Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лукавый Вырий» - история группы в двух интервью



«Лукавый Вырий» - история группы в двух интервью

Группа "Лукавый Вырий " - одна из самых необычных групп нижегородской области. Созданная в 1998 году в городе Первомайск, она сразу привлекла к себе внимание слушателей своей неординарностью и необыкновенными текстами. Многие находят, да и сами музыканты не отрицают, что на творчество группы повлияли такие группы, как Калинов мост и Гражданская оборона, как бы ни странно звучало это сочетание. Но самое главное, как считают сами музыканты и их поклонники - это неповторимая атмосфера, которая окружает слушателей во время концертов группы.

Юлия Бондарович: Откуда возникло название «Лукавый Вырий»? Кто его придумал?

Евгений «Скиф» Митяйкин: Название появилось относительно случайно; у «Калинового Моста» есть строчка в песне «...веки сечь в вырий лукавым взглядом», а мой друг Шаповалов Владимир переставил слова, так и получилось это название. К тому же оно очень удачно подошло под концепцию нашего творчества – фолк-рок с уклоном в язычество.

ЮБ: С чего начиналась группа «Лукавый Вырий»?

Скиф: Очень сложно ответить на этот вопрос в двух словах. Естественно, как собственно и все группы начинаются с того, что встречаются несколько единомышленников, которым очень хочется как-то себя реализовать в творческом плане. Так получилось и у нас, когда я познакомился с Алексом - это было в далёком 1996 году. Но собственно группа под названием «Лукавый Вырий» возникла несколько позже, а точнее через 2 года, когда мы объединили свои проекты в один.

ЮБ: Расскажи кратко про свои проекты.

Скиф: Опять, таки глобальный вопрос. Песни писали я и Алекс, соответственно у каждого из нас была своя группа, у меня — «Стожары», у Сашки — «Эмпирей». Кроме нас самих в них активно участвовал Шаповалов Владимир, собственно нашими с Алексом были только песни, аранжировки придумывал Вова. Естественно группы эти были чисто условными, поскольку состояли из нас троих обе. Далее, как я уже говорил, мы решили объединить их в одну под названием «Лукавый Вырий». То что я делал один под гитару, выходило под ремаркой — Скиф. Пару альбомов мы с Сашкой записали вдвоём проект — Скиф и Алекс.

Вадим Демидов: Как вспоминает Евгений Митяйкин, им было примерно по 20 лет, когда они решили записывать свое творчество дома на магнитофон «Романтик». Если пел сам Митяйкин, то группа называлась «Стожары», а если пел Алексеев — то это был проект «Эмпирей». А Владимир Шаповалов на гитаре «Урал» подыгрывал обоим. «Студия» тоже имела название — «Идол Records».

ВД: Расскажи про «Идол Records».

Евгений Митяйкин: Записывались в комнате 3 метра на 2, где мы умещались втроем (там же стояли кровать, стол и шкаф). Предприятие, на котором мы тогда работали, летом было в простое, и мы целыми днями драли струны и дубасили по барабанам. Как все это выносили мои родители, ума не приложу! Писались так: я с гитарой сидел на кровати, а Шаповалов, тоже с гитарой, стоял на колонках. Алексеев располагался за барабанами у самой двери. Из барабанов имелись ведущий, бас-бочка и хэт, но на бочке играли палочками, поскольку педали не было.

— Качество было понятно какое, — рассказывает Евгений, — как вообще бедный «Романтик» умудрялся из этого шума вычленить нечто удобоваримое — непонятно. Мы в то время придерживались принципа Алексея Полковника — репетирует тот, кто играть не умеет. В 98-м году мы решили, что плодить группы нет смысла, поскольку музыканты одни и те же, к тому же Шаповалова забрали в армию. И мы с Алексом записали альбом под общим названием — «Лукавый Вырий».

Позже к нам присоединился барабанщик Олег Глухов, с которым был записан электрический альбом «Комоедицы», причем все писали с одного дубля на магнитофон Technics. Но когда Глухов нас покинул, мы остались у разбитого корыта, пока за барабаны не сел вернувшийся из армии Вова Шаповалов. Он за полгода освоил барабаны, правда, все это время мы репетировали одну и ту же песню, на каждой репетиции начиная ее заново, потому что Вова с прошлого раза не помнил ничего.

Ну и с самого начала «Лукавого Вырия» к нам присоединился гитарист, аранжировщик, да и вообще главный член нашей группы Устинов Михаил, если бы не он, то «Вырия» уже давно бы не существовало. Вся наша команда держится на энергии и духе этого человека.

В начале нулевых мы сделали акустический альбом «Полынья». В 2006-м появился концертный альбом «Рождество». Очень хочется сделать запись в нормальной студии, но для этого нужны деньги, а от семьи их оторвать не так-то просто.

ВД: С чего началось твое увлечение роком?

