Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лекция 8. Тема 10 Режим бурения



Лекция 8

Тема 10 Режим бурения

1. Общие сведения. Углубление (механическое бурение) – это результат разрушения горных пород долотом, вращающимся с определенной скоростью, находящимся под некоторой нагрузкой при постоянном очищении забоя скважины от выбуренной породы буровым раствором определенного качества и движущимся с некоторой заданной скоростью.

Об эффективности бурения обычно судят по скорости проходки скважины и стоимости 1 м проходки. Для оценки отдельных видов работы, связанных с проходкой скважины, введены понятия механической, рейсовой, технической, коммерческой и полной скоростей бурения.

На темп углубления скважины решающее влияние оказывают три группы факторов (по В.С. Федорову):

1) природные факторы (механические свойства пород, условия их залегания, природа вещества, заполняющего поровые пространства и др.);

2) технико-технологические факторы (способ разрушения породы, конструктивные особенности и долговечность разрушающих инструментов, метод удаления с забоя скважины выбуренной породы, совершенство и мощность бурового оборудования и т.д.);

3) квалификация работников буровой бригады; организация работ в смене, сработанность рабочих в смене и т.п.

    2. Влияние различных факторов на процесс бурения. Буровые долота выбирают в зависимости от физико-механических свойств горных пород, глубины их залегания и способа бурения. Применяют долота шарошечные, лопастные, фрезерные, дробящие, алмазные и ИСМ разных типов и размеров для сплошного бурения и бурения кольцевым забоем. Для мягких пород рекомендуются долота режуще-скалывающего типа. Для разрушения абразивных пород средней твердости, твердых, крепких и очень крепких пород предназначены долота дробяще-скалывающего действия, разрушающие породу зубьями или штырями, расположенными на шарошках, которые вращаются вокруг своей оси и оси долота. Одновременно с дробящим действием зубья или штыри шарошек при проскальзывании по забою скалывают породу.

Для разбуривания пород, перемежающихся по твердости и абразивности, используют долота истирающе-режущего действия, разрушающие породу твердосплавными штырями, расположенными в торцовой части долота или в кромках его лопастей. Алмазные долота рекомендуется применять для разбуривания пород твердых и средней твердости. Наибольший удельный вес в отечественной и зарубежной практике бурения имеют трехшарошечные долота различных типов и размеров.

По В.С. Федорову, под режимом бурения понимают определенное сочетание факторов, влияющих на показатели бурения. Эти факторы называют параметрами режима бурения.

К числу важнейших параметров относят: осевую нагрузку на долото Pд; частоту вращения долота (или ротора) n; количество (расход) циркулирующего бурового раствора; качество циркулирующего бурового раствора, подаваемого на забой (фильтрация Ф, статическое напряжение сдвига θ, вязкость η, плотность ρ).

Соотношения между параметрами режима подбирают таким образом, чтобы получить наиболее высокие количественные показатели при требуемых качественных и возможно более низкую себестоимость 1 м проходки.

Обобщенным количественным показателем механического бурения, зависящим от параметров режима бурения, является рейсовая скорость проходки vр.

Сочетание параметров режима бурения, при котором получают наибольшее значение vр и требуемые качественные показатели бурения, при данной технической вооруженности буровой называют оптимальным режимом бурения.

В практике бурения встречаются случаи, когда необходимо подбирать параметры режима бурения для решения специальных задач – обеспечить качественные показатели. Количественные показатели бурения в этом случае второстепенны. Такие режимы бурения называют специальными. К ним относят режимы бурения, применяемые в неблагоприятных геологических условиях, а также режимы бурения, используемые при изменении направления оси ствола скважины (бурение наклонных и горизонтальных скважин) и отборе кернов. Качественное формирование ствола всегда должно быть определяющим.

Механическое разрушение горных пород (углубление) при бурении долотом имеет сложный характер. По количественным показателям углубления нельзя судить о влиянии того или иного параметра на эффект разрушения горных пород: их действие всегда комплексное.

