Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Физкультминутка «Гончары»



 

Цель: сформировать представление о глине, как основе гончарного производства;

Задачи:

воспитывающая: воспитывать умение слышать взрослого, учить основам взаимопомощи;

образовательная: продолжать знакомить со свойствами глины (твёрдая в сухом состоянии, пластичная и мягкая - во влажном); обогатить представления детей об использовании глины человеком;

развивающая: способствовать развитию творческого потенциала через игровую импровизацию.

Демонстрационный материал: картины - с изображением глины разных цветов, гири, лупы, природы; глина (в её натуральном виде), посуда из глины, игрушки из глины.

Оборудование:баночки с водой, чашечки для глины, лупы, пипетки, гончарный круг, леска, разная по цвету глина, посуда и изделия из глины, влажные салфетки, шарики влажной глины.

Методы и приёмы, используемые в процессе ОД:

- наглядный: рассматривание картин, куска глины, изделий из глины;

- практический: экспериментальная деятельность;

- словесный: рассказ воспитателя, вопросы к детям.

Ход ОД:

(В коробке лежит глина, а на коробке письмо)

Воспитатель: Ой, ребята посмотрите!

Нас с утра почтальон навестил

И письмо заказное вручил

Он просил вас срочно прочитать

И то, что в коробке,

Самим догадаться, узнать.

А подсказка находится в конверте. По картинкам вы должны догадаться, что находится в коробке.

Первая картинка с частыми точками - значит вещество плотное.

Вторая - гиря, значит тяжёлое.

Третья - природа, значит находится в природе.

Четвёртая - посуда, керамические поделки - делают из этого вещества предметы.

Воспитатель:Вы догадались, о каком природном веществе идет речь?

Послушайте загадку об этом веществе.

Гончар для меня разведёт жаркий пламень.

Сухая, я твёрдой бываю как камень.

Размочат - как тесто податливой буду,

Могу превратиться в игрушку, в посуду,

Лечебными свойствами очень богата,

Меня отыскать вам поможет лопата.

Белая, красная и голубая

Узнали, ребята, кто я такая?

Дети: Да. Это глина.

Воспитатель:Да! Это ребята глина - родственник песка и камней, удивительное природное вещество. Посмотрите, сколько удивительных вещей можно слепить из глины. А вы бы хотели, что-нибудь слепить из глины и чтобы ваши работы попали на выставку?

Дети: Да.

Воспитатель:А для этого нам нужно многое узнать о глине, познакомиться с ней и подружиться.

(Дети садятся за столы, на которых в чашечках лежит разная глина.)

Воспитатель:Посмотрите, какого цвета глина?

Ответы детей.

Воспитатель:Интересно, что глина из разных мест имеет разный цвет: красный, коричневый, голубой, зелёный, чёрный, жёлтый, белый. Больше всего на планете глины серого цвета. Цвет глины зависит от минералов из которых она состоит.

Воспитатель:Попробуйте глину на ощупь. Какая она?

Дети: Твёрдая, может крошиться.

Воспитатель:Можно сказать, что глина сыпучая?

Дети: Да можно.

Воспитатель:Посмотрите на глину через лупу. Из чего она состоит?

Дети: Из мельчайших пылинок, они на много меньше частичек, из которых состоит песок.

Воспитатель:Оказывается, её пылинки давным-давно были частичками гор и камней. Когда дул сильный ветер, мельчайшие пылинки с гор летели в море, там они оседали на дне, и появлялась глина. Они как будто взялись за руки и прилипли друг к другу.

Воспитатель:У нас глина какая?

Дети: У нас глина белого цвета.

Воспитатель:Ребята, как вы думаете, что произойдёт с глиной, если добавить в глину воды?

(Предположения детей)

Воспитатель:Давайте наберём пипеткой воды и капнем на глину. Что происходит?

Дети: Глина впитала воду и стала тёмной.

Воспитатель:Как вы думаете, дружит ли глина с водой?

Ответы детей.

Воспитатель:Давайте проверим. Налейте воду в сосуд с сухой глиной. Что вы видите?

Дети: Глина плохо впитывает воду, медленно намокает.

Воспитатель:Да, глина плохой проводник воды. Вспомните, что происходило с водой, когда мы её наливали в песок?

Дети: Она быстро просачивалась через песок.

Воспитатель:Какой вывод можно сделать?

Дети: Песок быстро намокает и пропускает воду. Глине надо время, чтобы намокнуть. Она плохо пропускает воду.

Воспитатель:Вчера такая же сухая глина была мною завёрнута в мокрую ткань, вот что получилось из неё сегодня.

(Воспитатель раздаёт детям шарики глины подготовленной для лепки)

Воспитатель:Какой стала глина?

Дети: Мягкой, пластичной, из влажной глины можно лепить.

Воспитатель:Человек давно использует это свойство глины; если она влажная, из неё можно лепить посуду, игрушки, использовать в строительстве домов, делать разные красивые украшения и сувениры.

Чистая глина без примесей применяется в медицинских целях для лечебных грязей и в приготовлении лекарств, различных масок.

Мастер, который работает с глиной, называется гончар.

Физкультминутка «Гончары»

Руки хорошо потрём, до тепла их разотрём.

Чисто вымоем сначала, чтобы глина не серчала.

Нежно их погладим, слова такие скажем:

«Ручки, ручки помогите, нам поделочку слепите».

А сейчас мы превращаемся в частички песка и изображаем песок.

(стоят рядом друг с другом)

А сейчас мы превращаемся в частички глины и изображаем глину.

(Встали плотно друг к другу взявшись за руки)

А сейчас изобразим камень, превратимся в частички камня.

(Плотно прижались друг к другу)

Сели за столы.

Воспитатель:Повсюду, где имелись природные запасы глины, пригодной для обработки, мастера гончары создавали разнообразные по форме и декору горшки, миски, кувшины, блюда и многие другие предметы необходимые в быту. Некоторые предметы становились произведением искусства.

Мастера - гончары сначала готовят тестообразную массу, долго её мнут, выгоняя из глины пузырьки воздуха, затем бросают её на гончарный круг, который крутится во время работы и позволяет изделия из глины создавать равномерно расширяющиеся или сужающиеся, разной формы.

Сейчас я вам, примерно, покажу работу гончара. Сначала нужно надеть фартук, приготовить таз с водой и запустить гончарный круг. Наш гончарный круг не настоящий и я тоже не гончар, поэтому изделия у меня могут получиться не очень сложные.

Я буду показывать и рассказывать, как выполняют свою работу мастера — гончары.

Вытянутый ком в результате нажима большим пальцем превращается в полый цилиндр. Пропуская стенки цилиндра между двумя пальцами, вытягивают корпус и шейку изделия. Во время формования руки приходится периодически смачивать водой, чтобы усилить скольжение пальцев. Придав изделию законченную форму, его срезают с гончарного круга тонкой проволокой и ставят для сушки. Когда изделие высохнет - его раскрашивают и декорируют.

А сейчас мы с вами превращаемся в гончаров и попробуем создать свои неповторимые изделия для выставки. Готовы?

Дети из глины создают разнообразные изделия.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.