— Мой отец имел неплохую фонотеку: Led Zeppelin, Deep Purple, Shocking Blue, The Doors, Black Sabbath, The Beatles. Мама училась в Тамбове, ездить приходилось через Москву. По дороге она заказывала в студии звукозаписи те альбомы, которые папа ей писал на бумажке, а на обратном пути их забирала — так что все новинки в кратчайшее время попадали в наш город. Песни я начал писать в 93-м. Двоюродный брат освоил гитару и поделился, что сочиняет песню. Я был так поражен — для меня все музыканты были небожителями. По примеру брата мне тоже захотелось сочинять, и вскоре родители достали мне семиструнку. Лишняя струна тут же была снята и началось мое бренчание — а потом и первые песни. Наивные и под дворовый мотив.

ЮБ: Что сподвигло тебя на творчество?

Скиф: Сложно назвать какую-то причину, наверное, её просто не было. Просто в один момент в процессе бренчания на гитаре стали появляться какие-то мелодии, которые захотелось как-то озвучить, путём стихотворчества. Естественно первые песни были просто ужасны, и к счастью их почти никто не слышал. Как правило, изначально пишется текст и потом на него придумывается мелодия, но бывает и наоборот, единого стандарта не существует.

ЮБ: Стиль твоей музыки можно охарактеризовать, как языческий фолк. Язычество для тебя просто увлечение или религия?

Скиф: Вообще то мы не загоняем себя в рамки какого-то определённого стиля, играем то, что нам нравится на данный момент, но конечно корни тянут, а корни у нас в язычестве. Конечно же язычество для меня это просто увлечение, оно мне интересно. Я не воспринимаю его как религию, для меня это определённое мировоззрение. Жить в единении с природой, в гармонии с миром и самим собой. Я вообще то атеист, не знаю хорошо это или плохо, но так уж меня воспитали. И уж тем более Всевышний у меня никак не ассоциируется с церковью, попами и толпой. По-моему для каждого это что-то своё и оно не должно выставляться напоказ и быть достоянием общественности.

ЮБ: Твои песни пишутся легко или с определённой долей мучений?

Скиф: Песни пишутся по-разному, какие — то даются легко и пишутся буквально за час, а с какими-то мучаешься неделями. Причём от времени написания песни не зависит хорошая она получится или не очень. Например «Волчью молитву» я сочинял больше месяца, буквально в день по строчке, а «Где горит моё лето» или «Разбуди» были написаны в течении полутора часов, но все они в числе самых любимых песен сочинённых мной.

ВД: Как менялся вектор творчества все эти годы? Жизнь стремительно менялась — находило ли это отклик в песнях?

— Менялась жизнь, менялись песни, менялись люди, игравшие со мной. Конечно, когда пришли классные музыканты — гитарист Шадрин и клавишник Качанов — музыка стала более интересной. Заиграли нечто навороченное, близкое к прог-року, но что-то было и от фолка и от психоделии. Что же до песен — о бытовухе я писать никогда не умел, как, например, Майк Науменко, поэтому в моих песнях находило отклик все, что сопровождало мое взросление, мои переживания.

ЮБ: У тебя много альбомов , какой из них самый любимый ?

Скиф: Альбомов действительно много, но к сожалению качество их мягко говоря оставляет желать лучшего. И тем не менее каждый из них мне по своему дорог и я не могу объективно подходить к своему творчеству. Если исходить из песенного материала, то ближе всего мне наверное акустический альбом «Посолонь». Если брать звучание альбома в целом, наверное, я бы отнёс сюда же и «Рождество», если бы качество записи ещё было повыше, то этот альбом был бы ближе всего к тому звучанию нашей группы которого хотелось. Но состав уже сменился, и соответственно музыка тоже несколько поменялась.

ЮБ: Какую музыку ты слушаешь?

Скиф: Я слушаю очень много самой разнообразной музыки. Могу слушать практически все стили, за исключением махровой попсы, классического джаза и так называемого лав металла. Если брать иностранные команды, то безусловно лучшей группой всех времён и народов для меня были и остаются Тhе Веatles, и вообще 60-е, 70-е я считаю расцветом рок — н — ролла. В число моих любимых групп того периода входят: Led Zeppelin, Black Sabbath, Deep Purple, Jethro Tull, Shoking Blue, King Crimson, Genesis, Creedence, Jimy Hendrix, The Doors. Из более поздних — Nirvana, взорвавшая своей музыкой моё сознание, Dересhе Моdе, Реаrl Jam, RЕМ, Dire Straits. Из тех, кто сейчас на топе — The White Stripes, Wolfmother, Mars Volta, Muse. Из тяжёлого — My Dying Bride, Paradise Lost, Tiamat, Anathema, Mettalica, Dragonian, Death и т.д. и т.п., можно перечислять очень долго. Из русскоязычного в первую очередь это конечно Калинов Мост и всё, что делает Ревякин. Ну и конечно все старые герои русского рока — БГ, Алиса, ДДТ, Пикник, Агата Кристи, Наутилус, Аукцыон, Зоопарк, Гражданская Оборона, Янка, Чёрный Лукич. Из современного — Декабрь, Пилот, Василий К, Иван Царевич, F.P.G., Кирпичи, Сплин, Ночные Снайперы, очень нравится последнее время русско — язычный рэп и хип — хоп, например — Noize MC, КАЧ. Из фолка лучшие безусловно Мооn Fаг Аway, также очень нравится Инна Желанная, Пелагея, Мельница, Ветер Воды, Волга, Невидь, Butterfly Temple. Ну и конечно особняком стоят В. Высоцкий, А. Башлачёв, Е. Летов, А. Непомнящий (к сожалению все уже покойные).

