Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Праздники.



№5

ХРИСТИАНСТВО (II часть).

 

Ключевые понятия: церковная иерархия, таинство, реформы

 

Задания к семинару: 1. Ответьте письменно на вопросы семинара.

2. Запишите названия 15 православных патриархий

 

3. Напишите реферат

Вопросы к семинару:

1. Церковная иерархия в православии (в т.ч. назвать 15 православных патриархий)

Структура современной иерархической лестницы Русской Православной Церкви для большей наглядности может быть представлена следующей таблицей:

Иерархические степени Белое духовенство (женатое или в целибате) Черное духовенство (монашествующее)
III Епископат (архиерейство)   патриарх митрополит архиепископ епископ
II Пресвитерство (иерейство) протопресвитер протоиерей иерей (пресвитер, священник) архимандрит игумен иеромонах
I Дьяконат протодьякон дьякон архидьякон иеродьякон

Низшие клирики (причетники) пребывают вне данной трехстепенной структуры: иподиаконы, чтецы, певцы, алтарники, пономари, церковные сторожа и другие.

Патриархатом являются лишь 9 из 15 церквей: Вселенский Константинопольский патриархат, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский, Московский, Сербский, Румынский, Болгарский и Грузинский — в этих церквях во главе стоят патриархи. Остальные официально называются Кипрская православная церковь, Греческая, Польская, Албанская, Чехословацкая и Православная церковь Америки — здесь главные архиепископы-митрополиты.

 

2.  Христианские таинства и празники.

Таинствами в христианстве именуются культовые действия, с помощью которых под видимым образом верующим сообщается невидимая благодать Божия. Православная и католическая церкви признают семь таинств: крещение, миропомазание, причащение (евхаристия), покаяние (исповедь), священство, брак (церковный) и елеосвящение (соборование). Лютеране признают крещение и причащение, англиканская церковь — крещение, причащение, брак.

Крещение— таинство, которое символизирует принятие человека в лоно христианской церкви. При крещении человек умирает для жизни плотской, греховной и возрождается в жизнь духовную, святую. Ритуал крещения состоит либо в погружении новорожденных в наполненную водой купель (в православии), либо в окроплении их водой (в католицизме). В протестантских церквах, как правило, крестят уже совершеннолетних.

Миропомазание— таинство, целью которого является наделение человека божественной благодатью. Ритуал миропомазания состоит в смазывании лба, глаз, ушей и других частей лица и тела верующего ароматическим маслом — миррой.

Причащение (евхаристия)— таинство, состоящее в том, что верующих потчуют хлебом и вином, символизирующими тело и кровь Христа. Тем самым верующие, по учению церкви, становятся стелесниками Иисуса Христа, участниками божеского естества.

Покаяние (исповедь)— раскрытие верующим своих грехов священнику и получение от него прощения (отпущение грехов) именем Христа. При этом церковь гарантирует тайну исповеди.

Священство— таинство, посредством которого совершается возведение в сан священнослужителя. Согласно церковному вероучению, священство есть таинство наделения через епископское рукоположение (хиротонию) рукополагаемого особой благодатью, делающей его посредником между Богом и людьми. Священство имеет три степени: дьякона, пресвитера и епископа.

Брак— таинство, которое совершается при заключении церковного брака. Будущие супруги, давая перед алтарем обещание в верности друг другу, получают через совершение таинства брака благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей. Таким образом, сам Бог оберегает брачный союз людей. Церковь подчеркивает, что главным в браке является не юридический или экономический, а нравственный элемент, который тождествен религиозному.

Елеосвящение (соборование)— таинство, совершаемое над больным и заключающееся в произнесении определенных молитв, которые сопровождаются помазанием освященным елеем лба, щек, губ, груди и рук. Православная церковь учит, что елеосвящение исцеляет человека от телесных и душевных болезней и одновременно освобождает от тех грехов, в которых он не успел раскаяться сам. Католики не признают за елеосвящением исцеляющих функций, а усматривают в нем успокоительное напутствие умирающему.

Праздники.

Благовещение Пресвятой Богородицы — праздник, связанный с христианским преданием о том, как архангел Гавриил сообщил Деве Марии «благую весть» о грядущем рождении у Неё Божественного Младенца. Отмечается 25 марта (7 апреля).

