Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лекция № 4. Проблема активности в общении. вербальному (речевому) 



Лекция № 4

Проблема активности в общении

О роли общения в жизни людей восторженно заметил Антуан де Сент-Экзюпери:

«Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения».

 Однако для современного человека общение не столько роскошь, сколько постоянная жизненно и профессионально необходимая потребность . Общение имеет свои функции, средства, виды и типы, каналы, фазы. По своим формам и видам общение чрезвычайно разнообразно (непосредственное, опосредованное общение; межличностное и массовое общение; межперсональное и ролевое общение и др.).

 Особое внимание исследователи уделяют двум аспектам (видам, языкам) общения —

вербальному (речевому) 

невербальному (неречевому) .

Современные средства массовой коммуникации способствовали возникновению новых направлений исследования специфических форм общения разного типа (телефон, телевидение, радио, Интернет и т. п.). Овладение искусством общения необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься. Каждый, кто стремиться добиться успехов в жизни, успешно продвигаться по карьерной лестнице, эффективно и грамотно общаться с людьми должен овладеть определенными знаниями и навыками в области межличностного и делового общения. Но особенно важно умение общаться для деловых людей: предпринимателей, менеджеров, людей, занятых в сфере управления . В настоящее время ни для кого не будет открытием то, что межличностные отношения между людьми — это абсолютно необходимое условие в жизни. Без данного вида общения невозможно полноценное формирование у человека высших психических функций, а также развития личности в целом. Факт общения свойственен всем высшим живым существам, однако на уровне человека оно включает в себя самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредствованным речью. У человека содержание общения намного шире, чем у животных. В процессе общения, люди обмениваются друг с другом различной информацией, передают свой богатый жизненный опыт, знания, умения, навыки, их способности, представления о том или ином событии, ситуации.

Целью общения считается то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Количество целей может увеличиваться. Помимо вышеперечисленных целей, сюда можно включить: обучение, воспитание, согласование людей в их совместной деятельности, установление тех или иных межличностных отношений и прочее [5]. Любое личностно либо социально ориентированное общение будет отражаться на социологическом уровне, если в этом общение актуализируются общественно значимые отношения между людьми. Общение представляет собой разные формы активною воздействия человека на природу и тем самым выступает как целый пучок разнонаправленных факторов социальной жизни индивида и группы [6]. По показаниям, в прошлом тысячелетии, такая проблема как общение стала «логическим центром» психологической науки. Ученые, которые занялись исследованием данной проблемы, открыли многочисленные методы и приемы для более глубокого анализа психологических закономерностей и механизмов регуляции поведения человека, развития внутреннего мира, что помогло выявить социальную обусловленность психики и образа жизни человека [7]. Исследователи в области психологии считают, что потребность в общении необходимо отнести к ряду важнейших условий для полноценного формирования и развития личности. Как известно, человек — это существо социальное, которому постоянно требуется общение с другими индивидами; в связи с этим, можно отметить, что общение — главное условие жизнедеятельности .

Как принято, в общении выделяют три взаимосвязанные характеристики: коммуникативная, интерактивная, перцептивная.

Коммуникативная сторона проявляется в обмене какой-либо информацией между людьми, которые вступили в общение.

Интерактивная состоит в обмене между индивидами не только знаниями и представлениями, но и действиями, приемами.

Перцептивная сторона в общении содержит в себе процесс восприятия и познания друг друга индивидами, а также установления взаимопонимания между ними. Огромный вклад в развитие проблемы общения внес основоположник отечественной культурно-исторической психологии — Л. С. Выготский. При тщательном исследовании проблем мышления и речи он открывает понимание механизмов преобразования общения в сознание личности . В общем смысле язык выступает как система знаков, которая служит средством человеческого общения, мышления и выражения. С помощью языка осуществляется познание мира, в языке объективируется самосознание личности. Язык выступает специфическим социальным средством хранения и передачи информации, а также управления человеческим поведением.

Язык — средство передачи социального опыта, культурных норм и традиции. Через язык осуществляется преемственность различных поколений и исторических эпох.

Проблемы «барьеров» общения в современном мире становятся очень актуальными в связи с целым рядом факторов. Одним из таких факторов является существование и распространение сфер влияния таких видов деятельности, наличие которых связано с системой взаимоотношений «человек-человек». Выработка путей распознавания и решения проблемы «барьеров» имеет огромное значение для дальнейшего эффективного общения и совместной деятельности. «Барьер» общения рассматривается как одно из психических состояний, которое может проявлять в пассивном поведении индивида, что бесспорно препятствует выполнению различных действий. Барьер проявляется в усилении негативных установок индивида — стыд, чувство вины, тревога, низкая самооценка, ассоциативные задачи . Личностный аспект является определяющим и в представленной классификации «барьеров», основанной на психологии отношений В. Н. Мясищева. Выделяются : «Барьеры» отражения, которые проявляются в искаженном восприятии: себя (человек имеет неадекватную самооценку, собственной личности); другого индивида (приписывание тех свойств и качеств личности, которые не присущи данному человеку); ситуации (неправильная оценка значимости той или иной ситуации). «Барьер» отношения; в данную группу относятся те барьеры, которые возникают в результате неадекватного отношения к чему-либо: к себе (неудовлетворенность своим статусом в обществе); к партнеру (чувство неприязни, антипатии к человеку); к ситуации (отрицательное отношение к ситуации). «Барьеры» обращения как специфической формы отношения.

