Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Структура образа жизни людей представляет собой относительно устойчивое по времени сочетание сред и видов деятельности, в которых они принимают участие.



 

Лекция № 4-5

Здоровый образ жизни как основное условие здоровья

 

О́браз жи́зни — (лат. modus vivendi) устоявшиеся, типичные для исторически-конкретных социальных отношений формыиндивидуальной, групповой жизни и деятельности людей, характеризующие особенности их общения, поведения и склада мышления в различных сферах.

Образ жизни — это устоявшаяся форма бытия человека в мире, находящая своё выражение в его деятельности, интересах, убеждениях.

Образ жизни — способ, формы и условия индивидуальной и коллективной жизнедеятельности человека, типичные для конкретно-исторических социально-экономических отношений[1]

Основными параметрами образа жизни являются труд (учеба для подрастающего поколения), быт, общественно-политическая и культурная деятельность людей, а также различные поведенческие привычки и проявления.

Образ жизни включает основную деятельность человека, куда входят

трудовая деятельность,

социальная,

психоинтеллектуальная,

двигательная активность,

общение

и бытовые взаимоотношения.

Образ жизни – это сознательно совершаемые человеком действия, составляющие привычный уклад его повседневного поведения.В своей повседневной жизни человеку приходится выполнять значительную часть обязанностей и действий, направленных на решение целого ряда задач:

1. Обеспечение жизнедеятельности, для чего необходимо дышать, питаться, спать, поддерживать температуру своего тела и пр.

2. Выполнение профессиональных обязанностей требует соблюдения целого ряда условий в организации работы (учебы), отдыха, в повышении квалификации, в физической и психологической реабилитации и т. п.

3. Поддержание социально‑культурного статуса, множественных межличностных контактов, духовное развитие и др.

4. Выполнение своих семейно‑бытовых функций по обеспечению жизни семьи и воспитанию детей.

5. Забота о своем здоровье, в том числе необходимая двигательная активность, выполнение гигиенических требований, отказ от вредных привычек и пр.

Образ жизни человека — главный фактор, определяющий его здоровье.

Ю. П. Лисицын, опираясь на классификации образа жизни И. В. Бестужева-Лады и др., выделяет в образе жизни четыре категории: "…

экономическую — «уровень жизни», "уровень жизни"используется для прямой и косвенной количественной оценки степени удовлетворения потребностей и запросов членов общества в рассматриваемый период времени.

К показателямуровня жизни относятся такие, как размер заработной платы и дохода на душу населения, льготы и выплаты из общественных фондов потребления, структура потребления продовольственных и промышленных товаров, уровень развития систем здравоохранения, образования, бытового обслуживания, состояние жилищных условий.

 

социологическую — «качество жизни», Понятие "качество жизни" подразумевает степень удовлетворения потребностей и запросов более сложного характера, не поддающихся прямому количественному измерению, и выполняет социально-оценочную функцию по отношению к категории "образ жизни". К показателям качества жизни относятся характер и содержание труда и досуга, " удовлетворенность ими, степень комфорта в труде и быту (включая качество жилых, производственных помещений и окружающей предметной среды); степень удовлетворенности личности знаниями, общественной активностью и саморазвитием, степенью реализации существующих в обществе моральных и нравственных ценностей. Сюда можно отнести также показатели средней продолжительности жизни, заболеваемости, естественного прироста населения, его демографической и социальной структуры

социально-психологическую — «стиль жизни» и

Стиль жизни — совокупность образцов поведения индивида или группы, ориентированных преимущественно на повседневную жизнь[1].

Вырабатывается стиль жизни людьми в соответствии с их биологическими, общественными и эмоциональными потребностями[1].

О стиле жизни судят по внешним формам бытия, в которые входит[1]:

· организация рабочего и свободного времени

· занятия вне сферы труда

· устройство быта

· манеры поведения

ценностные предпочтения, вкусы и др.

 "стиль жизни" применяется для обозначения характерных специфичных способов самовыражения представителей различных ' социокультурных групп, проявляющихся в их повседневной жизни: в деятельности, поведении, отношениях.

