Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Методические рекомендации. посвящённом 60-летию со дня полёта Ю.А. Гагарина в космос.. Архангельск, 2021 г.



 

Муниципальное учреждение культуры муниципального образования

«Город Архангельск» «Централизованная библиотечная система»

Центральная городская библиотека имени М.В. Ломоносова

 

 

Методические рекомендации

по проведению городского конкурса «Мы – дети Галактики»,

посвящённом 60-летию со дня полёта Ю.А. Гагарина в космос.

Архангельск, 2021 г.

 

Читательский адрес:

специалисты муниципальных библиотек Архангельска, руководители дошкольных образовательных учреждений, преподаватели общеобразовательных школ, преподаватели художественных школ и детских школ искусств, руководители изостудий, кружков, потенциальные участники конкурса.

 

Форма методических рекомендаций:

методическая разработка

 

Наименование раздела Краткое содержание раздела
Введение Первый полет человека в космос стал одним из самых ярких и впечатляющих событий минувшего века. Имя первого землянина, порвавшего путы земного притяжения, Юрия Гагарина, нашего соотечественника, навсегда вписано в историю человечества. И мы, россияне, гордимся этим. Человеческий гений, дерзость духа, мужество, готовность к самопожертвованию ради великой цели - все эти факторы, слитые воедино, позволили совершить 12 апреля 1961 года тот ошеломляющий полет. В 2021 году этому событию исполняется 60 лет Значение этого эпохального события трудно переоценить. Какие бы ни были тяжёлые времена, важным качеством человека является способность смотреть на звёздное небо и задумываться о вечном и бесконечном. Недаром великий философ Иммануил Кант говорил: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Городской конкурс «Мы – дети Галактики»проводится в рамках мероприятий, посвященных первому полету человека в космос, с целью привлечения внимания молодого поколения к истории, культуре и наследию России в мирном освоении космоса. Организатором конкурса является муниципальное учреждение культуры муниципального образования «Город Архангельск» «Централизованная библиотечная система» (далее – МУК «ЦБС»): формирует состав жюри конкурса; организует информационное сопровождение подготовки и проведения конкурса; осуществляет прием конкурсных работ; осуществляет награждение победителей конкурса. Сроки проведения конкурса – с 01 февраля по 05 апреля 2021 года. Уровень конкурса: городской.
Цели и задачи Целью конкурса является выявление и поддержка талантливых дошкольников и учащихся, создание условий для творческого самовыражения детей, пропаганда творческих достижений, развитию интереса к изучению истории открытия космоса, ракетной техники, жизни космонавтов. Конкурс направлен на решение следующих задач:        поддержание мотивации дошкольников и учащихся к созидательной творческой деятельности;        развитие у дошкольников и учащихся интереса к изучению и освоению космоса;        привлечение внимания дошкольников и учащихся к достижениям современной космонавтики, к профессии космонавта.        содействие расширению знаний участников Конкурса в области космонавтики.
Номинации конкурса: Конкурс лэпбуков «Мой космос». К участию в данной номинации приглашаются дошкольники и их родители (воспитатели) дошкольных образовательных организаций города Архангельска.   Конкурс детского рисунка «Таинственный космос». К участию в данной номинации приглашаются учащиеся начальной школы общеобразовательных учреждений города Архангельска, учащиеся художественных школ, детских школ искусств, изостудий, кружков рисования в возрасте 7-10 лет.   Интеллектуально-историческая викторина «И космос встретил человека!». К участию в данной номинации приглашаются учащиеся 5-7 классов общеобразовательных учреждений города Архангельска.