Наиболее эффективное углубление скважины возможно только в том случае, если забой полностью очищается от шлама; в противном случае выбуренная порода оказывает дополнительное сопротивление работе долота, вследствие чего механическая скорость проходки и проходка на долото, ниже расчетных значений. Опыт показывает, что технико-экономические показатели проходки скважин в значительной мере зависят от режима промывки и технологических свойств (качества) бурового раствора. Функции буровых растворов многочисленны, однако одними из главных являются те, которые определяют высокие скорости проходки. Если рассматривать только скорость проходки и не принимать во внимание поведение ствола скважины (обвала, осыпи, поглощения раствора и т.д.), то для достижения максимальных показателей работы долот наиболее предпочтительно использовать в качестве промывочного агента маловязкие легкие системы. По степени ухудшения работы породоразрушающего инструмента используемые в мировой практике буровые растворы располагаются в следующем порядке: тяжелый (высокоплотный) высоковязкий буровой глинистый раствор, легкий маловязкий буровой глинистый раствор, эмульсия, буровой раствор на углеводородный основе (РУО), вода, вода с ПАВ, аэрированная жидкость, воздух (газ).

Основные факторы, влияющие на технико-экономические показатели бурения, – компонентный состав, плотность, показатель фильтрации, вязкость и другие параметры бурового раствора. Установлено, что по значимости наиболее существенными факторами, влияющими на показатели работы долот, являются в первую очередь плотность, затем вязкость и, наконец, фильтрация.

С ростом концентрации твердой фазы в буровом растворе механическая скорость проходки и проходка на долото убывают.

Совершенствование технологии промывки скважин должно идти в первую очередь по пути снижения плотности бурового раствора и содержания в нем твердой фазы, что существенно упрощает регулирование вязкости, фильтрации и других параметров раствора.

Влияние плотности бурового раствора на процесс бурения и формирования ствола многогранно. Ее увеличение приводит к улучшению очистки забоя и ствола скважины от шлама вследствие действия архимедовой силы, к росту динамической фильтрации на забое за счет повышения положительного дифференциального давления у забоя и к стабилизации стенок ствола в результате сближения гидростатического давления в скважине и горного давления массива пород. Все это способствует росту технико-экономических показателей бурения.

Но с увеличением плотности раствора возрастает давление на забой скважины, что приводит к дополнительному уплотнению породы и ухудшению условий отрыва частицы от забоя потоком раствора. На разрушение образующейся на забое толстой глинистой корки затрачивается энергия, при этом усиливается поглощение раствора вскрытым разрезом и продуктивными пластами. Мировой опыт бурения скважин свидетельствует о том, что положительное влияние повышения плотности раствора неизмеримо меньше, чем отрицательное, поэтому, если позволяют геологические условия, следует бурить с использованием раствора меньшей плотности, даже при необходимости усложнения технологического процесса промывки и применения более сложного оборудования. Скорость проходки при этом возрастает.

Роль фильтрации раствора в процессе углубления скважины также неоднозначна. С увеличением фильтрации на забое облегчаются условия скалывания и отрыва частицы долотом в результате действия расклинивающих сил проникающего фильтрата и выравнивания давления вокруг скалываемой частицы, но при увеличении фильтрации уменьшается устойчивость ствола, на забое и стенке образуются толстые глинистые корки.

Разумеется, фильтрация определяется конкретными условиями, но вполне очевидно, что фильтрация за некоторое время (принято 30 мин) должна быть минимальной для повышения устойчивости стенки скважины, а мгновенная фильтрация (5–10 с) должна быть максимальной (приближающейся к фильтрации за 30 мин) для улучшения условий бурения.

Вязкость раствора влияет на скорость проходки однозначно. Роль вязкости бурового раствора наиболее заметна, особенно в диапазоне 15-35 с (по прибору ПВ-5). При бурении стремятся снижать вязкость раствора. Это связано с желанием получать на долоте максимальную гидравлическую мощность при высокой скорости истечения раствора из насадок долота. При правильно выбранном режиме промывки скважины роль вязкости в процессе транспортирования шлама подчиненная.

