|
|||||||||
Мастер - класс для родителей.Мастер - класс для родителей. «Изготовление тряпичной куклы Масленица» Цель: обучение изготовлению тряпичной куклы «Масленица». Задачи: · Познакомить с историей возникновения кукол. · Активизировать познавательную деятельность детей. · Развивать творческую фантазию и воображение, чувство прекрасного. · Воспитывать аккуратность, усидчивость, настойчивость в достижении цели, взаимовыручку. Оборудование: для головы лоскуток двунити или саржи 20 х 20см, два лоскутка для рук 10 х 12см, два цветных лоскутка 20 х 20см для юбки, лоскуток для косыночки (лучше из красной ткани) , и немного синтепона или ваты для головы Ход. 1. История возникновения тряпичных кукол. Здравствуйте уважаемые гости! Давайте сегодня ненадолго перенесемся в страну народных тряпичных кукол. - Как вы думаете, как давно появились куклы, и какими они были? Трудно сказать точно, но кукла как детская игрушка появилась у славян примерно тысячу лет назад. В Британском музее хранится тряпичная кукла, которая принадлежала маленькому римлянину, жившему за 300 лет до нашей эры. С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой. Крестьяне верили, что чем больше и усерднее ребенок играет, тем больше будет достаток в семье и благополучнее жизнь. В некоторых избах кукол насчитывалось не менее сотни. Пока девочка была маленькой, для нее делали кукол мама, бабушка или старшие сестры. А когда малышке исполнялось пять лет, она должна была сооружать кукол сама. Это - было нетрудно, крестьянские куклы были очень простыми, делались в основном из тряпочек с помощью традиционных приемов. По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы – обереги (день и ночь - это кукла оберег, которая охранят жилище и его домочадцев, она символизирует сутки и оберегает смену дня и ночи, порядок в мире., пеленашки.) игровые и обрядовые. Игровые куклы, предназначались для забавы детям. Обрядовые куклы: это самые древние куклы. Они служили изображением духов и божеств, выполняли функции талисманов и оберегов. Обрядовые куклы были непременным атрибутом основных семейно-бытовых обрядов. Известно, что шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. В наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. Все детали кукол и их одежды закреплялись нитками. Куклам практически никогда не рисовали лица, чтобы они оставались неодушевленными, и в них не вселялись злые силы. Куклы делались разной величины, но самые популярные размеры были «с ладонь» и «с локоть». Когда женщина садилась делать куклу, она читала заговоры, молитвы или просто концентрировалась на своих желаниях, потребностях, вкладывая свои чувства и мысли в закрутки и одежды, слой за слоем. Сегодня я предлагаю изготовить народную тряпичную куклу Масленица. Кукла-Масленица одна из популярнейших обрядовых кукол. На Масленицу делали и сжигали не только соломенную куклу. Помимо такой куклы существует еще тряпичная кукла масленица. Куклу «Домашняя Масленица» делали в канун масленицы и ставили дома до следующей Масленицы, считалась сильным оберегом жилища, семьи и тепла. Она забирала в себя все плохое и через год на следующую Масленицу её сжигали, чтоб уходило все плохое. У куклы масленицы ручки тянутся вверх к солнцу. Юбочка куклы скручена специальным способом, как бы по кругу, что символизирует солнцеворот. Итак, есть смысл сделать себе Домашнюю Масленицу, которая будет стоять целый год, оберегать и способствовать задуманному.
Ø В белый лоскуток поместите наполнитель.
Ø
Ø Сделайте скрутку для рук с уголка.
Ø Скрутку для рук привяжите в районе шеи.
Ø Привязав 2 руки, нитки нe отрывайте, оставьтe длинные концы для закрепления юбки.
Ø
Ø Загните нижний лоскуток к центру.
Ø Верхний лоскуток загните от правой руки к левой.
Ø
Ø А верхний лоскуток загните за спину.
Ø Надеваем косыночку.
И вот кукла-оберег готова!
3. Итог. Мастер-класс подошел к концу. У всех у вас получились разные, интересные, неповторимые куклы. Я надеюсь, что наш мастер-класс вам понравился.
|
|||||||||
|