|
||||||||
Анализ стихотворения А.А. Блока «Как растет тревога к ночи!»Анализ стихотворения А.А. Блока «Как растет тревога к ночи!» Принято считать, что символизм, как литературное течение, возник в России в 1893 году, когда вышла статья Д. С. Мережковского «О причинах упадка и о новых течения русской литературы». Ранний Русский Символизм существовал в 2х видах: Петербургский кружок и Московский кружок. Петербургский кружок – ориентирован на мистику и религиозность. И значит символ они брали из Священного писания. Все символы в религиозном значении. Представителем данного кружка являлся Александр Блок. Блок в своем творчестве создал новую систему поэтики русского символизма, завершённую, своеобразную, одновременно и цельную, и дробную. Он дематериализует слова, их значение расплывается в чистых эмоциях, неясных сочетаниях, тонет в потоках звуков. Для его поэтической системы решающее значение имел контекст его творчества в целом (он сам об этом говорил). От фразы, от непосредственно данной ритмико-синтаксической единицы Блок восходит к произведению, циклу, книге, тому. Поэтому, рассматривая творчество поэта, мы можем говорить о циклизации. Его стихотворения сплавляются воедино в 3 тома, они составляют целостную трилогию, которую Блок называл «Трилогией вочеловечивания». Циклизация поэта многопланова и противоречива. Отдельные циклы перекрещиваются, образуя сложную структуру «романа в стихах». Эта циклизация динамична, она нарастает, движется во времени, в своем движении образуя судьбу поэта. В третьей книге (это бесспорная для всех вершина его творчества) Блок от мистических устремлений первой книги, от «декадентского» индивидуализма второй приходит — согласно разным формулировкам — к символике обыденного, к конкретности, к «классичности». 3 том построен на двойственности. Во всей трилогии присутствует формула: сначала идеалы мистического порядка («Стихи о Прекрасной даме»), потом попытка заменить утраченные абсолюты субъективными «горестными восторгами» («Нечаянная Радость», «Снежная маска»). Попытка не удается. Отрицание этого опыта приводит к пустоте и отчаянию и одновременно к утверждению новых объективных ценностей. Поэтому в 3 книге, с одной стороны, присутствует цикл «Страшный мир», с другой— темы родины, народа, стихии, революции, труда («Родина», «Ямбы», «Соловьиный сад»), темы, в конечном счете ведущие к «Двенадцати». Весь строй третьей книги отражает полярность субъективного, ведущего к бессилию души перед злом и пустотой («Страшный мир»), и новых объективных ценностей. К полюсу «Страшного мира» примыкают цикл «Возмездие» (это возмездие за потерю абсолютного) и цикл «Арфы и скрипки», в самом заглавии которого выражена двойственность — страшного мира и порывов в утраченную область абсолютного. Циклы «Итальянские стихи» и «Кармен» занимают промежуточное положение. В них утверждаются искусство и любовь, но утверждение это окрашено еще трагическим индивидуализмом. Наконец, в «Родине», в «Ямбах» раскрываются сверхличные, безусловные ценности народной стихии, революции (борьба со страшным миром), России. Совмещение разных планов неизбежно, потому что «болезнь личности» разъедает человека десятых годов, даже «человека общественного». Сосуществованию этих планов в третьей книге присуща некая стилистическая закономерность: чем объективнее, чем социальнее утверждаемые Блоком ценности, тем настойчивее он обращается к испытанным временем традициям, подчеркивая усвоенную им позицию наследника. Блок сознательно стремился «к рождению человека «общественного», художника, мужественно глядящего в лицо миру», то есть к утверждению новых объективных ценностей, теперь уже выдерживающих проверку историей и социальностью. К этим проблемам Блок подошел вплотную в период создания третьей книги. В цикле «Страшный мир» (как и ранее в цикле «Город») Блок рисует современную ему — преимущественно городскую — действительность, униженных обитателей земного ада, а также тех «демонов» и живых мертвецов, в которых силы зла воплотились наиболее явно. Но «страшный мир» — и более широкое понятие, это изображение состояния души лирического героя с ее предчувствием гибели, с ее духовной опустошенностью и смертельной усталостью. Как растет тревога к ночи! Тихо, холодно, темно. Совесть мучит, жизнь хлопочет. На луну взглянуть нет мочи Сквозь морозное окно.
Что-то в мире происходит. Утром страшно мне раскрыть Лист газетный. Кто-то хочет Появиться, кто-то бродит. Иль - раздумал, может быть?
Гость бессонный, пол скрипучий? Ах, не всё ли мне равно! Вновь сдружусь с кабацкой скрипкой, Монотонной и певучей! Вновь я буду пить вино!