Таким образом, при оптимальном соотношении показателей свойств буровых растворов скорость проходки может быть существенно повышена. 

Технологические параметры промывки, скорость и режим течения бурового раствора определяют интенсивность размыва забоя потоком, дифференциальное давление на забое, смыв разрушенной породы с забоя, транспортирование шлама от забоя к устью скважины и т.д. Очевидно, что с увеличением расхода бурового раствора повышается интенсивность разрушения забоя, а скорость проходки возрастает. Но при этом возникают и отрицательные эффекты: повышается дифференциальное давление на забой, увеличивается скорость размыва стенки скважины и др.

Основные показатели промывки, определяющие механическую скорость проходки, следующие: гидравлическая мощность, срабатываемая на долоте, скорость истечения раствора из насадок долота и дифференциальное давление на забое скважины.

Реализация гидромониторного эффекта струй, выходящих из насадок долота с высокой скоростью, позволяет увеличить скорость бурения и проходку на долото в мягких породах в 2–3 раза. В твердых сланцах гидромониторный эффект при скоростях истечения струи 80 м/с и более позволяет повысить скорость проходки и проходку на долото в 1,5 раза.

При больших глубинах энергетические затраты на промывку скважины более ощутимы, чем выигрыш от гидромониторного эффекта долот.

Дифференциальное давление на забой – комплексный фактор, интегрирующий плотность и вязкость бурового раствора, режим циркуляции, соотношение геометрических размеров ствола и бурильного инструмента и т.д. Независимо от первоначальной причины его увеличение всегда сопровождается ухудшением показателей работы долот. Установлено, что при прочих равных условиях механическая скорость проходки увеличивается с уменьшением дифференциального давления на забой.

Качественная зависимость механической скорости проходки от дифференциального давления на забое скважины получена путем обобщения результатов практических наблюдений в России, некоторых государствах СНГ, в США, Канаде, Иране и других странах (рис. 8.1, а). На темп углубления наиболее существенно влияют плотность бурового раствора и содержание в нем твердой фазы. Механическая скорость проходки резко снижается при увеличении плотности раствора от 1,0 до 1,5 г/см3.

Анализ зарубежных материалов показал, что при бурении скважин в Южной Луизиане (США) уменьшение дифференциального давления от 7 МПа до 0 привело к росту механической скорости проходки на 70 % (рис. 8.1, б). Установлено, что влияние перепада давления на механическую скорость проходки более заметно проявляется при росте осевой нагрузки на долото. Чувствительность механической скорости проходки к дифференциальному давлению на забое возрастает с увеличением осевой нагрузки на долото. При отрицательном дифференциальном давлении, т.е. когда пластовое давление превышает давление циркулирующего на забое скважины бурового раствора, скорость проходки продолжает увеличиваться, часто в возрастающем темпе.

 

    Рисунок 43 – Влияние дифференциального давления на забое скважины на механическую скорость проходки:а – по обобщенным данным; б – по скважинам Н и А

 

3. Технологические особенности роторного бурения. При роторном способе бурения основные режимные пара­метры – осевую нагрузку, частоту вращения долота, расход бурового раствора – можно изменять с пульта бурильщика, т. е. можно в определенных пределах одновременно повышать или понижать, фиксировать один из них на одном уровне и из­менять уровни других. Это позволяет подбирать лучшие сочета­ния параметров для конкретных условий бурения.

Действительно, при изменении одного или нескольких ре­жимных параметров технологически более целесообразно из­менять и остальные в определенном направлении и на опреде­ленную величину в зависимости от избранного критерия опти­мизации процесса углубления ствола скважины.