Показателями стиля жизни являются особенности индивидуальной организации приемов и навыков трудовой деятельности, выбор круга и форм общения, характерные способы самовыражения (включая демонстративные черты поведения), специфика структуры и содержания потребления товаров и услуг, а также организация непосредственной социокультурной среды и свободного времени. Это понятие тесно связано с общекультурным понятием моды.

 социально-экономическую — «уклад жизни»[2].

Уклад жизни — образ жизни людей, который определяется[1]:

· характером собственности на средства производства

· политическими, экономическими, социальными отношениями

· ведущей идеологией и т. д.

 "уклад жизни" характеризует конкретные исторические социально-экономические и политические аспекты культуры, в рамках которой разворачивается образ жизни ее носителей.

В качестве показателей уклада жизни выступают характер собственности на средства производства, характер экономики, социальных отношений, ведущих идеологий, политической системы и т.п. Важнейшее значение имеет здесь также показатель урбанизации (соотношение городского и сельского населения).

"Стандарт жизни" - это теоретическое аналитическое понятие, сконструированное для того, чтобы обеспечить точку отсчета при сравнении уклада, уровня и качества жизни представителей различных социокультурных групп. Оно строится как статистическая "мода" этих параметров образа жизни, в этом смысле можно говорить о стандартах уклада, уровня, качества жизни, характерных для общества в целом или отдельных социальных групп в рассматриваемый период времени.

В узко-биологическом смысле речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека к воздействиям внешней среды и изменениям состояний внутренней среды. Авторы, пишущие на эту тему, включают в «здоровый образ жизни» разные составляющие, но большинство из них[6] считают базовыми:

· воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;

· окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье (см., гигиена);

· отказ от курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя.

· здоровое питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;

· движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения с учётом возрастных и физиологических особенностей;

· личная и общественная гигиена: совокупность гигиенических правил, соблюдение и выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья, владение навыками первой помощи;

· закаливание.

На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние. Поэтому некоторые авторы[6] также выделяют дополнительно следующие аспекты здорового образа жизни:

· эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, проблемами;

· интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах. Позитивное мышление.

· духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели, стремиться к ним и достигать их. Оптимизм.

Некоторые исследователи[7] выделяют также «социальное самочувствие» — способность взаимодействовать с другими людьми.

Формирование образа жизни, способствующего укреплению здоровья человека, осуществляется на трёх уровнях[4]:

· социальном: пропаганда, информационно-просветительская работа;

· инфраструктурном: конкретные условия в основных сферах жизнедеятельности (наличие свободного времени, материальных средств), профилактические учреждения, экологический контроль;

· личностном: система ценностных ориентиров человека, стандартизация бытового уклада.

 

Понятие (категория) "образ жизни" обозначает организованную совокупность процессов и явлений жизнедеятельностилюдей в обществе.

образ жизни людей определяется двумя существенными группами факторов и условий, объективными и субъективными.

Объективные условия и факторы, дифференцирующие образ жизни людей в конкретный исторический период, подразделяются следующим образом:
- естественные: географические, климатические, экологические, биологические, демографические и т.п.;
- социальные: характер разделения труда и его условия, социальная структура и стратификация (расслоение) общества;
- культурные: объем культурной информации и ее распределение по областям и уровням культуры, структура действующих здесь социокультурных норм и ценностей - экономических социально-политических, идеологических, познавательных, этических, эстетических и т.п.

 

Способы организации этих процессов и явлений определяются естественно-географическими, социальными и культурными условиями их реализации, с одной стороны, и личностными характеристиками представителей различных социокультурных групп - с другой.

субъективным факторам и условиям, влияющим на образ жизни людей, относятся, с одной стороны, восприятие и оценка представителями различных социальных групп объективных условий своего существования, а с другой — их потребности, запросы, побуждения, мотивы, интересы, ценностные ориентации, цели и т.п. Специфика взаимодействия субъективных и объективных факторов определяет различия в содержании, структуре и форме образа жизни людей в одном и том же обществе. Поэтому важно более подробно остановиться на рассмотрении факторов и механизмов, обусловливающих эту специфику.

 Понятие  ОЖ отражает повседневную жизнь людей и служит для выявления соотношения установившихся, типичных и изменчивых, индивидуальных характеристик жизнедеятельности различных людей в определенных областях культуры.