Конкурс лэпбуков «Мой космос».   Лэпбук – это самодельная интерактивная папка с кармашками, мини-книжками, окошками, подвижными деталями, вставками, которые можно доставать, раскладывать, складывать по своему усмотрению. Содержание лэпбука должно соответствовать теме конкурса «Мой космос». К конкурсной работе должен быть приложен паспорт лэпбука по следующей структуре: название лэпбука; содержание лэпбука (перечень разделов и описание игр и правил, входящих в этот раздел). Лэпбук может быть создан в процессе совместной деятельности ребенка, родителя и воспитателя. Критерии оценки лэпбуков:        соответствие содержания лэпбука теме Конкурса;        соответствие содержания и оформления возрастным особенностям дошкольников;        доступность;        информационность;        содержательность;        оригинальность и эстетика оформления;        практичность,        разнообразие элементов (кармашки, мини-книжки, книжки-гармошки, блокнотики, вращающиеся круги, конвертики, карточки, разворачивающиеся страницы и т. д.)   Итак, вы захотели сделать лэпбук. С чего же начать? 1. Выбираем тему лэпбука. Тема – космос. 2. После того, как выбрали тему, надо написать план, ведь лэпбук – это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. Чтобы составить план, мы используем модель трёх вопросов. Задаем ребенку вопросы: Что ты знаешь о космосе? Что хотел бы узнать о космосе? Что сделать, чтобы узнать о космосе? 3. Создание макета. Чтобы сделать макет лэпбука понадобится: распечатанные шаблоны лэпбука или самостоятельно нарисованные шаблоны. Для этого хорошо использовать, цветной принтер, цветную бумагу для принтеров – тогда папка получается цветная и красочная; лист плотной бумаги формата А3 или листы А4. для изготовления самой папки. Для этого подойдет любая картонная папка. Традиционно папки лэпбуков делаются с двустворчатыми, открывающимися в противоположные стороны дверками. После этого на папку изнутри надо наклеить листы для фона. Снаружи обложку оклеиваем цветной бумагой, или цветной самоклейкой и украшаем по своему усмотрению; ножницы, клей-карандаш, цветные карандаши, фломастеры, разноцветные ручки, скотч; безграничная фантазия. Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана, то есть нарисовать макет. Формы представления могут быть любые: тексты, рисунки, картинки или фотографии, игры. Все, что придумали, разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках и т. д. кстати, совершенно необязательно (и даже совсем нежелательно) выполнить все задания, заложенные в лэпбук, за один урок или за один день. Многие из них рассчитаны на длительную работу, изучение дополнительной информации и проведение собственных исследований. Ведь лэпбук – это ещё и способ оформления самостоятельного исследовательского проекта. Такая необычная подача материала обязательно привлечёт внимание ребёнка, и он ещё не раз возвратится к этой папке, чтобы полистать – поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал. Лэпбук готов!
Конкурс детского рисунка «Таинственный космос». «Космос» – в переводе с греческого означает «Красота», «гармония». Человек является частью Космоса, поэтому с рождения в каждом из нас заложено чувство Прекрасного. Однако увидеть космическую красоту может не каждый, а только тот, кто обладает прекрасным, добрым и отзывчивым сердцем. «Зорко одно лишь сердце!», – говорил главный герой известной повести А. де Сент-Экзюпери «Маленький Принц». Мир наших мыслей и чувств – это тоже Космос. У каждого человека он свой, и каждый видит и ощущает окружающий мир по-своему. Мы предлагаем юным участникам Конкурса рассказать в своем рисунке о своем Космосе. Формат рисунков: 30*42 см (А3), рисунки не должны быть оформлены в паспарту; на обратной стороне каждой работы необходимо указать фамилию, имя, отчество, возраст автора, представляемое учреждение. Конкурсные работы могут быть выполнены в любой технике изобразительного искусства (гуашь, тушь, акварель, пастель, смешанные техники и т.д.). На конкурс не принимаются работы, выполненные с помощью компьютерных программ. Критерии оценки живописных работ:        соответствие теме;        создание художественного образа;        оригинальность воплощения замысла;        качество исполнения;        самостоятельность исполнения;        соответствие требованиям к оформлению конкурсной работы. На конкурс не принимаются работы, в которых используются образы не Космоса.
Интеллектуально-историческая викторина «И космос встретил человека!». Космонавтика – это звучит гордо. Грандиозные успехи космонавтики приковали внимание самых разных слоёв общества практически всех стран и континентов. Космонавтика не оставляет равнодушным никого. Всё большее количество стран присоединяется к исследованию космоса. Сегодняшний день характеризуется бурным развитием космической отрасли. В данной номинации предлагается ответить на вопросы интеллектуально-исторической викторины «И космос встретил человека!» Все ответы на викторину должны быть грамотно оформлены (стилистически, орфографически и т.д.). Ответы на викторины отправляются в электронном виде на адрес: book1963@yandex.ru с пометкой: «Конкурс». Критерии оценки интеллектуально-исторической викторины:        правильность ответов;        грамотность;        логичность построения ответа на вопрос;        глубина и полнота ответа,        историческая достоверность;        наличие самостоятельных выводов и оценок;        использование разнообразных источников и литературы.