Большой крутящий момент, развиваемый ротором, создает возможность передавать на долото достаточно большие осевые нагрузки, обеспечивая работу его в объемной области разруше­ния, преимущественно в области второго скачка. Крутящий мо­мент обычно достаточен для бурения шарошечными долотами всех типов, в том числе долотами с большим скольжением и од­ношарошечными. Однако при использовании алмазных долот и ИСМ часть крутящего момента не удается передать от ротора к долоту вследствие ограниченной прочности бурильных труб, хотя возможности ротора и его привода для этого обычно име­ются. В результате эти долота работают в заведомо неэффек­тивном режиме, их применение неэкономично, поэтому для бу­рения верхних интервалов разреза, как правило, они не исполь­зуются.

При бурении твердых пород шарошечными долотами крутя­щий момент невелик, осевая нагрузка на долото ограничивает­ся прочностью и стойкостью опор шарошек, прочностью буриль­ных труб, весом утяжеленного низа колонны за исключением бурения верхних интервалов разреза, применения долот боль­шого диаметра.

Частота вращения долота при роторном способе бурения снизилась со 100-500 об/мин до 60-120 об/мин, за рубежом практикуются 25-40 об/мин. Это связано с тем, что с умень­шением частоты вращения снижаются затраты энергии на хо­лостое вращение колонны и ее износ, увеличивается долговеч­ность бурильных труб и долота, уменьшаются вибрации и ве­роятность поломок труб. Снижение частоты вращения п, одна­ко, должно сопровождаться повышением передаваемого на до­лото крутящего момента Мд, поскольку мощность на долоте

                                                                        (1)            

Именно желание подводить к долоту как можно большую мощность вынуждает поддерживать высокие частоты вращения, поскольку низкая прочность применяемых прежде бурильных труб еще больше ограничивала возможность передачи на за­бой крутящего момента. Снижение п должно сопровождаться гораздо большим повышением Мд, чтобы подводить к долоту еще большую и все возрастающую мощность. При этом усло­вии, как отмечалось выше, бурение будет вестись в наиболее выгодном низкооборотном режиме при повышенных осевых на­грузках на долото, т. е. при больших значениях отношения Мд/п.

С увеличением отношения Мд/п существенно снижается энергоемкость разрушения пород. Низкооборотное бурение це­лесообразно и потому, что достаточно стойкие долота с герме­тизированной опорой пока созданы именно для этого режима. Все это обеспечивает получение большей проходки на долото, чем при бурении забойными двигателями, что особенно замет­но при проходке высокоабразивных, пластичных пород.

Благодаря возможности передачи относительно больших крутящих моментов при бурении на 4000-6000 м роторный способ перспективен и при проводке сверхглубоких скважин в абразивных, пластичных породах. Вращение бурильной колон­ны способствует закручиванию потока, лучшему выносу шлама. При роторном способе применяются те же высоконапорные на­сосы, что и при турбинном бурении, поэтому имеется сущест­венный резерв для повышения давления, который может быть использован в насадках гидромониторных долот.

Меньшая потребность в расходе бурового раствора позво­ляет создавать гораздо больший перепад давления и более вы­сокую скорость истечения его из насадок. При снижении часто­ты вращения долота уменьшается вращательно-вихревой эф­фект потока раствора, ослабляется взвешивание шлама по сравнению с высокооборотным бурением. Поэтому промывка забоя должна быть более совершенной.

Роторное бурение возможно при всех видах бурового рас­твора, однако требования к его смазывающей и противоизносной способности выше. Аварийность при роторном способе вы­ше вследствие большего изгиба и закручивания бурильной ко­лонны, большей динамичности и действия знакопеременных на­пряжений, Поэтому важно использовать УБТ такой длины, что­бы при передаче на долото достаточной осевой нагрузки нейтральное сечение находилось в интервале установки их. Для снижения стрелы прогиба важно использование центраторов, а для уменьшения изнашивания бурильных труб, замков/и обсад­ной колонны – предохранительных колец. Амортизаторы коле­баний способствуют снижению аварийности и увеличению проходки на долото.     

