Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Способы наказания детей



Способы наказания детей

Безусловно, лучше всего в плане управления коллективом манократия – через желания, поощрения и привилегии. Гораздо более не приветствует фобократия – власть через страх и принуждение. Но что делать, если ни отрядные «законы», ни лагерные правила не соблюдаются детьми? Обычно за этим следует наказание. Формально таковые вполне есть – если ребёнок буквально нарушает Закон, его отправляют к родителям. Однако это совсем уже крайние меры – как правило, дети совершают мелкие дисциплинарные нарушения, не выходящие за рамки федерального законодательства.

И тем не менее – нарушение остаётся нарушением. Как быть? Чем плохи наказания сами по себе? Они ничему не учат, не исправляют ошибок, не дают позитивных эмоций. Более того, факт наказания есть признак непрофессионализма, как педагога, так и организатора чего-либо, это свидетельствует о том, что вам не удалось наладить работу отряда (системы) так, чтобы он работал без нарушений. При этом если вы сами создали правило, которое неразумно, которое детям приходится нарушать, вы только уроните свой авторитет. Однако с другой стороны, если от вас нет никакой реакции, и вы проглатываете нарушения дисциплины, ваш авторитет упадет ещё сильнее. Поэтому иногда, в редких случаях, к наказаниям прибегать необходимо, чтобы минимизировать урон по авторитету, а также упреждать нарушения в будущем, в назидание остальным, чтобы, по крайней мере, «диссиденты» избегали из страха собственных ошибок.

Важный момент – если вы сами придумали неразумное правило, которое часто нарушают для нормальной адекватной жизнедеятельности, лучше признайте ошибку и отмените или переделайте его. Авторитет кроется не в упрямстве, а в мудрости, покажите, что вы друг и покровитель, а не тиран.

Безусловно, пожалуй, самое справедливо наказание, по сути, заключается в принципе возмездия – нарушитель должен испытать то же самое, что он сделал с другими, чтобы на себе самом осознать всю тяготу проступка. Однако этот принцип, как правило, ни коим образом не возвращает утраченного, не восстанавливает разрушенного и ничему не учит, поэтому не допустим в педагогике (возможно лишь за очень редким исключением).

Прощение. Безусловно, все имеют право на ошибку – никто не застрахован от них. И иногда действительно можно простить. Иногда дети (да и взрослые тоже) искренне сожалеют о своём проступке – и искренне попытаются исправиться сами. Однако нельзя прощать вечно. Помните, простил один раз – мудрость, простила второй раз – милосердие, но простил третий раз – это уже глупость. Стремитесь быть мудрыми, бывайте иногда милосердны, но никогда не будьте глупыми.

10 условий правосудия. Существуют правила наказаний, какими бы они не были. Несоблюдение таких правил приведёт к упадку авторитета, поскольку от них зависит адекватность вашего же решения. Будьте готовы всегда пояснить детям и взрослым, за что и почему вы наказали именно так.

1) Сохраняйте милосердие. Если сомневаетесь в наказании, при этом ошибка совсем уж пустяковая, а тем более неосознанная – лучше не наказываете.

2) Сохраняйте чувство реальности. Не обещайте того наказания, которого сами не сможете исполнить, и того, которое ребёнок не сможет понести.

3) Сохраняйте право на искупление. Один проступок – одно наказание. Наказан – прощён. Не лишайте ребенка в будущем похвалы и награды, несмотря на проступок в прошлом. И не наказываете несколько раз за один и тот же случай.

4) Сохраняете своевременность. Если, например, проступок был утром, а наказание последовало лишь вечером, то его «поучительность» не будет так осознана, как должна быть.

5) Сохраняйте соразмерность. Наказание должно быть пропорционально проступку. Согласитесь, глупо, например, писать докладную на ребёнка, если он опоздал на две минуты на обед или мероприятие.

6) Сохраняйте беспристрастность. Оцениваете сам проступок, а не личность, вне зависимости от того, кто его совершил, и как вы сами относитесь к наказуемому. И если вы однажды наказали за проступок одного, то за точно такое же нарушение наказываете точно таким же образом другого.

7) Сохраняйте неотвратимость. Если вы угрожаете, значит, в случае проступка, немедленно караете. И ни в коем случае не игнорируете провинившегося.

8) Сохраняйте холодность. Ваше наказание – это правосудие, а не месть. Сохраняйте холодный расчёт и давите в себе негативные эмоции. Наказывая, старайтесь отнять приятное, а не причинить плохое. Кроме того, к плохому привыкаешь быстрее, чем к лишению хорошего. И при исполнении наказания никогда ни при каких условиях не проявляйте злорадство, ярость, раздражительность и иные ярко выраженные эмоции в принципе, только спокойствие, можно "тихий гнев" и "стальной холод в голосе". В ином случае вас будут или больше ненавидеть или презирать.

9) Сохраняйте честь. Наказание не должно приносить физического, психологического и морального вреда, никаких унижений.

