Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





К методам теоретического исследования относятся следующие: абстракция и конкретизация, индукция и дедукция, анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение.



 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.Какие методы теоретических исследований существуют?

К методам теоретического исследования относятся следующие: абстракция и конкретизация, индукция и дедукция, анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение.

2.В чем заключается сущность вероятностно-статистических методов исследований?

При проведении психолого-педагогических исследований важная роль отводится математическим методам моделирования процессов и обработки экспериментальных данных. К таким методам следует отнести, прежде всего, так называемые, вероятностно-статистические методы исследования. Это связано с тем, что на поведение как отдельного человека в процессе его деятельности, так и человека в коллективе существенное влияние оказывает множество случайных факторов. Случайность не позволяет описывать явления в рамках детерминированных моделей, т. к. проявляется, как недостаточная регулярность в массовых явлениях и, следовательно, не дает возможность с достоверностью предсказывать наступление определенных событий. Однако при изучении таких явлений обнаруживаются определенные закономерности. Нерегулярность, свойственная случайным событиям, при большом количестве испытаний, как правило, компенсируется появлением статистической закономерности, стабилизацией частот наступлений случайных событий. Следовательно, данные случайные события имеют определенную вероятность. Существуют два принципиально различающихся вероятностно-статистических метода психолого-педагогических исследований: классический и неклассический.

3.В каких случаях применяют методы системного анализа?

Методика системного анализа разрабатывается и применяется в тех случаях, когда у лиц, принимающих решения, на начальном этапе нет достаточных сведений о проблемной ситуации, позволяющих выбрать метод ее формализованного представления, сформировать математическую модель или применить один из новых подходов к моделированию, сочетающих качественные и количественные приемы.

4.Какие этапы включает в себя системный анализ?

Обобщённо системный анализ можно разбить на следующие этапы:

· Формулировка задачи.

· Построение структуры объекта его проблематики.

·  Моделирование, изучение построенной модели для дальнейшей разработки методов совершенствования системы.

Надо заметить, что различные учёные не одинаково определяют основные этапы системного анализа при их более детальной расшифровке. Например, есть такая трактовка:

· выявление конфигурации;

· выявление проблемных вопросов;

· определение цели;

· формулирование критериев;

· нахождение альтернативных методов;

· разработка и изучение модели;

· поиск оптимальных решений;

· выполнение декомпозиции;

·  выполнение агрегатирования.

Другие учёные предлагают следующую формулировку очерёдности:

· определение объекта анализа;

· структурирование системы;

· определение функциональных особенностей системы управления;

· исследование информационных характеристик системы;

· определение количественных и качественных показателей системы управления;

· оценивание и оценка эффективности системы управления;

Но очевидно, что основные этапы, всё равно прослеживаются у всех учёных.

5.Что является моделью исследования?

Модель - это искусственная или естественная система, отображаю­щая основные свойства изучаемого объекта – оригинала, и содержащая в удобной форме многочисленную информацию об этом объекте. Чем ближе модель к оригиналу, тем удачнее она описывает объект и тем ближе полученные на ней результаты исследований к принимаемой гипотезе.

6.Какие модели исследования существуют?

Модели могут быть физические, математические, натурные:

а) физические модели позволяют наглядно представлять процессы, протекающие в натуре, изучать влияние отдельных параметров на тече­ние этих процессов;

б) математические модели, представляющие собой абстрактные, формально описанные объекты, позволяют количественно исследовать явления, трудно изучаемые на физических моделях;

в) натурные модели, представляющие собой масштабно измененные объекты (натуры), позволяют наиболее полно исследовать процессы и явления, протекающие в реальных условиях.

Модель должна быть адекватной, т.е. описывать закономерности изучаемого явления с требуемой точностью. При построении модели необходимо учитывать особенности исследуемого явления – линейность и нелинейность, детерминированность и случайность, непрерывность и дискретность и др.

Изучить и проанализировать объект наиболее полно можно лишь при условии, что его модель представлена описанием физической сущности и имеет математический вид.

7.Какие требования предъявляются к модели научного исследования?

Основные требования к модели:
1. наглядность построения;
2. обозримость основных свойств и отношений;
3. доступность ее для исследования или воспроизведения;
4. простота исследования, воспроизведения;
5. сохранение информации, содержавшиеся в оригинале (с точностью рассматриваемых при построении модели гипотез) и получение новой информации.
Проблема моделирования состоит из трех задач:
1. построение модели (эта задача менее формализуема и конструктивна, в том смысле, что нет алгоритма для построения моделей);
2. исследование модели (эта задача более формализуема, имеются методы исследования различных классов моделей);
3. использование модели (конструктивная и конкретизируемая задача).
Свойства модели:
конечность: модель отображает оригинал лишь в конечном числе его отношений и, кроме того, ресурсы моделирования конечны;
упрощенность: модель отображает только существенные стороны объекта;
приблизительность: действительность отображается моделью грубо или приблизительно;
адекватность: модель успешно описывает моделируемую систему;
информативность: модель должна содержать достаточную информацию о системе - в рамках гипотез, принятых при построении модели.

