Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Календарно-тематическое планирование



 

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа села Бурибай

муниципального района Хайбуллинскийрайон Республики Башкортостан

 

 

«Рассмотрено» «Согласовано»      «Утверждаю»

Руководитель ШМО                     Зам. директора по УВР Директор школы

_________________                        _________________ ________________

/Е.А.Утробина/                           /Х.Х. Байдавлетова/ / А. Ш.Бускунов./

Протокол №____от                        «___» августа 2019 г.          Приказ № ___ от

«____»августа 2019г.                                                                     «___» августа 2019 г.

 

Календарно-тематическое планирование

( приложение к рабочей программе)

 

 

По предмету: литературное чтение

Уровень: НОО, 4 класс

Срок реализации: 2020-2021

Учитель: Ахмаева Е.Т.

 

                                                                            

 

 

с.Бурибай, 2020 г.

 

Тема урока Дата план Дата факт Примечание

Летописи, былины, сказания, жития 5 ч

 
Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Из летописи « И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». 02.09-04.09    
 Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С. Пушкина « Песнь о вещем Олеге»   02.09-04.09    
Поэтический текст былины « Ильины три поездочки» Поэтический текст былины в пересказе И. Карнауховой 07.09-11.09    
Сергий Радонежский – святой земли Русской. Житие Сергия Радонежского 07.09-11.09    
Обобщающий урок – игра « Летописи, былины, сказания, жития». 14.09-18.09    

Чудесный мир классики 12 ч

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. П.П. Ершов « Конек – Горбунок» 14.09-18.09    
П.П. Ершов « Конек – Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. Характеристика героев. 21.09-25.09    
А. С. Пушкин « Няне» А. С. Пушкин « Туча», « Унылая пора! Очей очарованье!.. 21.09-25.09    
А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев 28.09-02.10  

 

А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Деление сказки на части 28.09-02.10  
М. Ю. Лермонтов « Дары Терека» 05.10-09.10    
М. Ю. Лермонтов « Ашик – Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок 05.10-09.10    
М. Ю. Лермонтов « Ашик – Кериб». Характеристика героев 12.10-16.10    
Жизнь и творчество Л.Н. Толстого Л. Н. Толстой « Детство» 12.10-16.10    
Л. Н. Толстой « Как мужик камень убрал». Басня   19.10-23.10    
А. П. Чехов « Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени 19.10-23.10    
Обобщающий урок – КВН « Чудесный мир классики» Оценка достижений 05.11-13.11    

Поэтическая тетрадь № 1 6 ч

 
Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания Ф. И. Тютчев « Еще земли печален вид..», « Как неожиданно и ярко…» 05.11-13.11    
А.А. Фет « Весенний дождь», « Бабочки» 16.11-20.11    
Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!...» А. Н. Плещеев « Дети и птичка». Ритм стихотворения 16.11-20.11    
И. С. Никитин « В синем небе плывут над полями…» Н. А. Некрасов « Школьник» 23.11-27.11    
Н. А. Некрасов « В зимние сумерки нянины сказки..» И. А. Бунин « Листопад». Картина осени в стихах И.А. Бунина 23.11-27.11    
  Обобщающий урок – игра « Поэтическая тетрадь № 1» 30.11-04.12    

Литературные сказки 7 ч

 
Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В.Ф. Одоевский « Городок в табакерке». Составление плана сказки. 30.11-04.12    
В.М. Гаршин « Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра. Герои литературного текста 07.12-11.12    
П.П. Бажов « Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте 07.02-11.12    
П.П. Бажов « Серебряное копытце». Герои художественного произведения 14.12-18.12    
С.Т. Аксаков « Аленький цветочек». Герои произведения.   14.12-18.12    
С.Т. Аксаков « Аленький цветочек». Деление текста на части. 21.12-25.12    
Оценка достижений. Контрольная работа за 1 полугодие. Обобщающий урок – игра « Крестики – нолики». 21.12-25.12    

Делу время – потехе час 4 ч

 
Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е. Л. Шварц « Сказка о потерянном времени».   28.12-30.12    
В. Ю. Драгунский «Главные реки»,  «Что любит Мишка» . 28.12-30.12    

 

В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел».

Инсценирование произведения.