Введение во храм Пресвятой Богородицы — праздник в память вступления трёхлетней Марии в Иерусалимский храм, куда Она была отдана родителями на воспитание. Отмечается 21 ноября (4 декабря).

Вознесение — праздник в честь вознесения Христа на небо. Празднуется на 40-й день после Пасхи.

Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) — праздник в честь въезда Христа в Иерусалим. Отмечается в последнее воскресенье перед Пасхой.

Крестовоздвижение — праздник посвящен событиям IV в., когда святая Елена нашла в Иерусалиме Крест Господень. Отмечается 14 (27) сентября.

Крещение Господне (Богоявление) — праздник в память крещения Иисуса Христа пророком Иоанном Крестителем в реке Иордан. Отмечается 6 (19) января.

Обрезание Господне — отмечается 1(14) января.

Пасха — главный христианский праздник в честь воскресения распятого на кресте Христа. Отмечается в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния. У православных церквей Пасха приходится на период с 22 марта по 23 апреля по юлианскому стилю.

Покров Пресвятой Богородицы — праздник в память явления в X в. во Влахернском храме в Константинополе Богородицы, которая распростёрла своё покрывало над христианами, тем самым благословив их на победный бой с сарацинами. Отмечается 1 (14) октября.

Преображение Господне — праздник в честь преображения Иисуса Христа, явившего ученикам незадолго до Голгофских страданий свою Божественную природу. Отмечается 6 (19) августа.

Рождество Иоанна Предтечи — отмечается 24 июня (7 июля).

Рождество Пресвятой Богородицы — праздник в честь рождения Девы Марии, матери Христа. Отмечается 8 (21) сентября.

Рождество Христово — один из главных христианских праздников, в честь рождения Иисуса Христа. Отмечается 25 декабря, православные церкви отмечают этот праздник 7 января (по григорианскому стилю).

Сретение Господне — праздник в честь встречи (сретения) пра-иедником Симеоном Мессии — ребёнка-Христа, которого родители принесли в храм для посвящения Богу. Отмечается 2 (15) февраля.

Троица (русское название дня Пятидесятницы) — праздник в честь сошествия Святого Духа на апостолов. Отмечается на пятидесятый день после Пасхи.

Успение Богородицы — праздник в память кончины Девы Марии. Отмечается 15 (28) августа.

 

3. ..Социально-исторические условия возникновения протестантизма.

 

Особенности протестантской догматики и церковной организации Основой протестантизма является концепция М.Лютера об "Оправдании одной только верою". Это значит, что связь с Богом может быть достигнута непосредственно личной верой в искупительную роль Иисуса Христа. Таким образом, протестантское вероучение устанавливает, что для спасения посредничество церкви между человеком и Богом не является необходимым. Отсюда отсутствие в протестантизме деления на священников и мирян. Каждый член церкви уже в силу своей веры имеет право на совершение богослужений, произнесение проповедей, чтение и толкование Библии.

· Единственным источником вероучения, священной книгой у протестантов является Библия. Постановления церковных соборов, творения Отцов церкви и т.п. не имеют статуса священных. Однако чтение подобных источников не воспрещено и рассматривается как душеполезное.

· В протестантизме признаются два таинства – крещение и причащение. Например, крещение производится после осознанного принятия веры, после достижения совершеннолетия ("крещение по вере"). В то же время некоторые протестантские направления (лютеране, англикане, реформаты) не исключают крещение во младенчестве с обязательным подтверждением принятия веры в более зрелом возрасте.

· Протестанты отрицают культ Богородицы, почитание икон, крестное знамение. В круг праздников включают лишь те, что связаны с Иисусом Христом.

· Наряду со специальными церковными зданиями признается возможность совершения богослужения в любом помещении.

· Протестантская церковная община представляет собой сплоченный коллектив со строго контролируемым членством. Руководство общинами осуществляется пресвитерами (пасторами) и их помощниками, которых выбирают из числа членов общины.

· Концепции о предопределении. Считается, что каждый человек еще до своего рождения предопределен спастись или погибнуть. Иными словами, предопределена не только судьба человека, но и посмертное существование – пребывание в аду или раю после смерти. При этом никто не может знать, что ему предуготовлено. Необходимо указать, что спасение не является заслугой человека. Ни добрыми делами, ни молитвой, ни даже искренней верой нельзя добиться Божьей Благодати. Спасение есть исключительно дар Божий.