Вопросы викторины. Интеллектуально-историческая викторина «И космос встретил человека!» 1. Какая наука изучает звёзды, Галактику, звёздное небо? 2. Кого называли «отцом русской космонавтики»? 3. Кто был создателем первого пилотируемого космического корабля? 4. Кто первым выдвинул идею ракетного летательного аппарата? 5. В каком году первое живое существо побывало в космосе? 6. В каком году станция «Луна-1» прошла на расстоянии 6000 километров от поверхности Луны и вышла на гелиоцентрическую орбиту, став первым в мире искусственным спутником Солнца? 7. В каком году был совершён первый в истории орбитальный полёт в космос живых существ с успешным возвращением на Землю? 8. Кто и когда совершил первый выход в открытый космос? 9. Кто из космонавтов произнёс знаменитую фразу: «Эй! Небо, сними шляпу!» 10. Когда состоялась первая высадка человека на Луну? 11. Кто из женщин первой вышла в открытый космос? 12. Какое название имела ракета-носитель, которая должна была впервые в истории человечества вывести в космос корабль с человеком на борту? 13. Какая часть полёта более всего беспокоила конструкторов? 14. Сколько времени провёл Гагарин на околоземной орбите? 15. В каком океане работало научно-исследовательское судно под названием «Космонавт Юрий Гагарин»?   Предлагаем в библиотеках оформить книжные выставки, посвящённые космосу.
Источники  1. #Лэпбук (группа «ВКонтакте») https://vk.com/lapbook_dorohina 2. Технология «лэпбук» (lapbook. лепбук) и ее применение https://nitforyou.com/lepbuk/ 3. «ВебЛандия. Лучшие сайты для детей» https://web-landia.ru/ 4. Арт-проект «Мы верим в космос» https://web-landia.ru/search/66-astronomy/3070-my-verim-v-kosmos 5. Обзор интернет-ресурсов о космосе для детей http://sodb.ru/obzor-internet-resursov-o-kosmose-dlja-detej 6. ПОЛОЖЕНИЕ о городском конкурсе «Мы – дети галактики», посвящённого 60-летию со дня полёта Ю. А. Гагарина в космос. https://arhlib.ru/interesno/konkursyi/
Заключение Космос. Его бесконечные неизведанные просторы во все времена притягивали внимание человечества. Философы древности вдохновенно размышляли над законами Мироздания, вглядываясь в звездную Бесконечность. Прошли века и тысячелетия, но и в XXI веке Космос по-прежнему наполняет сердца людей трепетом и восхищением перед непостижимой грандиозностью и красотой космических просторов Вселенной – колыбелью планеты Земля и ее человечества. Вместе с тем, бурное развитие цивилизации, небывалый расцвет космических технологий привели к тому, что с первых лет жизни в сознании детей формируются устойчивые представления о Космосе как о безжизненном и опасном для людей пространстве, взаимодействие с которым человечество осуществляет через космическую технику: ракеты, луноходы, спутники. Одновременно литература, кино- и видеопродукция закрепляют в сознании детей устойчивые образы Космоса в стиле фэнтези – далекого от существующей реальности. Тем самым представления ребенка о мироздании искажаются. Они складываются под влиянием навязанных извне стереотипов, которые лишают детей способности к самостоятельным творческим размышлениям. В свою очередь, внимательное и бережное отношение взрослых к внутреннему, духовному миру ребенка дает поразительные результаты. В работах конкурсантов мы бы хотели увидеть не техногенное, а образное прочтение темы Космоса: размышления детей о Вселенной, необыкновенной красоте космического пространства, о единстве человека и Космоса, ответственности за нашу Землю, собственной сопричастности к Космосу. Науке еще только предстоит открыть эти прекрасные космические миры, незримо присутствующие рядом с нами. Но юные конкурсанты могут передать в своем творчестве не только их красоту, но и связанные с ней глубокие внутренние переживания, открывая миру взрослых новую космическую реальность.

 

Методические рекомендации подготовила:

Борисова С.Д., заместитель директора по работе с детьми МУК «ЦБС».

Контакты:
телефон: 20-15-76

dook1963@yandex.ru



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.