8. Что является основной целью экспериментального исследования?

Основной целью эксперимента являются выявление свойств исследуемых объектов, проверка справедливости гипотез и на этой основе широкое и глубокое изучение темы научного исследования.

9.Как классифицируют экспериментальные исследования, проводимые в различных отраслях науки?

Экспериментальные исследования, которые проводятся в различных отраслях науки, классифицируют по ряду признаков.

По способу формирования условий выделяют: естественный и искусственный эксперименты.

По организации проведения бывают эксперименты лабораторные и натурные.

По структуре изучаемых объектов и явлений различают простой и сложный эксперименты.

По характеру внешних воздействий на объект исследования выделяют вещественный, энергетический и информационный эксперименты

По характеру взаимодействия средства экспериментального исследования с объектом исследования существуют обычный и модельный эксперименты.

По типу моделей, исследуемых в эксперименте, выделяют материальный и мысленный эксперименты.

По контролируемым величинам эксперименты разделяют на пассивный и активный.

По числу варьируемых факторов существуют однофакторный и многофакторный эксперименты.

10.Что необходимо предусматривать при разработке методики проведения эксперимента?

При разработке методик проведения эксперимента необходимо предусматривать:

- проведение предварительного целенаправленного наблюдения над изучаемым объектом или явлением с целью определения исходных данных (гипотез, выбора варьирующих факторов);

- создание условий, в которых возможно экспериментирование (подбор объектов для экспериментального воздействия, устранение влияния случайных факторов);

- определение пределов измерений; систематическое наблюдение за ходом развития изучаемого явления и точные описания фактов;

- проведение систематической регистрации измерений и оценок фактов различными средствами и способами;

- создание повторяющихся ситуаций, изменение характера условий и перекрестные воздействия, создание усложненных ситуаций с целью подтверждения или опровержения ранее полученных данных;

- переход от эмпирического изучения к логическим обобщениям, к анализу и теоретической обработке полученного фактического материала.

 

11.В чем заключается методология экспериментального исследования?

Методология эксперимента — это общая структура (проект) эксперимента, т. е. постановка и последовательность выполнения экспериментальных исследований. Методология эксперимента включает в себя следующие основные этапы:

1) разработку плана-программы эксперимента;

2) оценку измерений и выбор средств для проведения эксперимента;

3) проведение эксперимента;

4) обработку и анализ экспериментальных данных.

Приведенное количество этапов справедливо для традиционного эксперимента. В последнее время широко применяют математическую теорию эксперимента, позволяющую резко повысить точность и уменьшить объем экспериментальных исследований.

В этом случае методология эксперимента включает такие этапы: разработку плана-программы эксперимента; оценку измерения и выбор средств для проведения эксперимента; математическое планирование эксперимента с одновременным проведением экспериментального исследования, обработкой и анализом полученных данных.

 

12.Что включает в себя план программы эксперимента?

План-программа включает:

Наименование темы исследования, рабочую гипотезу, методику эксперимента, перечень необходимых материалов, приборов, установок, список исполнителей эксперимента, календарный план работ и смету на выполнение эксперимента.

В ряде случаев включают работы по конструированию и изготовлению приборов, аппаратов, приспособлений, методическое их обследование, а также программы опытных работ на предприятиях.

Перечислите этапы методологии эксперимента.

13.Перечислите этапы методологии эксперимента.

Методология эксперимента – это общая структура эксперимента, т.е. постановка и последовательность выполнения эксперимента.

Включает себя следующие этапы

1. разработка плана программы эксперимента

2. оценка измерений и выбор средств для проведения эксперимента

3. проведение эксперимента

4. обработка и анализ экспериментальных данных.

14.В чем заключается методика эксперимента?

Метод эксперимента подразумевает под собой активное влияние или вызывание исследуемого процесса, присутствие основной и контрольной (максимально схожая с основной, но не подвергающаяся влиянию) экспериментальных групп. По своему смысловому назначению выделяют исследовательский эксперимент (при неизвестности наличия взаимосвязи между выбранными параметрами) и подтверждающий (когда взаимосвязь переменных установлена, но необходимо выявить характер этой связи). Для построения практического исследования необходимо изначальное формулирование определений и изучаемой проблемы, постановка гипотез, последующая их проверка. Полученные результативные данные обрабатывают и интерпретируют, используя методы матстатистики, учитывающей особенности переменных и выборок испытуемых.

