|
|||
ПМ.03. Организация и выполнение мероприятий по обеспечению безопасности на транспортеПМ.03. Организация и выполнение мероприятий по обеспечению безопасности на транспорте МДК.03.01. ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НА ТРАНСПОРТЕ Раздел 1. Организация и выполнение мероприятий по пресечению актов незаконного вмешательства в деятельность транспорта Тема 1.2. Нормативная правовая база в области обеспечения транс- портной безопасности ЗАНЯТИЕ № 4 «Нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие вопросы обеспечения транспортной безопасности Основным законодательным актом, регламентирующим транспортную безопасность, является Федеральный закон от 09.02.2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – «Закон о транспортной безопасности»). Структурно закон состоит из следующих статей: Статья 1. Основные понятия. Статья 2. Цели и задачи обеспечения транспортной безопасности. Статья 3. Принципы обеспечения транспортной безопасности. Статья 4. Обеспечение транспортной безопасности. Статья 5. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Статья 6. Категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Статья 7. Уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Статья 8. Требования по обеспечению транспортной безопасности. Статья 9. Планирование и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Статья 10. Ограничения при выполнении работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности. Статья 11. Информационное обеспечение в области транспортной безопасности. Статья 11.1. Федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности. Статья 12. Права и обязанности субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков в области обеспечения транспортной безопасности. Статья 12.1. Подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности, аккредитация подразделений транспортной безопасности. Статья 12.2. Досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности. Статья 12.3. Особенности защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Статья 13. Вступление в силу настоящего Федерального закона. Статьей 1 настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: 1) акт незаконного вмешательства – противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий; 1.1) зона транспортной безопасности – объект транспортной инфраструктуры, его часть (наземная, подземная, воздушная, надводная), транспортное средство, его часть, для которых в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности устанавливается особый режим прохода (проезда) физических лиц (транспортных средств) и проноса (провоза) грузов, багажа, ручной клади, личных вещей либо перемещения животных; 1.2) соблюдение транспортной безопасности – выполнение физическими лицами, следующими либо находящимися на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, требований, установленных Правительством Российской Федерации; 1.3) аттестация сил обеспечения транспортной безопасности – установление соответствия знаний, умений, навыков сил обеспечения транспортной безопасности, личностных (психофизиологических) качеств, уровня физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности в целях принятия субъектом транспортной инфраструктуры решения о допуске (невозможности допуска) сил обеспеч ения транспортной безопасности к выполнению работы, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности, либо об отстранении от выполнения такой работы; 1.4) аттестующие организации – юридические лица, аккредитованные компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, для обработки персональных данных отдельных категорий лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или осуществляющих такую работу, в целях проверки субъектом транспортной инфраструктуры сведений, а также для принятия органами аттестации решения об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности; 2) категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств – отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий; 3) компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности – федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации осуществлять функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности; 4) обеспечение транспортной безопасности – реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства; 5) объекты транспортной инфраструктуры – технологический комплекс, включающий в себя: а) железнодорожные, автомобильные вокзалы и станции; б) метрополитены; в) тоннели, эстакады, мосты; г) морские терминалы, акватории морских портов; д) порты, которые расположены на внутренних водных путях и в которых осуществляются посадка (высадка) пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной опасности на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, судоходные гидротехнические сооружения; е) расположенные во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки, сооружения; ж) аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств; з) участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование, определяемые Правительством Российской Федерации. 6) оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств – определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства; 7) перевозчик – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю); 7.1) подразделения транспортной безопасности – осуществляющие защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (в том числе на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры) подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица; 7.2) силы обеспечения транспортной безопасности – лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры, транспортном средстве, включая персонал субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств; 7.3) грузы повышенной опасности – опасные грузы, отнесенные Правительством Российской Федерации к грузам, представляющим повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей среды; 8) специализированные организации в области обеспечения транспортной безопасности – юридические лица, аккредитованные компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; 9) субъекты транспортной инфраструктуры – юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании; 10) транспортная безопасность – состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства; 11) транспортные средства – устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами, и включающие в себя: а) транспортные средства автомобильного транспорта, используемые для регулярной перевозки пассажиров и багажа или перевозки пассажиров и багажа по заказу либо используемые для перевозки опасных грузов, на осуществление которой требуется специальное разрешение; ж) транспортные средства городского наземного электрического транспорта; 12) транспортный комплекс – объекты и субъекты транспортной инфраструктуры, транспортные средства; 13) уровень безопасности – степень защищенности транспортного комплекса, соответствующая степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства. Статья 2 Закона определяет основные цели и задачи по обеспечению транспортной безопасности в РФ: 1. Целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. 2. Основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются: 1) нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности; 2) определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; 3) оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; 4) категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; 5) разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности; 6) разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности; 7) подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности; 8) осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения транспортной безопасности; 9) информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение транспортной безопасности; 10) сертификация технических средств обеспечения транспортной безопасности. В статье 3 провозглашены основные принципы обеспечения транспортной безопасности: 1) законность; 2) соблюдение баланса интересов личности, общества и государства; 3) взаимная ответственность личности, общества и государства в области обеспечения транспортной безопасности; 4) непрерывность; 5) интеграция в международные системы безопасности; 6) взаимодействие субъектов транспортной инфраструктуры, органов государственной власти и органов местного самоуправления. Указанный закон вступил в силу 14.08.2007 года. Однако фактически реализация данного нормативного акта началась в 2011 году после трагических событий в аэропорту Домодедово и определения порядка проведения работ по категорированию, оценке уязвимости и планированию, установления требований транспортной безопасности. Данный закон, являясь, по своей сути, базовым актом, имел чрезвычайно широкое толкование, не содержал конкретных требований к силам и средствам обеспечения транспортной безопасности, а по отдельным направлениям обеспечения транспортной безопасности лишь формализовал процесс. Указанные недостатки правового регулирования призван решить Федеральный закон от 03.02.2014 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности». Данным законодательным актом внесены значительные изменения в Закон о транспортной безопасности – расширен понятийный аппарат и задачи обеспечения транспортной безопасност и, более детально регламентированы вопросы обеспечения транспортной безопасности и механизм реализации планов обеспечения транспортной безопасности, информационное обеспечение в этой области. Расширены возможности проведения оценки уязвимости и планирования, введены дополнительные ограничения при выполнении работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, дополнительные основания проведения проверок органами государственного контроля (надзора), предусмотрена подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности. Субъекту транспортной инфраструктуры теперь предоставлено право и определены основания проведения досмотра, а также дополнительного и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности; подразделениям транспортной безопасности предоставлено право на приобретение, хранение и ношение специальных средств и служебного огнестрельного оружия. Так, в соответствии со ст. 4 Закона о транспортной безопасности обеспечение транспортной безопасности осуществляется в настоящее время также перевозчиками, федеральными и региональными органами исполнительной власти, а также органами местного самоуправления в пределах их компетенции. Обеспечение защиты от актов незаконного вмешательства, в том числе террористических актов, зданий, строений, сооружений, не отнесенных к объектам транспортной инфраструктуры, и объектов, строительство которых не завершено и которые расположены в границах (на территории) объектов транспортной инфраструктуры теперь регламентировано Законом о транспортной безопасности. У субъекта транспортной инфраструктуры и перевозчиков появляется обязанность по предоставлению в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности полной и достоверной информации для проведения категорирования. Отдельно стоит отметить возможность проведения оценки уязвимости транспортных средств субъектами транспортной инфраструктуры, что значительно сократит время и ресурсы на проведение работ по оценке уязвимости. В настоящее время предусмотрена возможность не проводить категорирование по ряду объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств осуществляется поэтапно. Количество этапов реализации планов и сроки их реализации определяются соответствующим планом обеспечения транспортной безопасности. Данное положение закона особенно актуально, учитывая, что основная нагрузка в обеспечении транспортной безопасности ложится именно на субъект транспортной инфраструктуры. Изменениями в федеральное законодательство установлена необходимость осуществления подготовки и аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, которые подлежат обязательной аттестации, проводимой органами аттестации. При этом осуществляется непосредственная проверка соответствия знаний, умений, навыков личностных (психофизиологических) качеств, уровня физической подготовки отдельных категорий сил. С февраля 2014 года субъекту транспортной инфраструктуры и перевозчику предоставлена возможность проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра. Предусмотрены основания и условия их проведения, пределы проведения такого досмотра. Отдельно стоит отметить изменение административного законодательства в части нарушения законодательства о транспортной безопасности. Расширен перечень оснований привлечения к административной ответственности, увеличен размер штрафов. В настоящее время к числу нарушений законодательства о транспортной безопасности, влекущих административную ответственность относятся: неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействии) не содержат уголовно наказуемого деяния; их повторное совершение; указанные действия (бездействие) совершенные умышленно (ст. 11.15.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ). Теперь КоАП РФ дополнен статьей 11.15.2, в соответствии с которой с 06.05.2014 года организации влекут административную ответственность: - за нарушение правил аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; - порядка проведения оценки уязвимости и порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транс- портной инфраструктуры и транспортных средств; - порядка аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требований к подразделениям транспортной безопасности; - порядка подготовки сил обеспечения транспортной безопасности и порядка аттестации сил обеспечения транспортной безопасности; - правил проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности (совершенное по неосторожности, их повторное совершение, указанные действия (бездействие), совершенные умышленно). Увеличен размер штрафов за допущенные нарушения, расширен перечень оснований для приостановления деятельности, а также введена конфискация орудия совершения или предметов административного правонарушения. Новый Закон направлен на защиту транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства, в том числе террористических актов. Так, законодателем усилена уголовная ответственность за нарушение требований в области транспортной безопасности, установленная статьей 263.1 УК РФ. Теперь за совершение данного преступления вместо 5 лет будет грозить до 8 лет лишения свободы. При этом необходимо также отметить, что ответственность будет предусмотрена не только за обеспечение транспортной безопасности, но и за ее соблюдение.
|
|||
|