|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лекция 2 «Учет доходов и расходов.Лекция 2 «Учет доходов и расходов. Выведение финансовых результатов аптечной организации» ВВЕДЕНИЕ Финансовый результат – это разница между доходами и расходами организации, образующимися в процессе кругооборота капитала. Положительный результат называется прибылью, отрицательный - убытком. Капитал – это деньги, вложенные в предпринимательскую деятельность или пущенные в оборот для получения дохода. Отсюда, процесс учета финансовых результатов должен рассматриваться как процесс учета доходов и расходов от предпринимательской деятельности организации с целью повышения эффективности этой деятельности. 1. Доходы организации Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (имущества) и погашения обязательств (дебиторской задолженности), приводящее к увеличению капитала организации, кроме вкладов учредителей. В бухгалтерском учете в зависимости от характера, условия получения и направления деятельности доходы подразделяются на: 1) доходы от обычных видов деятельности; 2) прочие доходы. Доходами от обычных видов деятельности является выручка от операций, составляющих предмет деятельности организации. Для аптеки основным доходом является выручка от продажи товаров и услуг. Прочими доходами являются доходы от операций не являющихся предметом деятельности организации. Для аптеки этими доходами могут быть: 1) выручка от продажи имущества (не товара) или имущественных прав (патентов), 2) плата за сдачу имущества в аренду; 3) полученные организацией штрафы и пени (за нарушение договорных обязательств); 4) подаренное аптеке имущество; 5) кредиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности; 6) прибыль прошлых периодов, но выявленная в отчетном периоде; 7) положительные курсовые разницы по валютным операциям; 8) дооценка имущества; 9) излишки имущества, выявленные в момент инвентаризации; 10) прочие доходы (не названные выше). В налоговом учете доходы организации делятся на реализационные и внереализационные. Доходами от реализации признается выручка от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав в денежной и натуральной форме. Все остальные доходы считаются внереализационными. Задачами учета доходов являются: 1) формирование полной и достоверной информации о доходах для целей управления организацией: контроля за источниками получения доходов, ценообразования и других (эту задачу реализует бухгалтерский учет); 2) контроль за правильностью и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль (эту задачу реализует налоговый учет). Порядок бухгалтерского учета доходов организации определяет ПБУ 9/99 «Доходы организации», утвержденное приказом МФ РФ № 32н от 1999 г. Учет доходов для целей налогообложения регламентируется Налоговым кодексом РФ (2-я часть, 25-я глава «Налог на прибыль организации»). Доходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств или другого имущества. Так, выручка от реализации определяется по факту отпуска товаров покупателю, а не его фактической оплаты. Выручка от продажи признается доходом без НДС, т.к. аптека выступает только в качестве посредника по уплате этих налогов между покупателями и государством. Предоплата (аванс, залог) за товар не признается доходом, т.к. в этот момент не перешло право собственности на товар покупателю. Основанием для признания доходов являются первичные документы, бухгалтерские справки-расчеты. Систематизация информации о доходах осуществляется в регистрах аналитического (бухгалтерского и налогового) и синтетического учета. Синтетический учет доходов организуется на пассивных результативных счетах 90 «Продажи», 99 «Прибыли и убытки». 2. Расходы организации Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (имущества) и возникновения обязательств (кредиторской задолженности), приводящее к уменьшению капитала организации, кроме уменьшения вкладов учредителей. Как и доходы, расходы связаны с определенными направлениями деятельности организации, поэтому их классификация во многом аналогична классификации доходов. В бухгалтерском учете в зависимости от характера, условия получения и направления деятельности расходы подразделяются на: 1) расходы по обычным видам деятельности; 2) прочие расходы. Для аптеки расходами от обычных видов деятельности являются расходы, связанные с приобретением и продажей товаров, оказанием услуг. Эти расходы формируют 1) расходы по приобретению товаров (покупная стоимость или себестоимость товаров) и 2) расходы в сфере товарного обращения (расходы на продажу). Расходы по обычным видам деятельности включаются всебестоимость реализуемых товаров и услуг, т.е. компенсируются покупателями. Прочие расходы относятся непосредственно на финансовый результат (уменьшение прибыли). Прочими расходами являются: 1) расходы, связанные с продажей, выбытием имущества (не товара), 2) расходы, связанные со сдачей имущества в аренду; 3) уплаченные аптекой штрафы и пени (за нарушение договорных обязательств); 4) благотворительные взносы; 5) дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности; 6) убытки прошлых периодов, выявленные в отчетном периоде; 7) отрицательные курсовые разницы по валютным операциям; 8) уценка имущества; 9) прочие расходы (не названные выше). В налоговом учете расходы организации делятся на реализационные и внереализационные. По экономическому содержаниюрасходы от реализации подразделяются на следующие элементы: 1) материальные расходы; 2) расходы на оплату труда; 3) суммы начисленной амортизации; 4) прочие расходы. С позиции налогового учета важно деление расходов на реализацию по способу отнесения на себестоимость товаров и услуг на прямые и косвенные. Прямые – это расходы, непосредственно связанные с осуществлением конкретного вида деятельности организации, например, реализации товаров и услуг. Для аптеки прямыми расходами, связанными с реализацией товаров, являются 1) расходы по закупке товаров с целью дальнейшей перепродажи (себестоимость реализованных товаров); 2) транспортные расходы или на завоз товаров, если они