Протестантизм значительно упростил и удешевил культовую деятельность, что привлекло большое количество последователей. Признается, что идеология и вероучение протестантизма дали непосредственный толчок появлению "духа предпринимательства" в Европе. Если католическое мировоззрение состоит в осознании зависимости индивида (в результате своей греховности человек не может сам обратиться к Богу), то протестантизм открывает двери пониманию мирской деятельности как выполнению Божьих заповедей, данных в Священном Писании. Идеи протестантизма явились главной духовной предпосылкой формирования европейской буржуазной цивилизации.

 

4. Реформы Патриарха Никона.

Реформа патриарха Никона начала реализацию в 1653 - 1655 годах. Эта реформа несла в себе коренные изменения в религию, которые выразились в следующем:

· Крещение тремя перстами вместо двух.

· Поклоны следовало совершать до пояса, а не до земли, как было раньше.

· Внесены изменения религиозные книги и иконы.

· Введено понятие "православие".

· Изменено имя Бога, в соответствии с общемировым написанием. Теперь вместо "Исус" писалось "Иисус".

· Замена христианского креста. Патриарх Никон предлагал заменить его четырехконечный крестом.

· Изменение обрядов церковной службы. Теперь Крестный ход совершался не по часовой стрелке, как было раньше, а против часовой стрелки.

Все это подробно описывается в церковном Катехизисе. Удивительно, но если рассматривать учебники истории России, особенно школьные учебники, реформа патриарха Никона сводится только к первому и второму пункту из вышеизложенных. В редких учебниках говорится в третьем пункте. Об остальном даже не упоминается. В результате складывается впечатление, что никакой кардинальный реформаторской деятельности русский патриарх не сделал, но это было не так... Реформы были кардинальными. Они перечеркивали все, что было до этого. Неслучайно эти реформы также называются церковным расколом российской церкви. Само слово "раскол" указывает на кардинальные изменения.

 

Темы рефератов:

1. Дохристианские верования восточных славян.

2.  Крещение Руси.

3. Структура католической церкви.

4. Инквизиция в Западной Европе.

5. Крестовые походы.

6. Католические ордена (один на выбор).

7. Христианские секты (одна на выбор). Написать реферат


 

ЛІТЕРАТУРА

1. Васильєв Л.С. История религий Востока. — М., 1988.

2. Гараджа В.И. Религиоведение. — М.: Аспект-Пресс, 1995. — 350 с.

3. Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. — М.: Сов. энциклопедия, 1987.

4. Основы религиоведения: Учебник / Ю.Ф. Борунков, И.Н. Яблоков, К.И.Никонов и др.; Под ред. И.Н. Яблокова. — 4-е изд., перераб. идол. —М.: Высш. шк., 2004.

5. Религиоведение: Учеб. пособие и учеб. слов.-минимум по религиоведению. — М.: Гардарики, 2002.

6. Религиоведение: Хрестоматия: Пер. с англ., нем., фр. / Сост. и общ. ред. А.Н. Красникова. — М.: Книжный дом: Университет, 2002.

7. Токарев С А. Религия в истории народов мира. — М., 1986.

8. Головащенко С. Історія християнства. - К., 1999.

9. Крещение Руси // Истоки. — М.: ЭКСМО: Алгоритм, 2004.

10. Моця О.П.,Ричка В.М. Київська Русь: від язичництва до християнства: Навч. посіб. — К., 1996.

11. Мюллер М.,Вунд В. От слова к вере. Миф и религия. — М.: Экс-мо; СПб.: Terra Fantаstica, 2002. — (Антология мысли).

12. Никольский Н.М. История русской церкви. — Минск: Беларусь, 1990.

13. Пуряєва Н. Словник церковно-обрядової термінології. —Л.: Свічадо, 2001.

14. Іванченко МТ. Дивосвіт прадавніх слов'ян: Наук.-попул. нарис. — К., 1991.

15. Колесникова B.C. Краткая энциклопедия православия. Путь к храму. — М.: Интерполиграф, 2002.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.