Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Анализ стихотворения К. Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени…»



Анализ стихотворения К. Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени…»

Константин Бальмонт (1867–1942) — самая неоднозначная фигура среди поэтов Серебряного века. Он «поэт воздуха, небрежный к смыслу», «писательнаборщик, нанизыватель», «поэт прилагательных», «король эпитетов» (Ю. Айхенвальд), «ликующий, безумный» (В.Брюсов), «поэт подлинный, первоклассный» (Вяч. Иванов), «блестящий поэт» (В. Маяковский), «раб слов, опьяняющих его» (М. Горький). Все признавали его поэтом-символистом и человеком декаданса.

Константин Бальмонт являлся представителем символистов Московского кружка. Отличительными чертами творчества поэтов данного кружка были индивидуализм, эстетизм. Символ для них был игрой слов, они понимали его в светском значении.

Стихотворение К. Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени…»написано в 1895 году и открывает второй сборник поэта «В безбрежности».

Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.

И чем выше я шел, тем ясней рисовались,
Тем ясней рисовались очертанья вдали,
И какие-то звуки вдали раздавались,
Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.

Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,
Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,
И сияньем прощальным как будто ласкали,
Словно нежно ласкали отуманенный взор.

И внизу подо мною уже ночь наступила,
Уже ночь наступила для уснувшей земли,
Для меня же блистало дневное светило,
Огневое светило догорало вдали.

Я узнал, как ловить уходящие тени,
Уходящие тени потускневшего дня,
И все выше я шел, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.

Одним из признаков символизма является двоемирие. В данном стихотворении также присутствует 2 противоположных мира: Земля и Небеса (пишутся с большой буквы, следовательно, им придается символическое значение). В стихотворении присутствует лирический герой, который покидает привычный земной мир:

Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.

Земля – это низ, ночь:

И внизу подо мною уже ночь наступила,
Уже ночь наступила для уснувшей земли

Небеса – это верх и свет:

Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,
Тем светлее сверкали выси дремлющих гор

Для меня же блистало дневное светило,
Огневое светило догорало вдали.

Но путь лирического героя к вершине далёк. Это движение циклично, вечно. Он мечтает («Я мечтою ловил …»), остановить ход времени, приблизится к вечности, в которой обитают «уходящие тени». Лирический герой – это поэт, который совершает свой путь по дрожащим ступеням. Путь к славе, вечности героя не изведан, зыбок и невероятно труден.

Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.

Основной чертой поэзии К. Бальмонта является музыкальность. Данное стихотворение не исключение. Особую мелодичность и плавность придают повторы:

Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени
погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени
под ногой у меня.

И чем выше я шел, тем ясней рисовались,
Тем ясней рисовались
очертанья вдали…

Стихотворение имеет кольцевую композицию, 1 и последняя строфа почти одинаковы:

Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.

Я узнал, как ловить уходящие тени,
Уходящие тени потускневшего дня,
И все выше я шел, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.

Лирический герой понял, как идти к своей цели, к вершине, но его путь только начался и закончится не скоро. В начале стихотворения лирический герой только «мечтою ловил уходящие тени», а в конце стихотворения он уже «узнал, как ловить уходящие тени», но ступени под его ногами все продолжали дрожать.

Опорные слова-символы данного стихотворения: уходящие тени, дрожащие ступени, звуки, Небеса, Земля, свет, ночь.

Музыкальность произведению придает излюбленный прием поэта игры со звуками: аллитерация и ассонанс. Частое использование шипящих [ш], [ж], [х], [ч] и глухих [т], [п], [с] заставляет читателя слышать шорох и шуршание, погружаться в атмосферу таинственности и загадочности. Особую музыкальность произведению придает обилие сонорных звуков [р], [л], [м], [н]. Среди гласных часто повторяются: [и], [а], [у]. Благодаря звуковым повторам речь стихотворения становится более благозвучной.

Основным принципом творчества К. Бальмонта является выверенность, высчитанность. Поэт играет звуками, наслаждается словом, в этом проявляется эстетизм (главная черта поэтов Московского кружка). Ритмика стихотворения — силлабо-тоническая. Оно состоит из 5 четверостиший, написано четырехстопным анапестом с перекрестной рифмой, чередуется женская и мужская рифмы.

Таким образом, стихотворение К. Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени…», без сомнения, является символистским.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.