14.01-15.01

 

   
   
Обобщающий урок .« Делу время – потехе час».   14.01-15.01    

Страна детства 5 ч

 
Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б.С. Житков « Как я ловил человечков». Герои произведения.   18.01-22.01    
К. Г. Паустовский « Корзина с еловыми шишками».   18.01-22.01    
К. Г. Паустовский « Корзина с еловыми шишками». Музыкальное сопровождение произведения.   25.01-29.01    
М.М. Зощенко « Ёлка».   25.01-29.01    
Обобщающий урок « Страна детства».        01.02-05.02    

Поэтическая тетрадь № 2 3 ч

 
Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В. Я. Брюсов « Опять сон», « Детская».   01.02-05.02    
С. А. Есенин « Бабушкины сказки».   08.02-12.02    
М. И. Цветаева « Бежит тропинка с бугорка», « Наши царства»   08.02-12.02    

Природа и мы 7 ч

 
Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Д. Н. Мамин – Сибиряк « Приемыш» Отношение человека к природе 15.02-19.02    
А. И. Куприн « Барбос и Жулька» 15.02-19.02    
А. И. Куприн « Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения. 22.02-26.02    
М.М. Пришвин « Выскочка». Характеристика героя на основании поступка. 22.02-26.02    
Е. И. Чарушин« Кабан» . 01.03-05.03    
В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа. Составление плана. 01.03-05.03    
Обобщающий урок – конкурс « Природа и мы» Проект « Природа и мы». 08.03-12.03    

Поэтическая тетрадь № 3 4 ч

 
Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б.Л. Пастернак « Золотая осень». С.А. Клычков « Весна в лесу».   08.03-12.03    
Д. Б. Кедрин« Бабье лето» . Н.М. Рубцов « Лебедушка».   15.03-19.03    
С.А. Есенин « Лебедушка»   15.03-19.03    
Обобщающий урок – конкурс « Поэзии прекрасные страницы». 22.03-26.03.    

Родина 4 ч

 
Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. И.С. Никитин « Русь». Образ Родины в поэтическом тексте 22.03-26.03    
С.Д. Дрожжин « Родине». А.В. Жигулин« О, Родина! В неярком блеске…»   05.04-09.04    
Обобщающий урок « Родина» 05.04-09.04    
Внеклассное чтение « Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» Проект « Они защищали Родину» 12.04-16.04      

Страна Фантазия 3 ч

 
 Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е. С. Велтистов « Приключение Электроника» 12.04-16.04      
Е. С. Велтистов « Приключение Электроника». Герои фантастического жанра 19.04-23.04    
К. Булычев « Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра Путешествие по стране Фантазии   19.04-23.04    

Зарубежная литература   10 ч

 
Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Дж. Свифт « Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. 26.04-30.04    
Дж. Свифт « Путешествие Гулливера». Герои приключенческой литературы. 26.04-30.04    
Г. Х. Андерсен « Русалочка». Деление произведения на части. 03.05-07.05    
Г. Х. Андерсен « Русалочка». Характеристика героев 03.05-07.05    
М. Твен « Приключения Тома Сойера» 10.05-14.05    
М. Твен « Приключения Тома Сойера 10.04-14.05    
Контрольная работа за 2 полугодие 17.05-21.05    
М. Твен « Приключения Тома Сойера» 17.05-21.05    
Сравнение героев, их поступки С. Лагерлёф« Святая ночь» С. Лагерлёф« В Назарете». Иисус и Иуда 24.05-31.05    
Обобщающий урок « Зарубежная литература» Урок – игра « Литературные тайны» 24.05-31.05    

 

 

Приложение

I полугодие

ВАРИАНТ 1

Прочитай текст, ответь на вопросы, выполни задания.

 

Джек-поводырь

Жители улицы Мира хорошо знают этого человека. Зимой и летом, в больших чёрных очках на испещрённом синими отметинами лице, он каждый день проходит по тротуару и тук-тук – постукивает своей резной палочкой. Человек в чёрных очках – бывший военный лётчик. От взрыва вражеского снаряда он лишился одной руки и обоих глаз. И вдруг, к удивлению прохожих, слепой лётчик появился без своей извечной палочки. Вместо неё он держал за поводок собаку. Джек уверенно вёл своего хозяина по улице. У перекрёстка Джек останавливался и выжидал, пока пройдут машины. Он обходил стороной каждый столб, каждую выбоину или лужу.

