, И чем выше я шел, тем ясней рисовались, Чем я выше всходил, тем светлее сверкали, И внизу подо мною уже ночь наступила, Я узнал, как ловить уходящие тени, Одним из признаков символизма является двоемирие. В данном стихотворении также присутствует 2 противоположных мира: Земля и Небеса (пишутся с большой буквы, следовательно, им придается символическое значение). В стихотворении присутствует лирический герой, который покидает привычный земной мир: Я на башню всходил, и дрожали ступени, Земля – это низ, ночь: И внизу подо мною уже ночь наступила, Небеса – это верх и свет: Чем я выше всходил, тем светлее сверкали, Для меня же блистало дневное светило, Но путь лирического героя к вершине далёк. Это движение циклично, вечно. Он мечтает («Я мечтою ловил …»), остановить ход времени, приблизится к вечности, в которой обитают «уходящие тени». Лирический герой – это поэт, который совершает свой путь по дрожащим ступеням. Путь к славе, вечности героя не изведан, зыбок и невероятно труден. Я на башню всходил, и дрожали ступени, Основной чертой поэзии К. Бальмонта является музыкальность. Данное стихотворение не исключение. Особую мелодичность и плавность придают повторы: Я мечтою ловил уходящие тени, И чем выше я шел, тем ясней рисовались, Стихотворение имеет кольцевую композицию, 1 и последняя строфа почти одинаковы: Я мечтою ловил уходящие тени, Я узнал, как ловить уходящие тени, Лирический герой понял, как идти к своей цели, к вершине, но его путь только начался и закончится не скоро. В начале стихотворения лирический герой только «мечтою ловил уходящие тени», а в конце стихотворения он уже «узнал, как ловить уходящие тени», но ступени под его ногами все продолжали дрожать. Опорные слова-символы данного стихотворения: уходящие тени, дрожащие ступени, звуки, Небеса, Земля, свет, ночь. Музыкальность произведению придает излюбленный прием поэта игры со звуками: аллитерация и ассонанс. Частое использование шипящих [ш], [ж], [х], [ч] и глухих [т], [п], [с] заставляет читателя слышать шорох и шуршание, погружаться в атмосферу таинственности и загадочности. Особую музыкальность произведению придает обилие сонорных звуков [р], [л], [м], [н]. Среди гласных часто повторяются: [и], [а], [у]. Благодаря звуковым повторам речь стихотворения становится более благозвучной. Основным принципом творчества К. Бальмонта является выверенность, высчитанность. Поэт играет звуками, наслаждается словом, в этом проявляется эстетизм (главная черта поэтов Московского кружка). Ритмика стихотворения — силлабо-тоническая. Оно состоит из 5 четверостиший, написано четырехстопным анапестом с перекрестной рифмой, чередуется женская и мужская рифмы. Таким образом, стихотворение К. Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени…», без сомнения, является символистским.
|
|||
|