10) Сохраняйте право на защиту. Перед тем как наказывать, внимательно выслушаете позицию и мнение с точки зрения ребёнка/детей, а потом принимайте решение. Возможно в наказании не будет даже смысла.

Классификация наказаний.Наказания бывают запрещённые и дозволенные. Первых делить смысла нет – их применять нельзя в принципе. Последние делятся по возрасту, форме, масштабности и уровню личного контроля.

Нужно помнить, что не все наказания для старших посильны для младших, и не все наказания младших дадут эффект на старших. В зависимости от конкретной ситуации нам приходится наказывать одного ребёнка (персональное наказание, если он сам сделал какую-то гадость), нескольких детей (групповое наказание, если например, оба подрались) или даже весь отряд (всеобщее наказание, если весь коллектив поступает неприемлемо). И напоследок – чем больше реализация наказания зависит от вас, тем вам же проще (заставить что-то ребёнка сделать нежелательное для себя и самому оказать воздействие – всё-таки две разные вещи).

Желательно использовать данные три формы наказания, хотя некоторые конкретные способы могут и выходить за их рамки, но при этом оставаться приемлемыми.

1) Игровая форма. Наказания, внешне похожие на игру.

2) Договорная форма. Наказание, на которое дети сами подписываются и соглашаются в случае проступка. В таком случае нужно убедиться, что договорные санкции действительно могут быть ощутимы, не давайте детям карт-бланш на выбор кары, тщательно и сами выбирайте.

3) Подавляющая форма. Наказания, направленные на монотонную деятельность и (или) подавление эмоций.

Запрещённые наказания. Их ни в коем случае нельзя применять, даже если вам очень захочется.

1) Рукоприкладство. Ни в коем случае нельзя бить, душить и толкать ребёнка. Это нарушение законодательства.

2) Голод. Нельзя лишать ребёнка еды – во-первых, это вредит его здоровью, а во-вторых, за неё заплатили органы опеки/его родители. Это нарушение законодательства.

3) Спорт. Нельзя наказывать лишением спорта или наоборот – лишними физическими перегрузками. В первом случае это не развивает, а второе – убивает интерес и может навредить здоровью. Это непедагогично.

4) Труд и чтение книг. Нельзя наказывать тем, что должно приносить удовольствие и стимул и быть полезным для общества. То, что должно быть полезным и (или) приятным не должно вызывать отторжение. А наказание – это как раз то, что будет вызывать неприязнь. Единственное возможное исключение – это совсем уж низменный труд вроде уборки (комнаты, помещения, территории и т.д.), и то не всегда. Это непедагогично.

5) Возложение ответственности. Ни в коем случае наказание не должно быть поручением или налагать какую-то ответственность (например, назначать своим помощником). Ответственность и желание помогать старшим должны быть стремлениями, а не вызывать отторжение и страх. Это непедагогично.

6) Запрет на купание. Опять же, нельзя наказывать тем, что должно или приносит удовольствие. Кроме того, запрет на душ – это нарушение правил гигиены.Это непедагогично и нарушает требования лагеря.

7) Лишение сна. Опять же, это вредит их здоровью, и за отдых заплатили деньги.Это непедагогично и нарушает требования лагеря.

8) Лишение участия в лагерном мероприятии (в частности – дискотеки). Во-первых, опять же, за это заплатили. А во-вторых, это должно быть исключительно при разрешении администрации. Это непедагогично и косвенно нарушает требования лагеря.

9) Другие дети. Все дети равны друг перед другом и перед вами. Вам ни в коем случае нельзя поощрять насилие (физическое, моральное и (или) психоэмоциональное) между самими детьми. И высшая власть в отряде – это только вы и ваши напарники.Это непедагогично и нарушает требования лагеря.

10) Страх. Никогда не наказывайте тем, чего ребёнок безумно боится, к чему у него есть фобия, не запугивайте их ужастиками и прочее. То есть не оставляйте в помещении без света в абсолютной темноте, не заставляйте трогать пауков и насекомых и т.д. Это непедагогично.

 

Примеры

Примеры наказаний разных форм, масштабности, уровней контроля и для разных возрастов.

Игровая форма.

Игра «Рейд». Группа или весь отряд идут строевым маршем до тех пор, пока не будут делать это в идеале и в полной тишине.

Игра «Лучший друг вожатого». Ребёнка забираете с собой на все ваши вожатские дела, и он должен следовать всюду за вами – именно в отрыве от коллектива.

Игра «Снежный ком». Все участники игры садятся или становятся в круг, таким образом, чтобы все играющие видели друг друга. Участники по очереди называют свое имя. Каждый последующий игрок называет имена всех предыдущих игроков, прибавляя к ним свое. Можно несколько раз менять порядок детей и повторять данную игру.

Договорная форма.

Лишение привилегий. Например, капитан отряда не просто не справился с задачей, а сознательно саботировал её. В этом случае будет справедливо его лишить данного места.