«Джек, на остановку!» – и собака послушно ведёт своего хозяина к автобусу. Если пассажиры автобуса сами не догадываются уступить место слепому. Джек выбирает из сидящих человека помоложе и тыкается носом ему в колени: мол, ты и постоять можешь, а моему хозяину стоять трудно … «Джек, в магазин!» - ведёт в гастроном.

– Джек теперь мне взамен глаз! – не нахвалится своим поводырем бывший лётчик.

 

Вопросы и задания:

 1. Определи жанр произведения.

1) рассказ

2) басня

3) сказка

4) стихотворение

2. Почему жители улицы Мира хорошо знали этого человека?

1) он отличался от всех внешним видом

2) он всегда гулял с собакой

3) он гулял в одном и том же месте

3. По какой причине ослеп лётчик? Выпиши ответ из текста.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Как ты понимаешь значение слова поводырь?

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

 

5. Кто стал верным другом бывшего лётчика?

___________________________________________________________________________

 

6. Как ты понимаешь выражение Джек теперь мне взамен глаз?

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

7. Подбери синоним к слову выбоина.

__________________________________________________________________________

8. Как Джек помогал хозяину занять место в автобусе?

1) лаял на молодого человека

2) тыкался носом в колени пассажира помоложе

3) начинал рычать на пассажира

9. Восстанови последовательность событий рассказа.

 1) Вместо палочки он держал за поводок собаку.

  2) Джек ведёт к автобусу.

  3) Каждый день проходит по тротуару, постукивая палочкой.

 4) Он лишился одной руки и обоих глаз.

 5) Бывший лётчик доволен другом.

 

10. Определи главную мысль текста.

______________________________________________________________

______________________________________________________________

 

 

ВАРИАНТ 2

Прочитайте текст, ответь на вопросы, выполни задания.

                                                       Кукушка

Жила на земле бедная женщина. Было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Одежду промочат, а мать – суши, снегу натащат, а мать – убери. И рыбу мать на реке сама ловила. Тяжко ей было. А дети ей не помогали. От жизни тяжёлой заболела мать. Лежит она и просит, детей зовёт: «Детки, пересохло горло, принесите мне водички».

Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Наконец захотел старший есть, заглянул в чум, а мать посреди чума стоит, малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берёт мать доску, на которой шкуру скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железный ей клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума.

– Братья, смотрите, смотрите: улетает наша мать птицей! – закричал старший сын.

Тут побежали дети за матерью:

– Мама, мы тебе водички принесли.

– Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я.

Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где побегут, там красный след остаётся.

Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тундре с той поры красный мох стелется.

Вопросы и задания:

1. Определи жанр произведения.

1) рассказ          2) басня            3) сказка           4) стихотворение

2. Сколько детей было у матери?

1) трое                    3) четверо

2) двое                    4) запиши свой вариант ответа

3. Почему заболела мать?

1) простыла

2) заразилась

3) от тяжёлой жизни

4) запиши свой вариант ответа

4. О чём просила мать своих детей? Выпиши ответ из текста.

________________________________________________________________

________________________________________________________________

5. Подбери синоним к слову чум. ____________________________________

 

6. В какую птицу превратилась мать? _________________________________

 

7. Как ты думаешь, какой народ сочинил это произведение?

1) русские

2) азербайджанцы

3) ненцы

4) запиши свой вариант ответа

  ______________________________________________________________

8. Где происходили события?

1) в степи

2) в лесу

3) в пустыне

4) в тундре

9. Восстанови с помощью цифр деформированный план прочитанного текста.

 Превращение в птицу.

  Навсегда бросила детей мать-кукушка.

  Мать просит пить.

 Не слушались дети матери.

 Тяжело заболела мать.

  Мать улетает.

  Дети просят вернуться.

