![]()
|
|||||||||||||||||||||||||
Тема: Организация обучения математике: контроль и оценка знаний, умений и навыковТема: Организация обучения математике: контроль и оценка знаний, умений и навыков Оценка – качественная, как правило, словесная характеристика того, что получилось и что не удалось. Отметка – количественное выражение оценки. Функции отметки (зачем надо оценивать? ) - диагностическая (уровень освоения учебного материала – средство контроля над учителем); - обучающая (сначала – самооценка, а потом – мнение учителя об успехах и неудачах с выставлением отметки); - регулятивная или воспитательная (подразумевается, что после выставления отметки учеником и родителями предпринимаются усилия для улучшения отметки); - констатирующая (учитель сообщает результат усилий ребёнка) Что оценивать? Чаще всего итог выполненной работы. Но ученик ждёт, что оценят отношение его к выполняемому заданию: старательность, смекалку и т.д. В этом смысле учителю важно использовать и отметку, которой он оценивает ЗУНы, и оценку как словесную характеристику усилий ученика, которую почувствовал учитель. Традиционный и современный подходы к оцениванию
При современном подходе к оцениванию используются другие формы и приёмы оценивания. - Взаимооценка - «Никакая оценка» (ставится, когда нет возможности поставить даже «2») - Графическая оценка успехов (линией рисуется динамика ЗУНов по теме) - Рейтинговая (накопительная) - Специальные обозначения: ОХ (очень хорошо); ХО (хорошо, но не очень); ЗН (знает, но не говорит); ГЗ (говорит, но не знает); ХН (хуже некуда) - Жетонная система (разноцветными жетонами поощряются разные виды активности: рациональность, эмоциональность, интуиция, успешные практические действия) - Самооценка Основной упор сегодня делается на самооценку учащихся, под которой понимается самоконтроль, самоанализ и собственно выставление себе балла. Адекватную самооценку нужно воспитывать и развивать. Для этого учителя предлагают такие приёмы: - сопоставление индивидуального варианта с эталоном; - работа под копирку; - без ошибок, но с отметкой; - без отметки, но с ошибками; - гребёнка или шкала успеха (дети на схеме, похожей на гребёнку, оценивают свой уровень активности, правильности, настроения и т.д.); - рефлексивная мишень; - рефлексивные вопросы и др. Особенности урока контроля ЗУНов. Нормы оценки Понятно, что так проводить оценивание учитель может на своих рабочих уроках, а итоговая оценка ориентирована на выполнение Государственного стандарта, и в этом случае индивидуальный подход осуществить невозможно. Итоговые контрольные работы проводятся в начальной школе в конце большой темы, четверти, года. Их количество ограничено: 1 класс – 6 работ за год, 2 – 4 классы – 12 работ. Выполняются контрольные работы в специальных тетрадях, которые хранятся в классе. Структура урока контроля ЗУН: Сообщение темы и цели урока (выдача тетрадей, запись числа и варианта) Знакомство с текстом к.р. (обычно 2 равноценных варианта; объём таков, чтобы дети справились с решением и проверкой в 1классе за 20 мин., во 2 – 4 классах – за 35 – 40 мин.; тексты должны быть прочитаны; учитель объясняет оформление работы, отвечает на вопросы) Самостоятельная работа детей (напомнить, что выполнять задания можно в любом порядке; следить за дисциплиной; по классу не ходить; тем, кто справился раньше всех, можно дать дополнительное задание для выполнения в рабочей тетради) Орг. конец урока (после звонка выходят из класса те, кто сдал свои работы, остальным можно дать 5 дополнительных минут). Работы должны быть проверены в этот же день и оценены по существующим нормам, отметки выставляются в журнал столбиком. Требования к контрольной работе - задания должны быть одного уровня для всего класса; - задания повышенной трудности выносятся в «дополнительное задание», которое предлагается для выполнения всем ученикам и оценивается только оценками «4» и «5»; обязательно разобрать их решение при выполнении работы над ошибками; - за входную работу оценка «2» в журнал не ставится На следующий день проводится урок работы над ошибками. Учитель говорит об общих результатах класса, выдаёт тетради, сначала отрабатываются наиболее характерные ошибки, а потом индивидуальные, продумать задания для успешных. Эта работа занимает часть урока, а затем – введение новой темы. Практическая работа «Оценивание контрольной работы учащегося по нормам и анализ допущенных ошибок» 1. Рассмотрите Нормы оценок и работы детей. 2. Определите вид работы, выберите соответствующие нормы оценивания. 3. Определите, какие ошибки возможны в каждом из заданий. 4. Выпишите по каждому заданию ошибки и их характер, сосчитайте количество грубых и негрубых ошибок, выставите отметку. Задание на дом Подготовиться к проверочной работе по теме «Общие вопросы»
Оценка письменных работ по математике Работа, состоящая из примеров: - «5» - без ошибок. - «4» -1 грубая и 1-2 негрубые ошибки. - «3» - 2-3 грубые и 1-2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибки. - «2» - 4 и более грубых ошибки. - «1» - все задания выполнены с ошибками. Работа, состоящая из задач: - «5» - без ошибок. - «4» - 1-2 негрубых ошибки. - «3» - 1 грубая и 3-4 негрубые ошибки. - «2» - 2 и более грубых ошибки. - «1» - задачи не решены. Комбинированная работа: - «5» - без ошибок - «4» - 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки, при этом грубых ошибок не должно быть в - задаче. - «3» - 2-3 грубые и 3-4 негрубые ошибки, при этом ход решения задачи должен быть - верным. - «2» - 4 грубые ошибки. «1» - все задания выполнены с ошибками. Контрольный устный счет: - «5» - без ошибок. - «4» -1-2 ошибки. - «3» - 3-4 ошибки. Грубые ошибки: - Вычислительные ошибки в примерах и задачах. - Ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий. - Неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действий, - лишние действия). - Не решенная до конца задача или пример - Невыполненное задание. Негрубые ошибки: - Нерациональный прием вычислений. - Неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи. - Неверно сформулированный ответ задачи. - Неправильное списывание данных (чисел, знаков). - Недоведение до конца преобразований. За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается. За неряшливо оформленную работу, несоблюдение правил каллиграфии оценка по математике снижается на 1 балл, но не ниже «3».
|
|||||||||||||||||||||||||
|