Данные «барьеры» возникают при: ‒ формах обращения, которые ведут к объединению, сотрудничеству и пр. (похвала, комплименты, поощрение); ‒ формах обращения, которые ведут к непродуктивному общению (повышение громкости голоса, оскорбления, жесты, используемые в конфликтных ситуациях). При изучении проблемы «барьеров» в контексте личностного подхода можно также затронуть схему выхода из ситуации того самого «барьера», где важнейшим принципом будет выступать принцип взаимоотношений, которые ведут к сотрудничеству, а также взаимопониманию при учете индивидуальных и психологических особенностей партнеров по общению.

К схеме выхода из ситуации «барьера» можно отнести: ‒ оценку сложившейся ситуации,

выявление направленности и дальнейших возможных последствий;

‒ нахождение причин сложившейся ситуации;

‒ предположение путей выхода из данной ситуации, с учетом причин;

‒ выявление эффективных действий для выхода из данной ситуации.

Сюда можно отнести определенные действия, которые приведут к минимизации тех или иных «барьеров», а также позволят наладить процесс общения. Одну из главных задач в преодолении психологических барьеров берет на себя мотивационное состояние личности. Мотивационное состояние индивида несет в себе психическое отражение условий, которые необходимы для эффективного взаимодействия человека как организма, индивида, личности. Это отражение необходимых условий проявляется в виде определенных установок. Установка — стереотипная готовность к действию в определенной ситуации определенным образом. Эта готовность к стереотипному поведению проявляется на основе прошлого опыта человека. Таким образом, установки выступают как наиболее важные внутренние факторы для появления или наоборот, преодоления тех или иных барьеров.

В современное время каждый человек имеет различные психологические барьеры, и даже если человек справляется и преодолевает одни барьеры, на их черед приходят другие . Проблема общения в психологической науке и по сегодняшний день остаётся актуальной. В настоящее время изучению подверглись далеко не все аспекты этого явления, как у человека, так и у животных. Существует огромное количество спорных вопросов в этой области, на которые до сих пор не найдено исчерпывающих ответов.

В любом случае общение — это недостаточно изучено явление, более тщательное и глубокое его изучение в сочетании с современными информационными технологиями может дать просто поразительные результаты, которые могут перевернуть наше сегодняшнее представление об обучении и его методиках.

 В заключение отмечу, что общение — это взаимодействия и взаимоотношения, возникающие между различными субъектами: между отдельными личностями, личностью и группой, личностью и обществом, группой (группами) и обществом.

Литература:

Чернышева Л. И. Деловое общение [Электронный ресурс]: учеб.пособие для студентов вузов. — ЮНИТИ-ДАНА, 2012–415с. Игебаева Ф. А. Культура делового общения и особенности ее проявления в деятельности менеджера // Проблемы и перспективы социально-экономического развития современной России. Сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции. — Саратов: Изд-во «КУБиК», 2010. С. 92–95. Седов К. Ф. О манипуляции и актуализации в речевом воздействии / К. Ф. Седов // Проблемы речевой коммуникации: Межвуз. сб. науч. тр. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2013. — Вып. 2. — С. 20–27. Стернин И. А. Введение в речевое воздействие / И. А. Стернин. — Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2011. — 252 с. Бобнева М. И. Нормы общения и внутренний мир личности // Социальная психология в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция А. Л. Свенцицкого. — СПб.: Питер. — 2016. — С. 339- 362. Бодалев А. А. Психология общения. — М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК». — 2017. — 256 с. Алешина Ю. Б., Петровская Л. А. Что такое межличностное общение? — М.: Международная педагогическая академия, 2014. — 218 с. Робер М., Тильман Ф. Общие сведения о коммуникации / Хрестоматия по социальной психологии. — М., 2015. — С. 167–186. Игебаева Ф. А. Коммуникативная компетентность как важнейшее профессиональное качество. //Современное государство: проблемы социально-экономического развития. Сб. статей II Международной научно-практической конференции. — Саратов. Издво ЦПМ «Академия бизнеса», 2013. — С.122–124.

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Чапаева П. О. Актуальные проблемы психологии общения // Молодой ученый. — 2018. — №12. — С. 137-141. — URL https://moluch.ru/archive/198/48853/ (дата обращения: 09.11.2020).

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.