Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лабораторная работа на тему: «Роль слова в восприятии(когнитивации)музыки»



Лабораторная работа на тему: «Роль слова в восприятии(когнитивации)музыки»

Когнитивация ≈ «познание». Словарная основа когнитив (от лат. cognitio: познание, изучение, осознание)используется в ряде терминов (чаще, в форме прилагательного с зависимым словом: напр., «когнитивное развитие») применяемых в нескольких контекстах (главным образом в психологии), и означает саму способность к восприятию и переработке информации.

Когнитивация – более широкое понятие, чем, собственно, «познание», т.к. подразумевает не только восприятие и обработку полученной информациипосредствоминтеллектуальной деятельности, но и другие способы нашего восприятия (через зрение, слух, осязание), а также воздействие эмоциональной сферы и прочих субъективно-личностных качеств. Когнитивация чего-либо может осуществляться как на научном, так и обыденном уровне, в т.ч. в рамках теологического, мифологического или художественного опыта. Однако в отличие от целенаправленного освоения знаний, здесь субъект всегда оперирует не только осознанной, но и большим пластомне сознаваемой им информации, передаваемой посредством невербальных(неязыковых) идеально-знаковых образований, а также символов и художественных образов различной природы.

Иными словами, если слово «познание»означаетусвоение знаний, передаваемых главным образом через речь, «когнитивация» описывает тот же процесс по отношению ко всем остальным способам передачи-получения информации. При этом, она характеризуется теми же основными свойствами, что и познание: также является составной частью нашего опыта и так или иначе влияет на наши действия. Кроме того, любые получаемые извне знания мы одинаково можем как принимать (т.е. относиться к этому как к имеющему для нас определенную ценность), так и не принимать («пропускать мимо ушей»).

Когнитивация музыкального опыта имеет, однако, и ряд специфических черт. Во-первых, люди, за очень редким исключением, не способны в полной мере воспринимать музыкальные произведения с первого раза: эмоциональная реакция (впечатление) следует сразу, но о когнитивации здесь, как правило, не можетбыть иречи. Тем не менее, уже после первого прослушивания люди, как правило, выносят решение (не обязательно осознанное): принимать для себя эту музыку или нет. И что особенно интересно, это далеко не всегда соотносится с отношением «нравится - не нравится». Откровенно не нравятся музыкальные произведения людям достаточно редко – независимо от их профессии и социальной принадлежности. Обычно это обусловлено двумя причинами:

1) Создатель данного "опуса" отличается крайне низкими музыкальными и творческими возможностями;

2) Произведение вызывает у индивидарезкий когнитивный диссонанс (состояние психологического дискомфорта, вызванное столкновением в сознании конфликтующих представлений, обусловленных его индивидуальными интеллектуальными и психо-эмоциональными особенностями).

 

Понятно, что ни в том, ни в другом случае человек не захочет повторять этот опыт. Но даже если музыка не вызывает у него отторжения, более того, даже если она ему понравилась – это еще не значит, что он после этого захочет слушать её снова. А между тем, о когнитивации музыкального произведения можно говоритьлишь в том случае, если оно, как минимум, вызывает у данного индивида теплые воспоминания (вспоминаются не столько сами моменты прослушивания произведения, сколько те эмоции, которые оно вызвало) – это свойство является общим для восприятия всех видов искусств: художественные образы живут в нас, прежде всего, за счет воспоминаний.

Однако по-настоящему об "усвоении" содержаниямузыки можно говорить лишь тогда, когда у человека появляется устойчивое желание слушать её вновь и вновь: чем чаще это желание возникает, тем вернее можно утверждать, что эта музыка стала частью внутреннего мира данной личности. Такое свойство восприятия музыки является уникальным: отчасти оно присуще и живописи, но там влечение "вернуться" в большей степени обусловлено чисто рациональными мотивами: например, желанием получше рассмотреть полотно, углубиться в его детали, или узко профессиональной задачей понять, как автору удалось добиться того или иного эффекта (что, впрочем, не мешает каждый раз получать от просмотра эстетическое наслаждение); слушая же (или исполняя) любимое музыкальное произведение, в первую очередь, хочется просто "остановить мгновенье". Это отличие музыки от изобразительного искусства всецело обусловлено их отношением к разным типам искусства (об этом мы говорили на прошлом уроке).

Произведение, с которым проводится лабораторная работа – видеоклип «Get Lucky» группыDaft Punk в аранжировке Pentatonix.

I. Работа в классе:

Внимательно просмотреть видеоклип и ответить на вопросы:

1) Понравился ли тебе клип?

2) Какое впечатление на тебя произвела музыка?

Ответы следует дать краткие, но максимально ёмкие, для чего рекомендуется употреблять эмоциональные выражения и метафоры (допускается даже употребление жаргона – кроме нецензурных выражений).

II. Домашнее задание:

• После того, как пройдет какое-то время после первого впечатления, приступаем к основной работе. Сначалаответьте на вопросы (нумерация сквозная):

3) Как ты сейчас (по памяти) оцениваешь рейтинг данного клипа в ряду твоих музыкальных предпочтений?

4) Если бы не эта работа, возникло бы у тебя желание вновь его посмотреть?

Отвечать на каждый вопрос можно одним предложением, но неодносложно. Главное условие– максимально честно! Постарайтесь оценить ситуацию объективно.

• Послушать оригинальную версию песни «Get Lucky» в исполнении группы Daft Punk (ауодизапись либо ролик на Youtube), сравнить ее с исходным видеоклипом и ответить на вопрос:

5) Какаяверсия исполнения тебе нравится больше – авторская или в аранжировке Pentatonix, – и почему?

• Найти в интернете слова песни (в оригинальной версии группы Daft Punk) с переводом, еще раз прослушать авторскую версию, следя за песней по тексту. Попытаться вникнуть в ее содержание и ответить на вопросы:

6) О чем эта песня?

Не пересказывайте содержание – попробуйте выразить суть. Если затрудняетесь с ответом, так и напишите.

7) Какое настроение музыка добавляет к содержанию текста?

• Найти в интернете слова этой же песни, но в аранжировке группы Pentatonix – с переводом. Сравните оба варианта текста (в этом задании сравнивать нужно только слова по их переводу, не думая о музыке) и ответьте на вопросы:

8) Чего в этих двух вариантах слов больше: общего или различий?

9) Вносят ли добавленные слова в варианте Pentatonix что-то принципиальноновое в текст песни или они лишь в чем-то ее дополняют?

• Еще раз посмотреть исходный видеоклип, следя за песней по тексту, и ответить на вопросы:

10) Что изменилось в содержании песни «Get Lucky» в аранжировке группы Pentatonix по сравнению с оригиналом? О чем теперь эта песня?

11) Какую роль играют грим, костюмы, использованные в клипе, а также сам видеоряд: нужныли они только для произведения внешнего эффекта?

12) Изменилось ли как-нибудь твое восприятие данной песни – и,особенно,твое к ней отношение, – после того, как ты вник(ла) в её содержание? Какое музыкальны рейтинг ты бы присвоила(а) клипу теперь?

В конце работы следует сделать ВЫВОД, соответствующий её заголовку. В выводе нужно написать только то, что ЛИЧНО ВЫпоняли о РОЛИ СЛОВ В МУЗЫКЕ(термин «когнитивация» лучше опустить).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.