10. Определи главную мысль текста.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

 

II полугодие

1 ВАРИАНТ

Прочитай текст «Лук – от семи недуг» Н. Надеждиной. Выполни задания

ЛУК – ОТ СЕМИ НЕДУГ

Что твоя мама сегодня готовит на обед? Щи из свежей капусты?
В щи, как и в большинство супов, раньше всего кладут лук. Посмотрим, какой лук выбрала мама. Лук-то ведь разный бывает.
Лук-слизун похож на пучок густой травы.
У лука-батуна луковка едва заметна, зато его длинные листья (их называют перьями) с весны до осени зелены и свежи.
Есть многоярусный лук. Он никогда не цветет. Вместо цветков на стебле висят луковки-малютки, по нескольку штук в связке, одна связка над другой. Они поспевают в воздухе, так и не коснувшись земли.
Есть лук, который три раза меняет свое имя. Его семена называют «лук-чернушка». Из черного, как уголёк, семечка, вырастает маленькая луковка. Как её теперь называют? Лук-севок. Весной её посадят на грядку, она растолстеет, станет похожа на репку. Какое у неё теперь имя? Лук-репка.
В старину на Руси были сёла, где в каждой избе жили огородники. На продажу заезжим купцам всем селом растили один и тот же овощ. Были сёла огуречные. Семьдесят пять сортов лука-репки оставили нам в наследство русские огородницы. От матери – дочке, от бабушки – внучке передавался секрет.
Репчатый лук и выбрала мама и начала чистить. Но что с ней? Она улыбается, а на глазах у неё слезы. Почему?
Что такое луковица? Дом без окон и дверей, хитро запрятанная спаленка, где между сочными, белыми чешуйками до поры до времени спят луковые почки-детки, зачатки будущих ростков.
Снаружи стенки луковой детской спаленки тоже покрыты чешуйками, только сухими, золотистыми. Чем толще эта золотистая покрышка, тем дольше будет храниться лук, тем крепче сон деток. Разрезав ножом луковицу, мама нарушила их покой.
Зверь будет когтями и зубами драться за своих детёнышей. А как может сохранить своих деток лук? У него ведь ни когтей, ни зубов. Но у лука есть особое, удивительное оружие.
Из разрезанной луковицы вылетают стрелы. Мама не могла их разглядеть – они невидимы. Но она их почувствовала – у нее защипало глаза.
Мама отделалась слезами, глаза у неё остались целы. А вот если на пути летящих луковых стрел окажутся разносчики болезней, вредные микробы, им не сдобровать.
Если человек две-три минуты пожует лук, во рту у него не останется ни одного вредного микроба – все они будут убиты.
Ещё в глубокой древности люди догадывались, что лук – не только вкусная приправа к кушаньям: он ещё и целебен.
Учёные доказали, что летучие вещества, которыми лук защищает своих деток, могут защищать и здоровье человека.
Недаром русский народ сложил поговорку: «Лук – от семи недуг».

(398 слов) (Н. Надеждина)

Вопросы и задания

. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. Какой лук похож на пучок густой травы?

1. Многоярусный лук;
2. лук-слизун;
3. лук-батун.

2. У какого лука перья с весны до осени зелены и свежи?

1. Многоярусный лук;
2. лук-батун;
3. лук-слизун.

3. Какой лук никогда не цветёт?

1. Многоярусный лук;
2. лук-слизун;
3. лук-батун.

4. Какой лук три раза меняет своё имя?

1. Лук-слизун;
2. лук-батун;
3. лук-репка.

5. Сколько сортов репчатого лука нам оставили в наследство русские огородницы?

1. 75;
2. 57;
3. 77.

6. Между какими чешуйками до поры до времени спят луковые почки-детки?

1. Сочными, белыми;
2. сухими, золотистыми.

7. Каким удивительным оружием вооружён репчатый лук?

1. Шпагой;
2. стрелами;
3. мечом.

8. Какими целебными свойствами обладают луковые стрелы?

1. Вызывают слёзы;
2. имеют приятный запах;
3. убивают вредных микробов.

9. Объясни с помощью других слов значение слова недуг:

1. Сильное недомогание, болезнь;
2. враг;
3. человек, не умеющий дружить.

10. Какой научный термин, обозначающий разносчиков болезней, встретился тебе в тексте? _____________________________________________________________________

11. Восстанови с помощью цифр верную последовательность пунктов плана текста.