При роторном бурении менее вероятно зависание буриль­ной колонны, поэтому осевая нагрузка, показываемая индика­тором веса, больше соответствует фактически передаваемой на долото. Знание действительных частоты вращения, осевой на­грузки и крутящего момента помогает более надежно оцени­вать уровень износа зубьев и опор долота, чередование пород по твердости. По мере изнашивания опор при бурении в твер­дых породах крутящий момент возрастает. Это позволяет бо­лее обоснованно изменять режим бурения, отрабатывать и ме­нять долото.

4. Технологические особенности бурения электробуром.Частота вращения электробура устанавливается еще на стадии проектирования режима бурения подбором типа, элект­робура и числа редукторов. Опыт бурения на промыслах ряда нефтегазоносных провинций подтвер­дил целесообразность использования одной-двух редукторных вставок, снижающих частоту вращения в 2-4 раза. Даже при бурении пород средней твердости (известняков и доломитов) на глубине 1000-2500 м оказалось полезным четырехкратное снижение частоты вращения электробура. При этом осевая на­грузка была увеличена на 20-30%, проходка на долото повы­силась в 1,5 раза, а механическая скорость снизилась лишь на 10-30%.

При наличии на буровой преобразователя частоты тока, до­пускающего ее изменение от 35 до 50 Гц, частота вращения мо­жет изменяться пропорционально изменению частоты тока. По­скольку при снижении последней уменьшается и мощность дви­гателя, а крутящий момент на валу остается почти неизменным, нельзя существенно изменить осевую нагрузку на долото.

Осевая нагрузка, как и крутящий момент, повышается су­щественно лишь кратковременно и в пределах, допускаемых пе­регрузочной способностью электродвигателя, его тепловой ха­рактеристикой.

Осевая нагрузка, как и крутящий момент, повышается су­дить о состоянии долота, знать, что больше износилось – опо­ра (момент и сила тока возрастают) или зубья (момент и сила тока снижаются при постоянной осевой нагрузке). Это дает возможность лучше отрабатывать долота и своевременно их поднимать.

Расход бурового раствора может устанавливаться независи­мо от других режимных параметров. Как и при роторном способе, при бурении электробуром избыточное давление насосов может быть использовано в насадках гидромониторных долот.

Использование телеметрической системы измерения поло­жения ствола скважины и контроля положения бурильной ко­лонны и отклонителя позволяет успешно применять электробур при проводке наклонных скважин и борьбе с произвольным искривлением их при частом чередовании по твердости наклон­но залегающих пород.

5. Технологические особенности бурения винтовыми двигателями. Основные особенности режима бурения винтовыми двигате­лями связаны с их рабочими характеристиками, которые рез­ко отличаются от характеристик турбобуров и электробуров. Относительно большой крутящий момент, низкая частота вра­щения и меньшая длина делают винтовой двигатель более пред­почтительным при бурении высокоабразивных пород различной твердости, при наборе зенитного угла наклонно-направленных скважин. Перспективен такой двигатель и для бурения пла­стичных пород, залегающих на большой глубине, вследствие меньшего перепада давления, чем в турбобуре.

В сочетании с винтовым двигателем можно успешно исполь­зовать шарошечные долота с большим скольжением, долота ИСМ и алмазные. Недостаточен пока опыт бурения с исполь­зованием гидромониторных долот, хотя такое сочетание долж­но быть эффективным. При бурении на небольшой глубине нет различий в условиях работы двигателя, а при бурении глубо­ких скважин резиновые элементы будут находиться под боль­шим давлением, что может привести к значительным перетокам жидкости.

Одно из преимуществ бурения винтовым двигателем – воз­можность контроля отработки долота по изменению давления на стояке: по мере увеличения крутящего момента и изнашива­ния опор давление повышается.