Всё равно не хватит силы Дотащиться до конца С трезвой, лживою улыбкой, За которой - страх могилы, Беспокойство мертвеца.
30 декабря 1913 Темой данного стихотворения является страшный мир, предчувствие чего-то ужасного, катастрофичного, неизбежного. Лирический герой ощущает приближение конца света, он не знает, что его ожидает, он интуитивно чувствует, что грядет что-то страшное, неизвестное: Что-то в мире происходит. Утром страшно мне раскрыть Лист газетный. Кто-то хочет Появиться, кто-то бродит. Это ощущение страха только усиливается ночи: Как растет тревога к ночи! Тихо, холодно, темно. Совесть мучит, жизнь хлопочет. Это что-то страшное, непредсказуемое, жестокое было неизбежным, и лирический герой, понимает, что выхода нет, это не изменить и остается только смириться и продолжать существовать в этом неспокойном мире: Гость бессонный, пол скрипучий? Ах, не всё ли мне равно! Вновь сдружусь с кабацкой скрипкой, Монотонной и певучей! Вновь я буду пить вино! У лирического героя нет никакой надежды на спасение, впереди только смерть: Всё равно не хватит силы Дотащиться до конца С трезвой, лживою улыбкой, За которой - страх могилы, Беспокойство мертвеца. Весь мир для героя предстает темных, холодным, ничего светлого и яркого нет, этим подчеркивается безысходность надвигающейся катастрофы: «Тихо, холодно, темно», «На луну взглянуть нет мочи Сквозь морозное окно». В стихотворении присутствуют звуки скрипучего пола и монотонной скрипки, которые накаляют, нагнетают атмосферу произведения. А частое использование глухих [т], [п], [х], [с], [ч] (аллитерация) усиливает чувство тревоги. Также присутствует ассонанс [о]. Слова-острия: тревога, ночь, взгляд, морозное окно, вино, жизнь, совесть, сон
Стихотворение состоит из 4х пятистиший. Рифмовка: abcab decde fghfg ijhij Как растет тревога к ночи! (женская, точная, открытая) Тихо, холодно, темно. (мужская, точная открытая) Совесть мучит, жизнь хлопочет. (женская, точная, закрытая) На луну взглянуть нет мочи (женская, точная, открытая) Сквозь морозное окно. (мужская, точная открытая)
Что-то в мире происходит. (мужская, точная открытая) Утром страшно мне раскрыть (мужская, точная, закрытая) Лист газетный. Кто-то хочет (женская, точная, закрытая) Появиться, кто-то бродит. (мужская, точная открытая) Иль - раздумал, может быть? (мужская, точная, закрытая)
Гость бессонный, пол скрипучий? (женская, неточная, закрытая) Ах, не всё ли мне равно! (мужская, точная, открытая) Вновь сдружусь с кабацкой скрипкой, (женская, точная, закрытая) Монотонной и певучей! (женская, неточная, закрытая) Вновь я буду пить вино! (мужская, точная, открытая)
Всё равно не хватит силы (женская, точная, открытая) Дотащиться до конца (мужская, точная, открытая) С трезвой, лживою улыбкой, (женская, точная, закрытая) За которой - страх могилы, (женская, точная, открытая) Беспокойство мертвеца. (мужская, точная, открытая)
Как растет тревога к ночи! ′ / ′ / _ ′ / ′ / Тихо, холодно, темно. ′ / ′ / / ′_
Совесть мучит, жизнь хлопочет. ′ / ′ / _ ′ / ′ / На луну взглянуть нет мочи / ′ / _ ′ / ′ / Сквозь морозное окно. ′ / ′ / / ′_ Ритмика стихотворения — силлабо-тоническая, т.е. ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке. Размер – четырехстопный хорей с пиррихием во 2,4,5 стихах. Литература: 1. Гинзбург, Л.Я О лирике / Л.Я. Гинзбург. - Л. : Советский писатель. 1974. 407 с. 2. История русской литературы Серебряного века (1890-е – начало 1920-х годов) в 3 ч. Часть 2. Символизм : учебник для бакалавриата и магистратуры / М. В. Михайлова [и др.] ; ответственный редактор М. В. Михайлова, Н. М. Солнцева. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. 227 с. 3. Коровин, В. И. История русской литературы XX - начала XXI века : в 3-х частях : Часть I : 1890-1925 годы : учебник для вузов / Сост. и науч. ред. проф. В. И. Коровин. - Москва : ВЛАДОС, 2014. - 496 с. 4. Минц, З.Г. Блок и русский символизм / З.Г. Минц. - Л. : Советский писатель. 1980. 478 с.
|
||||||||
|