Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема: Организация обучения математике: контроль и оценка знаний, умений и навыков



Тема: Организация обучения математике: контроль и оценка знаний, умений и навыков

Оценка –  качественная, как правило, словесная характеристика того, что получилось и что не удалось.

Отметка – количественное выражение оценки.

Функции отметки (зачем надо оценивать? )

- диагностическая (уровень освоения учебного материала – средство контроля над учителем);

- обучающая (сначала – самооценка, а потом – мнение учителя об успехах и неудачах с выставлением отметки);

- регулятивная или воспитательная (подразумевается, что после выставления отметки учеником и родителями предпринимаются усилия для улучшения отметки);

- констатирующая (учитель сообщает результат усилий ребёнка)

Что оценивать?

Чаще всего итог выполненной работы. Но ученик ждёт, что оценят отношение его к выполняемому заданию: старательность, смекалку и т.д. В этом смысле учителю важно использовать и отметку, которой он оценивает ЗУНы, и оценку как словесную характеристику усилий ученика, которую почувствовал учитель.

Традиционный и современный подходы к оцениванию

Критерии

Подходы

Традиционный Современный
Эталон для оценивания    
Частота оценивания    
Отношение к 5-балльной системе    
Кто оценивает?    
Уровень комфортности    
От чего зависит итог. отметка      

При современном подходе к оцениванию используются другие формы и приёмы оценивания.

- Взаимооценка

- «Никакая оценка» (ставится, когда нет возможности поставить даже «2»)

- Графическая оценка успехов (линией рисуется динамика ЗУНов по теме)

- Рейтинговая (накопительная)

- Специальные обозначения: ОХ (очень хорошо); ХО (хорошо, но не очень); ЗН (знает, но не говорит); ГЗ (говорит, но не знает); ХН (хуже некуда)

- Жетонная система (разноцветными жетонами поощряются разные виды активности: рациональность, эмоциональность, интуиция, успешные практические действия)

- Самооценка

Основной упор сегодня делается на самооценку учащихся, под которой понимается самоконтроль, самоанализ и собственно выставление себе балла. Адекватную самооценку нужно воспитывать и развивать. Для этого учителя предлагают такие приёмы:

- сопоставление индивидуального варианта с эталоном;

- работа под копирку;

- без ошибок, но с отметкой;

- без отметки, но с ошибками;

- гребёнка или шкала успеха (дети на схеме, похожей на гребёнку, оценивают свой уровень активности, правильности, настроения и т.д.);

- рефлексивная мишень;

- рефлексивные вопросы и др.

Особенности урока контроля ЗУНов. Нормы оценки

       Понятно, что так проводить оценивание учитель может на своих рабочих уроках, а итоговая оценка ориентирована на выполнение Государственного стандарта, и в этом случае индивидуальный подход осуществить невозможно.

       Итоговые контрольные работы проводятся в начальной школе в конце большой темы, четверти, года. Их количество ограничено: 1 класс – 6 работ за год, 2 – 4 классы – 12 работ. Выполняются контрольные работы в специальных тетрадях, которые хранятся в классе.

Структура урока контроля ЗУН:

Сообщение темы и цели урока (выдача тетрадей, запись числа и варианта)

Знакомство с текстом к.р. (обычно 2 равноценных варианта; объём таков, чтобы дети справились с решением и проверкой в 1классе за 20 мин., во 2 – 4 классах – за 35 – 40 мин.; тексты должны быть прочитаны; учитель объясняет оформление работы, отвечает на вопросы)

 Самостоятельная работа детей (напомнить, что выполнять задания можно в любом порядке; следить за дисциплиной; по классу не ходить; тем, кто справился раньше всех, можно дать дополнительное задание для выполнения в рабочей тетради)

Орг. конец урока (после звонка выходят из класса те, кто сдал свои работы, остальным можно дать 5 дополнительных минут).

       Работы должны быть проверены в этот же день и оценены по существующим нормам, отметки выставляются в журнал столбиком.

Требования к контрольной работе

- задания должны быть одного уровня для всего класса;

- задания повышенной трудности выносятся в «дополнительное задание», которое предлагается для выполнения всем ученикам и оценивается только оценками «4» и «5»; обязательно разобрать их решение при выполнении работы над ошибками;

- за входную работу оценка «2» в журнал не ставится

       На следующий день проводится урок работы над ошибками. Учитель говорит об общих результатах класса, выдаёт тетради, сначала отрабатываются наиболее характерные ошибки, а потом индивидуальные, продумать задания для успешных. Эта работа занимает часть урока, а затем – введение новой темы.

Практическая работа «Оценивание контрольной работы учащегося по нормам и анализ допущенных ошибок»

1. Рассмотрите Нормы оценок и работы детей.

2. Определите вид работы, выберите соответствующие нормы оценивания.

3. Определите, какие ошибки возможны в каждом из заданий.

4. Выпишите по каждому заданию ошибки и их характер, сосчитайте количество грубых и негрубых ошибок, выставите  отметку.

Задание на дом

Подготовиться к проверочной работе по теме «Общие вопросы»


 

Оценка письменных работ по математике

Работа, состоящая из примеров:

- «5» - без ошибок.

- «4» -1 грубая и 1-2 негрубые ошибки.

- «3» - 2-3 грубые и 1-2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибки.

- «2» - 4 и более грубых ошибки.

- «1» - все задания выполнены с ошибками.

Работа, состоящая из задач:

- «5» - без ошибок.

- «4» - 1-2 негрубых ошибки.

- «3» - 1 грубая и 3-4 негрубые ошибки.

- «2» - 2 и более грубых ошибки.

- «1» - задачи не решены.

Комбинированная работа:

- «5» - без ошибок

- «4» - 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки, при этом грубых ошибок не должно быть в

- задаче.

- «3» - 2-3 грубые и 3-4 негрубые ошибки, при этом ход решения задачи должен быть

- верным.

- «2» - 4 грубые ошибки. «1» - все задания выполнены с ошибками.

Контрольный устный счет:

- «5» - без ошибок.

- «4» -1-2 ошибки.

- «3» - 3-4 ошибки.

Грубые ошибки:

- Вычислительные ошибки в примерах и задачах.

- Ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий.

- Неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действий,

- лишние действия).

- Не решенная до конца задача или пример

- Невыполненное задание.

Негрубые ошибки:

- Нерациональный прием вычислений.

- Неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи.

- Неверно сформулированный ответ задачи.

- Неправильное списывание данных (чисел, знаков).

- Недоведение до конца преобразований.

За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не

снижается. За неряшливо оформленную работу, несоблюдение правил каллиграфии оценка

по математике снижается на 1 балл, но не ниже «3».

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.