6. Технологические особенности турбинного бурения. Для турбинного бурения характерна взаимозависимость ре­жимных параметров, обусловленных, например, изменением п, М, Δр, η и N, с увеличением осевой нагрузки на долото, с из­менением расхода, свойств горных пород, степени износа долота и т. д. В связи с этим нельзя задавать одновременно все пара­метры режима бурения. Обычно принято указывать тип турбо­бура, число секций, тип долота, расход бурового раствора и осевую нагрузку.

Для подбора остальных параметров работы турбобура не­обходимо знание комплексной характеристики турбобур – до­лото – забой (ТДЗ). Поэтому возникает необходимость расче­та основных рабочих характеристик турбобура.

На рисунке 44 показаны расчетные рабочие характеристики тур­бобура (только момент) с резинометаллической опорной при разбуривании пород различной твердости. Расчет проведен, ис­ходя из следующих условий:

 

Рисунок 44 – Зависимости M=f(n) и M=φ(n) при разбуривании пород различной твердости: nгм, nгс, nгт частоты вращения турбобура в режиме гидравлически разгруженной пяты для мягких, средней твердости и твердых пород; nр – разгонная частота вращения вала турбобура

 

      (2)

 

где Мт – тормозной момент на турбине; а – опытный коэффи­циент, учитывающий тип осевой опоры и компоновку на валу турбобура (наличие маховой массы, центратора и др.); пр – разгонная  частота вращения при моменте на валу турбобура, равном нулю; М – момент, развиваемый турбиной при осевой нагрузке G и частоте враще­ния п; Моп – момент трения в осе­вой опоре в этих же условиях; Мд – момент на вращение долота в этих же условиях (на разрушение поро­ды, закручивание жидкости, трение о стенки и о жидкость, трение в опорах шарошек); Муд.оп, Муд – удельные моменты в осевой опоре турбобура и долота, приходящиеся на единицу осевой нагрузки; Mmin – момент на вращение долота, не зависящий от осевой нагрузки (на закручивание жидкости и тре­ние о стенки скважины и о жид­кость), Mmin=Mn при осевой на­грузке на долото G = 0; Δрт – пере­пад давления в турбобуре и долоте; dср – средний расчетный диаметр турбины; G1 – вес вращающихся частей при бурении турбобуром (вала, долота, переводника, калибратора, маховой массы).

Сумма  представляет собой гидравлическую нагрузку на осевую опору турбобура Рг. При 0<G<Pг диск пяты прижимается к подпятнику сверху и создает трение в опо­ре турбобура, тогда Моп>0. При G>Pг диск пяты прижимается к подпятнику снизу и также создает трение в осевой опоре тур­бобура, Моп>0. При G=Pг диск пяты может не касаться под­пятника (плавающая пята), Моп = 0; М = Мд, п = пд. Поскольку момент трения в опоре не может быть отрица­тельным, в уравнении (2) всегда берется абсолютное зна­чение разницы G-Рг.

Вал турбобура начинает вращаться с разгонной частотой пр при  В опорах средней твердости и мягких, когда применяются долота со значительным скольжением, а зубья относительно глубоко погружаются в породу, Муд >Муд.оп. По мере увеличения осевой нагрузки растет и сумма Моп+Мд, а частота вращения вала турбобура снижается. Точ­ка nг располагается левее точки пр (см. рис. 44), пг<пр.

В твердых породах при бурении долотами с небольшим скольжением и мальм погружением зубьев в породу Мудуд.оп, тогда некоторое время при увеличении осевой на­грузки до G = Pг будет повышаться частота вращения nр<nг<nх  и лишь затем с ростом G будет снижаться п.

В связи с этими особенностями изменения удельных момен­тов устойчивая область работы турбобура при бурении в твер­дых породах будет шире. Возможно даже некоторое смещение точки пу влево.

Преимущество работы турбобура в области пг, когда трение в осевой опоре отсутствует, только кажущееся, так как малей­шее фактически неизбежное касание дисков пяты и подпятни­ков изменит момент на валу и частоту его вращения, что обу­словит неравномерность работы и более быстрое изнашивание долота.