ВД: Что из русского рока вы слушали в Первомайске?

— В 90-е, безусловно, «Гражданскую Оборону» и Янку, потом уже все остальное. Тогда же услышал Александра Непомнящего и в Арзамасе удалось вместе с ним даже поиграть. Тогда же услышал «Перекресток» из Ардатова, которые стилистически перекликались с нами, и «Скит» из Сарова, песню которых — «Грязь» — до сих пор считаю лучшей русскоязычной песней. Любили, конечно, и весь цвет русского рока — от «Аквариума» и «Зоопарка» до «Калинова моста» и Чижа.

ВД: Вы исполняете немало каверов — «Время колокольчиков», «Влажный блеск наших глаз», «Рок-н-ролл мертв», «Девочка летом»… Зачем каверы? У вас же много своих песен.

— Изначально мы играли исключительно свои песни — в отличие от многих молодых групп, которые начинают с чужих, а затем переходят на свои, у нас вышло все наоборот. Идея поиграть каверы пришла относительно недавно, мы готовили акустическую программу для концерта и решили, что неплохо было бы вставить в нее несколько известных песен. Ко дню памяти СашБаша решили сыграть несколько его вещей. А песни на стихи Цветаевой и Ахматовой мы играли с самого начала.

ВД: Кстати, рокеры очень редко используют стихи серебряного века…

— Особенно мне близка Цветаева, в ее стихах есть ритм. Впечатление, что это не стихи, а песни. Космос! Ахматова более лирична, вот ее стихотворение «Хорони меня ветер» пробирает до мурашек. У нас есть песни на стихи Белого, Хлебникова, Парнок, Есенина, Алексея Толстого. Просто иногда читаешь стих — и уже слышишь мелодию в голове.

ЮБ: Представим, что ты прожил долгую жизнь и умер, а твои песни остались непонятыми и не услышанными. Стоило ли тогда их вообще писать?

Скиф: Для меня вопрос вообще не стоит писать или нет и кому это нужно. Это нужно прежде всего мне самому. А если мои песни ещё кому — то нравятся, что ж, очень хорошо. Поэтому если будет настроение, будут и песни. И вполне возможно, что многие из них никто не услышит, или услышат буквально несколько человек, для меня это не принципиально.

ВД: Сегодня для молодых людей русский рок — это нечто отжившее, старомодное. Музыка с привкусом ретро. Что ты думаешь на этот счет?

— Я вырос на этих песнях и никогда не считал это слово ругательным. Когда меня спрашивают о стиле, я всегда говорю: русский рок. Человек я русский, пою на русском, песни о русском, отсюда всё и вытекает. Конечно, так называемые эстеты, не вдаваясь в детали, воротят нос от одного только названия, им подавай что-нибудь новое, и не важно, представляет что-то оно из себя или нет. Но настоящая музыка будет востребована всегда, и какая разница, какой ярлык на нее повесят критики — русский рок, египетский джаз…

___________________________

Группа "Лукавый Вырий" состав:

Евгений «Скиф» Митяйкин - основатель группы, лидер-вокал, акустическая гитара, автор текстов, автор музыки, стихи, идеолог.

Александр «Алекс» Алексеев – основатель группы, бас-гитара, автор текстов, автор музыки, вокал.

Михаил Устинов - (в группе с 1998), гитара, лидер-гитара, ритм-хард-гитара, аранжировки, бэк-вокал, вокал, художественный руководитель группы, сердце ЛВ.

Александр «Царь» Царёв - (в группе с 2008), барабаны, перкуссия.

Александр Шишков - (в группе с 2012), гитара, соло-гитара, лидер-гитара, аранжировки.

 

Использованы материалы:

Статья «Интервью с Евгением «Скифом» митяйкиным» - Юлия «Монада» Бондарович, Журнал «Всяк», 30.01.2009;

Статья «Первомайский вырий» - Вадим Демидов, Газета: «Свободная Пресса» Нижний Новгород

Рубрика: Культурный слой, №90 (2085), 16.08.2013;

Материалы с официального сайта группы «Лукавый Вырий».

 

14.02.2017

© Сергей (Галыч) Галкин, 2017

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.