1. Удивительное оружие.
2. Хитро спрятанная спаленка.
3. Такой разный лук.
4. Лук с тремя именами.

 

 

2 ВАРИАНТ

 

СИЛА ДРУЖБЫ

На самом краю грядки возле других цветов пустил свой первый росток душистый горошек. Очень радовался он тёплому, ласковому солнцу, которое пробудило спящие в земле прекраснейшие растения.
– Как чудесен мир! – восхищался маленький душистый горошек, с нетерпением ожидая того дня, когда он сможет раскрыть первые цветы. Душистый горошек и сам ещё не знал, какого цвета они будут.
А пырей, глубоко зарывшийся в землю корнями, угрожал:
– Неужели ты, несчастный карапуз, собираешься перегнать меня в росте, да ещё расцвести? Не будет этого!
Пырей быстро зазеленел. Прошло немного времени, и он так разросся, что душистый горошек уже не мог увидеть солнце – нежные листочки душистого горошка покрывала тень пырея.
– Ну, видишь! – засмеялся злюка пырей. – Ты зачахнешь, и никто даже не узнает, что ты жил на свете!
– Какой ужас! – душистый горошек был в отчаянии. – Неужели я никогда больше не увижу милое солнышко, неужели мне придётся умереть, так и не распустившись?
Вдруг рядом с ним послышался тихий, учтивый голос:
– Не горюй, душистый горошек! Ты ещё расцветёшь. Только прислонись ко мне. Я помогу тебе вырваться из зарослей пырея.
Это был подсолнух. Он тоже не мог еще похвастаться ростом, но листья его уже были широкими и большими, а стебель прочно держался в земле.
Душистый горошек послушался и обвил худенькими ручонками стройный подсолнух. С каждым днём подсолнух поднимался всё выше и выше, а вместе с ним тянулся и душистый горошек. Вскоре они оба переросли все другие цветы.
И вот однажды подсолнух раскрыл прекрасный жёлтый цветок. Он был таким большим и ярким, что в первый миг душистый горошек принял его за солнце.
– Как ты красив! – радовался душистый горошек.
– Ты тоже красив, – сказал подсолнух.
В самом деле – начал цвести и душистый горошек. Словно маленькие шёлковые мотыльки алели на его веточках. И какой сладкий аромат они источали!
Отовсюду слетались поздравить подсолнух пчёлы и бабочки. Все они радовались его красоте и ещё восхищались маленьким душистым горошком, который смело поднялся теперь навстречу солнцу и пышно расцвёл.
А пырей едва не лопался от злости, ползая у самых ног душистого горошка. Но ничего плохого сделать ему он уже был не в силах.
– Как прекрасно жить на свете, если рядом с тобой хороший друг! – говорил пчёлам и бабочкам счастливый душистый горошек.

(351 слово)

(Д. Ринкуле-Земзаре. Перевела с латышского А. Гиршфельд)

Прочитай текст «Сила дружбы» Д. Ринкуле-Земзаре. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. На протяжении каких времён года происходят события, описанные в тексте?

  1. зимой;
  2. весной;
  3. летом;
  4. осенью

2. Определи главных героев произведения.

  1. мотыльки;
  2. пырей;
  3. пчёлы;
  4. душистый горошек;
  5. бабочки;
  6. подсолнух

3. Продолжи ряд словосочетаний (2–3).

  1. Душистый горошек,
  2. ясное солнышко,
  3. лето красное, ... .

4.Восстанови последовательность смены настроения душистого горошка на протяжении повествования.

  1. восхищался;
  2. радовался;
  3. был в отчаянии;
  4. радовался

5. Запиши заветное желание душистого горошка.

6. Выпиши образные выражения, характеризующие цветы душистого горошка.

7. Восстанови деформированный план текста.

  1. Появление первого ростка душистого горошка в чудесном мире.
  2. Сила дружбы.
  3. Угроза злюки пырея.
  4. Добрососедское предложение подсолнуха.

8. Определи главную мысль текста.

9. Подумай, что заключено в заглавии?

  1. тема;
  2. основная мысль

10. Понравилось ли тебе это произведение и чем?

11. Вспомни, какое произведение (заглавие, автор) на эту тему ты читал?

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.