Область устойчивой работы турбобура и его приемистость могут быть увеличены установкой над долотом маховых масс, а также применением турбобуров с шаровой опорой. В послед­нем случае обеспечивается плавная работа и в области nnг (nг – частота вращения вала турбобура в режиме гидравличе­ски разгруженной пяты – режим «плавающей» пяты).

Приемистость повышается при секционировании турбобуров и применении редукторов. Поэтому при бурении мягких и пла­стичных пород, использовании долот с большим скольжением, а также долот ИСМ и алмазных, увеличении глубины бурения необходимо и секционирование, и редуцирование.

При применении редукторов наблюдается обычно некоторое снижение механической скорости, однако увеличивается рейсо­вая скорость, особенно при проходке абразивных пород. Конк­ретные решения следует принимать лишь на основе анализа опыта бурения в аналогичных условиях.

Для выбора типа турбобура по интервалам бурения, оценки целесообразности использования гидромониторных долот и рас­чета диаметров, устанавливаемых в них насадок обычно по ин­тервалам бурения строят диаграмму насос - турбобур - сква­жина (НТС). При ее построении (рис. 45) в координатах р-Q в выбранном масштабе наносят последовательно гидравличе­ские характеристики бурового насоса, скважины и турбобура.

Рисунок 45 – Диаграмма НТС:1, 2, 3 – гидравлическая характеристика буровых насосов при диаметрах цилиндровых втулок d1, d2, d3 ; ΔрL=0 – потери напора, не зависящие от глубины; ΔрL=3000, б000 – по­тери напора в трубах и кольцевом пространстве, увеличивающиеся с глубиной; Т1, Т2, Т3 – гидравлическая характеристика различных турбобуров

 

Сведения о допустимых давлениях на нагнетательной линии насосов рн1, рн2 в зависимости от диаметров цилиндровых вту­лок dв1, dв2 берут из справочников.

Подача поршневых и плунжерных буровых насосов Q1 и Q2 ступенчато изменяется в широких пределах с изменением диа­метров цилиндровых втулок, а в более узких пределах плавно от Q'1 до Q"1 и от Q'2 до Q"2 (см. рис. 45) с изменением числа ходов поршней в единицу времени. Подача насосов зависит от коэффициента наполнения, уровня всасывания, реологических свойств буровых растворов, наличия подпорного насоса.

Если используются два или три однотипных поршневых или плунжерных насоса с одинаковыми диаметрами установленных цилиндровых втулок, то их допустимые давления не изменяют­ся, а расходы суммируются.

Для построения гидравлической характеристики скважины рассчитывают потери напора в манифольде, бурильных трубах и УБТ, кольцевом пространстве скважины, насадках гидромо­ниторных долот. Потери напора в элементах циркуляционной системы (манифольде, УБТ, насадках долот), не зависящие от глубины скважины, объединяются. Они обозначаются как ΔpL=0.

Для наглядности и удобства суммирования потерь напора в турбобуре, насадках долота и других элементах циркуляцион­ной системы принято потери напора в турбобуре отсчитывать слева (см. рис. 45) от линии ординат р=0, а все другие потери напора – справа от линии р=рн.

Потери напора в насадках гидромониторных долот Δрд ча­сто выделяют отдельно и сопоставляют с недоиспользованным давлением насоса, чтобы уточнить, какого диаметра насадки можно устанавливать:

                                                            (3)

(рзап – давление, которое может быть использовано в насадках гидромониторных долот).

Инженер-технолог из опыта бурения в конкретных условиях должен правильно выбрать, какую часть гидравлической мощ­ности насосов следует преобразовать в механическую в турбо­буре и какую передать насадкам долот. Поскольку обычно ме­ханическое воздействие зубьев на породу более эффективно, энергоемкость механического разрушения породы ниже энерго­емкости гидродинамического и даже гидроэрозионного разру­шения, то стремятся сначала передать на долото через турбо­бур такую мощность, которая бы обеспечивала создание доста­точной осевой нагрузки на долото и объемное разрушение поро­ды в области второго скачка.