Отличительными чертами экспериментального изучения являются: искусственная самостоятельная организация условий для активизации или появления определенного изучаемого психологического факта, возможность изменять условия и устранять некоторые из влияющих факторов.

Все построение экспериментальных условий сводится к определению взаимодействия переменных: зависимой, независимой и побочных. Под независимой переменной понимается то условие или явление, которое может варьировать или изменять экспериментатор (выбранное время суток, предлагаемая задача), чтобы проследить его дальнейшее влияние на зависимую переменную (слова или ответные на стимул действия испытуемого), т.е. параметров другого явления. В ходе определения переменных важно обозначить и конкретизировать их так, чтобы они поддавались регистрации и анализу.

Помимо качеств конкретности и регистрируемости, должно быть соответствие валидности и надежности, т.е. тенденция сохранять устойчивость показателей ее регистрируемости и сохранении полученных показателей только при условиях, повторяющих экспериментальные, касательно выбранной гипотезы. Побочными переменными являются все факторы, которые косвенным образом влияют на результаты или течение эксперимента, будь то освещение или уровень бодрости испытуемого.

Метод эксперимента обладает рядом преимуществ, среди которых повторяемость изучаемого явления, имеющаяся возможность влиять на результаты путем изменения переменных, возможность выбора начала осуществления эксперимента. Это единственный метод, дающий наиболее достоверные результаты. Среди причин критики данного метода находитсянепостоянность, спонтанность и уникальность психики, а также субъект-субъектные отношения, которые своим наличием не совпадают с научными правилами. Еще одной негативной характеристикой метода является то, что условия лишь частично воспроизводят реальность, и соответственно подтверждение и стопроцентное воспроизведение полученных в лабораторных условиях результатов в условиях реальности не возможно.

15.Каким образом проводится обоснование цели и задач эксперимента?

Целью, как известно, называется идеальный образ желаемого результата; в неявном виде она содержится уже в постановке проблемы и темы. Главной целью эксперимента является решение намеченной проблемы, а дополнительные, сопутствующие цели возникают в силу системности педагогического процесса, по принципу “дерева целей”; их постановка (и достижение) зависит от возможностей экспериментатора и условий эксперимента.

 В зависимости от степени новизны предполагаемого результата цели могут представлять собой следующие разновидности:

 а) воссоздание в новых условиях того, что существовало ранее, но было утрачено, забыто и т. д.;

 б) модернизация (рационализация, усовершенствование) того, что существует в соответствии с изменившимися требованиями;

 в) создание нового — того, что ранее не существовало, что не имеет аналогов, является принципиально новым.

Примеры целей:

А. Определить влияние проблемного изложения материала на развитие творческих способностей учащихся (цель типа “а”);

Б. Разработать оптимальный вариант планирования воспитательной работы в классе дифференцированного обучения (цель типа “б”)

Задача — это цель, заданная в конкретной ситуации. При осмысливании общей цели экспериментатор начинает видеть ее возможное воплощение в конкретных педагогических усовершенствованиях, достижениях. Так, в приложении к обстановке класса, предмета, школы рождаются и формируются задачи экспериментальной работы.

Примеры задач:

 А. Для проблемного изложения материала раздела физики “Динамика” (9 кл.): 1).определить эффективность усвоения материала с помощью проблемной ситуации;

2).отобрать проблемные ситуации;

3).построить их систему;

4).апробировать их;

5).развить мышление учащихся;

 6).дать рекомендации по применению проблемных ситуаций.

Б. Для работы классного руководителя в условиях дифференцированного обучения на старшей ступени:

1).проанализировать особенности воспитательной работы;

 2).отобрать воспитательные мероприятия;

3).оптимизировать виды и формы воспитательной работы в связи с углубленной учебной деятельностью учащихся;

4).определить содержание воспитания старшеклассников, его направления; 5).выработать принципы составления планов воспитательной работы;

6).дать рекомендации по осуществлению воспитания личности.

16.Что предполагает обработка данных эксперимента?

Особое внимание в методике эксперимента должно быть уделено математическим методам обработки и анализу опытных данных, например установлению эмпирических зависимостей, аппроксимации связей между варьируемыми характеристиками, установлению критериев и доверительных интервалов.

Результаты экспериментов должны отвечать трем статистическим требованиям: • эффективности оценок, т.е. минимальность дисперсии отклонения относительно неизвестного параметра;

• требование состоятельности оценок, т.е. при увеличении числа наблюдений оценка параметра должна стремиться к его истинному значению;

• требование несмещенности оценок – отсутствие систематических ошибок в процессе вычисления параметров.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.