Содержание образа жизни определяется тем,

1.как живут люди,

2.чем заняты,

3. какие виды деятельности и

4.взаимодействия друг с другом заполняют их жизнь.

Форма образа жизни определяется способом организации людьми содержания своей жизнедеятельности, т.е. организации процессов деятельности, поведения, взаимодействия в различных сферах культуры.

Следовательно, образ жизни - это динамический социокультурный "портрет" членов общества, представленный через процессы их жизнедеятельности в определенных условиях, целостность, обладающая культурным смыслом и обусловленная способностью человека к результативной активности

 

сферы жизнедеятельности людей в современном обществе могут быть типологизированы на основании фундаментальных функций, обеспечивающих воспроизведение существования общества и личности.

 С этой точки зрения можно выделять

Уровни жизнедеятельности формы жизнедеятельности
1. Организация материальных и социальных основ жизнеобеспечения -труд на производстве; - труд в домашнем хозяйстве; - деятельность, связанная с приобретением и употреблением товаров и услуг.
2. Организация процессов социализации приобретение общего образования; профессиональная подготовка, - общественная активность; - любительские занятия; - физкультура и спорт.
3. Социальная коммуникация профессиональное (формальное) взаимодействие; - неформальное (в том числе дружеское) общение; - семейные отношения; - получение информации через средства массовой коммуникации - путешествия; - передвижения внутри населенного пункта
4. Восстановление энергетических затрат потребление пищи; - соблюдение личной гигиены; - пассивный отдых, сон
   

Структура образа жизни людей представляет собой относительно устойчивое по времени сочетание "сред" и видов деятельности, в которых они принимают участие.

 

Эти "среды" и виды деятельности как структурные компоненты образа жизни служат и индивиду в качестве организационной основы, позволяющей ему переживать как социально и культурно значимую целостность свой индивидуальный опыт в конкретных жизненных обстоятельствах. Они обеспечивают ему возможность адекватно переходить от одной социально значимой ситуации к другой, быть распознанным в этой ситуации другими людьми, определить свое место среди других людей.

 

Объективными факторами являются некоторые

обязательные или же доступные для всех членов общества виды деятельности, в которых они принимают участие и которые на определенный период жизненного цикла являются устойчивыми компонентами их образа жизни (например, обучение в средней школе, трудовая деятельность и т.п.). Субъективные факторы связаны с изменением значимости для индивида того или иного вида деятельности (например, по мере включения в работу человек начинает испытывать больший интерес к своей профессии, чем во время обучения) или, наоборот, с отказом принимать участие в каком-либо из доступных ему видов деятельности (например, после нескольких лет обучения в высшем учебном заведении человек решает оставить его и пойти работать), а также со сменой предпочтений в предметном мире.

 

Индивидуальный выбор людьми из "заданных", имеющихся в обществе к моменту их рождения культурно установленных видов деятельности, их предметных условий, средств и результатов и способы организации этих видов и элементов окружения в различные периоды жизненного цикла определяют не только структуру их образа жизни, но и промежуток времени, в течение которого все это остается устойчивым.

 

Для того, чтобы представить последовательность структурных и содержательных состояний образа жизни индивида во времени, нужна специальная аналитическая модель, с помощью которой можно было бы проследить связь между:

- условиями, в которых реализуется его образ жизни, с одной стороны, и способом его организации - с другой;

- характером образа жизни и условий его реализации, с одной стороны, и оценкой их индивидом - с другой.

 

Выделение жизненной ситуации как определенного отрезка жизненного пути осуществляется с помощью определения тех компонент условий жизнедеятельности людей, которые являются относительно устойчивыми и существенными детерминантами образа жизни и вследствие этого принимаются в качестве границ ситуации, но при этом могут быть изменены и, следовательно, приспособлены к структуре образа жизни человека, переживающего ситуацию.

 

модель жизненной ситуации выстраивается на основе следующих измерений:

1 непосредственные условия и формы жизнедеятельности, определяющие характер ситуации;

2 стимулы, побуждающие действия, направленные на поддержание или изменение ситуации;

3 социокультурные ограничители и регуляторы процессов и ситуаций;

4.индивидуальные оценки ситуации, возможностей и результатов своей деятельности в ней.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.