Сон. Подойдёт для младших и иногда средних. Данное наказание лучше и проще реализуется, если оно групповое или всеобщее. Вы можете его или продлить на более поздний срок – или же начать сончас раньше.

Очки доверия. Есть такой вариант, ввести в отряде очки доверия. У кого их больше всего – тот имеет больше прав на те или иные привилегии. Соответственно, кто нарушает дисциплину, и лишается этих очков.

Подавляющая форма.

Докладная. Единственный официальный юридический способ санкций против детей, полностью подконтрольный вам и применяемый к абсолютно любому возрасту и к любому количеству детей. Накопление определённого количества докладных приведёт к автоматическому исключению из лагеря. Однако данное наказание довольно сурово, и оно будет свидетельствовать официально о том, что вы не справляетесь с дисциплиной и не смогли наладить работу в отряде – используете его с умом.

Объяснительная. Один из немногих официальных способов наказания. Ребёнок должен изложить на бумаге, почему он так поступил и почему его поступок плох. Можно написать объяснительную коллективно или по отдельности каждому, если проступок совершён несколькими детьми.

Режим «Чёрный Холод» (или по-простому — игнорирование). Это самый лучший способ, если вы — авторитет для ребёнка, но в то же время – самый жестокий, почти на грани дозволенного и запретного. Не замечайте его, игнорируйте, абсолютно молча, без эмоций, при этом даже не смотрите на него, а если и смотрите, то без чувств, без малейшей негативной мимики, до тех пор, пока что-то не измениться, но поползновения в область искупления поощряйте. Неплохо работает против детей «без тормозов» на контрасте того, как вы будете зажигать и веселиться с другими детьми.

«Исихазм» (или по-простому – обет молчания). В течение некоторого времени (нескольких часов, максимум всего дня) ребёнок или дети должны хранить молчание и изъясняться только жестами.

«Целибат». В течение некоторого времени ребёнку запрещено иметь контакты с противоположным полом, особенно если это пара. Никаких разговоров, никаких соприкосновений за ручку, никакого совместного времяпрепровождения и взаимодействия и т.д. Наиболее ощутимо будет против средних и старших возрастов.

«Казематы» (или по простому – одиночество). Оставить ребёнка на какое-то время совершенного одного в комнате – без связи с внешними миром и без других детей. Наказание на грани психологического насилия – приемлемо в исключительных ситуациях, когда ребёнок вёл себя отвратительно перед другими.

«Ведро и ложка». Набрать ведро воды с помощью столовой ложки. Монотонное наказание, лучше применять на старших, иногда – на средних детях.

Научная лекция. Мучительная нудная лекция с кучей непонятных слов от вас. Полезна особенно, если хотите уложить детей спать – скука усыпляет.

Другие наказания и способы воздействия.

Исправление последствий. Собственно иногда не совсем даже наказания, но это единственный «полезный» способ – то есть исправляющий ситуацию. Если уронил – собрал и поставил на место, если что-то потерял – значит найди.

Режим «Пронзающий взгляд». Не столько даже наказание, сколько скрытое психологическое воздействие — во время разговора вам нужно смотреть ребёнку в глаза, не отводя своих, при этом сохраняя спокойствие, силу и «сталь» (последнее в малой или большей степени в зависимости от ситуации) во взгляд, мимике, голосе и жестах (но лучше даже не жестикулировать). Не вступайте в такую «дуэль», если не уверены в своих волевых качествах, особенно если имеете дело со старшими детьми.

Режим «Звуковой баланс». Тоже по сути скрытое психоэмоциональное воздействие – чем громче говорят и даже кричат дети, тем тише вещаете вы сами, специально затихая и стимулируя их прислушаться и успокоиться самим.

Пытка смехом. Можно защекотать ребёнка или детей – вы вроде как и не вредите физически, но при этом осуществляете нежелательное воздействие.

Физическое удержание. Приемлемо в экстренных ситуациях, когда ребёнок в припадке истерики пытается нанести вред себе или окружающим или вовсе пытается сбежать из лагеря.

Антиагрессия. Больше не наказание, а метод успокоение и выведения ребёнка из бешеного состояния. Алгоритм прост – игнорируете все негативные эмоции (и свои, и его; ведите предельно умиротворённый разговор), выражайте понимание его чувств («Конечно, тебе наверняка обидно/больно, что...»), позитивно обозначьте его же поведение («Ты зол, потому что устал, но сейчас всё будет хорошо») и переключите его внимание на нечто позитивное, можно дать какое-то поручение («Мы можем вернуться к этой проблеме, обещаю, но сейчас мне нужна твоя помощь...»). Также во время горячих споров, которые могут вот-вот перейти в оскорбления, нужно всегда сохранять спокойствие, не повышать тона и продолжать КОНСТРУКТИВНО свою мысль, тогда разговор будет всё меньше и меньше провоцировать на дальнейшую конфронтацию.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.