Однако чем успешнее разрушается порода механически, тем более совершенной должна быть очистка забоя. При бурении мягких пород (p1 ≤ 500 МПа) при мощности на валу турбобура 100 кВт, М = 200 кН·м и гидравлической мощности в насадках долота 100 кВт (скорость истечения 80-100 м/с) достигнута υм=100 м/ч. В этих же условиях при повышении мощности на валу турбобура и снижении скорости истечения в насадках снизилась бы существенно механическая скорость бурения и значительно уменьшились бы стойкость опор н проходка на до­лото. Поэтому в отдельных случаях может быть установлен и минимально необходимый перепад давления в насадках доло­та Δрд, тогда на диаграмме НТС непосредственно слева от ли­нии Δpl=o откладывают эту величину.

Гидравлические характеристики различных турбобуров строят по справочным данным. При отсутствии данных именно для тех расходов, которые обеспечиваются насосом, или для тех плотностей растворов, которые проектируются, делают пе­ресчет по формулам подобия

                                               (4)

где индекс «1» относится к справочным данным, индекс «2» – к проектируемым.

Как видно из рисунка 45, турбобур Т3 можно использовать лишь при расходе Q3, причем с гидромониторными долотами при бу­рении на довольно больших глубинах. Так, при забое 3000 м и расходе Q"3 в насадках долота может быть использован пе­репад Δрд L=3000 (см. рис. 45). Эта величина несколько превос­ходит даже перепад в турбобуре Т3.

При увеличении глубин бурения до 6000 м, а также расхода до Q'3 перепад в насадках должен быть снижен до Δрд L=6000 < ΔрТ3. Если расход повысится до Q2 или Q1 применять турбо­бур Т3 уже нельзя. Можно использовать турбобур без гидромо­ниторных долот при глубине бурения 7500 м и расходе Q"2. Гид­ромониторными долотами можно бурить при этом расходе лишь в случае меньших глубин с насадками больших диаметров.

На этой же диаграмме строят и графики гидравлических мощностей насоса (насосов) Nн = pн = const, турбобуров или передаваемой па забой гидравлической мощности и суммы гид­равлических мощностей турбобура и гидромониторных долот.

Таким образом, пользуясь диаграммой НТС, можно опре­делить, на каких глубинах, какими турбобурами, с каким чис­лом секций и какого диаметра гидромониторными долотами можно бурить, передавая на забой максимальную мощность. Обычно с увеличением глубины повышают число секций (до двух, трех), используют тихоходные (300-450 об/мин) турбо­буры с турбинами точного литья и небольшим перепадом дав­ления. Некоторые тихоходные турбобуры устойчиво работают еще при снижении частоты вращения до 200-250 об/мин, что особенно важно при бурении в мягких пластичных породах.

Диаметр турбобуров подбирают максимально близким диа­метру долота, принимают зазор 10 мм и более, исходя из ус­ловия передачи на забой наибольших мощности и крутящего момента, учитывая вероятность обвалообразований, прихватов, затяжек, заклинивания.

Турбобуры с шаровой опорой имеют меньшие потери на тре­ние, чем с резинометаллической, однако меньшая стойкость ограничивает их использование при бурении алмазными доло­тами, долотами ИСМ.

Низкая динамичность работы бурильной колонны при тур­бинном бурении дает возможность применять легкосплавные бурильные трубы, а целесообразность снижения гидравличе­ских сопротивлений обусловливает применение и тонкостенных труб. Для облегчения СПО длина УБТ принимается значитель­но меньшей, чем в роторном бурении, поскольку осевая на­грузка может передаваться и весом работающих бурильных труб. Однако это меняет характер передачи осевой нагрузки, снижает фактически создаваемые статическую и динамическую составляющие нагрузки на долото, что нередко отрицательно сказывается на показателях механического бурения.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.