не включены в себестоимость товаров. Косвенные – это расходы, обслуживающие одновременно различные виды деятельности: торговую, управленческую, складскую и др. Для аптеки - это все остальные реализационные расходы (издержки обращения). Расходы, не включенные в перечень реализационных, считаются внереализационными. Все расходы по формированию финансового результата для целей налогообложения делятся на неограничиваемые (учитываемые в полном объеме) и ограничиваемые нормами. К ограничиваемым (нормируемым) расходам относят естественную убыль товаров, некоторые расходы на рекламу, представительские расходы и некоторые другие. Задачами учета расходов являются: 1) формирование полной и достоверной информации о расходах для целей управления организацией: калькулирования фактической себестоимости товаров и услуг, контроля за использованием ресурсов и других (эту задачу реализует бухгалтерский учет); 2) контроль за правильностью и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль (эту задачу реализует налоговый учет). Порядок бухгалтерского учета расходов организации определяет ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденное приказом МФ РФ № 33н от 1999 г. Учет расходов для целей налогообложения регламентируется Налоговым кодексом РФ (2-я часть, 25-я глава «Налог на прибыль организации»). Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они возникают исходя из условий деятельности, независимо от времени их фактической оплаты в денежной или иной форме. Например, заработная плата начисляется за январь месяц, в полном объеме выплачивается в феврале, признается в качестве расходов на оплату труда в полном объеме при формировании финансового результата в январе. Прямые расходы относятся на финансовый результат пропорционально объемамдеятельности, на которую они приходятся, т.е. объемам реализации. Косвенные расходы относятся на финансовый результат в полном объеме. Неограничиваемые расходы включаются в себестоимость товаров и услуг в полном объеме. Ограничиваемые расходы для определения величины бухгалтерской (фактической) прибыли учитываются в полном объеме, а для целей исчисления налога на прибыль - в пределах установленных норм. Основанием для признания расходов являются первичные документы, бухгалтерские справки-расчеты. Систематизация информации о расходах осуществляется в регистрах аналитического (бухгалтерского и налогового) и синтетического учета. Синтетический учет расходов осуществляется на счете 44 «Расходы на продажу» (активный, калькуляционный) и выше названных результативных счетах. 3. Порядок формирования финансового результата и его использования Формирование финансового результата от обычных видов деятельности Для исчисления доходов от операций реализации от реализации предназначен счет 90 «Продажи» (операционно-результативный). Ежемесячно со счета 90 списывается конечное сальдо равное разнице между кредитовым и дебетовым оборотами на счет 99, поэтому счет сальдо не имеет. В кредите обобщается информация о доходах от обычных видов деятельности, а именно: 1) выручка от реализации товаров населению, 2) выручка от реализации товаров МО и др. организациям, 3) комиссионное вознаграждение за отпуск ЛП населению бесплатно. Выручка отражается в розничных ценах с НДС. Общий объем выручки равен кредитовому обороту 90 счета за отчетный период. В дебете отражается информация о расходах по обычным видам деятельности, а именно: 1) НДС на реализованные товары. Поскольку НДС не является доходом организации, то стоимость реализованных товаров должна быть уменьшена на сумму НДС, начисленную для уплаты в бюджет.
2) Себестоимость реализованных товаров. Себестоимость реализованных товаров представляет собой расходы на закуп, которые являются прямыми расходам, т.е. связанными с реализацией, поэтому списываются пропорционально объему реализации. В аптеках, которые ведут учет выручки в розничных ценах, показатель рассчитывается: 2.1. Реализация в о.ц. (с/с) = Реализация в р.ц. без НДС – ТНр. 2.2. Реализация в р.ц.без НДС = Реализация в р.ц. с НДС (КО 90 счета) – НДС (см. п 1). 2.3.1 ТНр = ТНон + ТНп – ТНв – ТНок (балансовый метод), 2.3.2 ТНок = Ок р.ц.без ндс х Средний уровень ТН : 100%, 2.3.3 Средний уровень ТН (%) = (ТНон + ТНп – ТНв / Р р.ц. без ндс + Ок р.ц.без ндс) х 100 %, где ТНр – торговые наложения, реализованные за отчетный период (расчет); ТНон – торговые наложения на остаток товаров на начало отчетного периода (Сн 42 счета); ТНп – наложения на поступивший товар (предварительный КО 42 счета на момент расчета); ТНв – наложения на выбывший товар (ДО 42 счета); ТНок – наложения на остаток товаров на конец отчетного периода (расчет); Р р.ц. без НДС– реализация товара за отчетный период (см. выше); Ок р.ц.без НДС – остаток товаров на конец отчетного периода (Ск 41 счета).
3) Сумма расходов на продажу.
В конце отчетного года 90 счет закрывается, т.е. выравниваются обороты, и определяется окончательный результат торговой деятельности.
Бухгалтерские проводки операций:
Схема 90 счета
Формирование итогового финансового результата. Для определения финансового результата предназначен счет 99 «Прибыли и убытки» (финансово-результативный). На счете 99 в течение отчетного года накаливается информация о доходах и расходах от обычных видах деятельности и прочих. В конце отчетного года счет закрывается (выравниваются обороты) и рассчитывается финансовый результат от хозяйственно-финансовой деятельности аптеки, который отражается на счете 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» (пассивный, фондовый). Отражение операции на счетах:
Формирование финансового результата находит отражение в «Отчете о финансовых результатах». Оставшаяся после уплаты налогов в распоряжении организации прибыль используется по следующим направлениям: 1) формирование резервного капитала; 2) выплаты дивидендов учредителям и акционерам частными организациями, отчисления в бюджет унитарными предприятиями; 3) прирост собственных источников приобретения активов и развитие социальной сферы.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|