|
|||
Физкультминутка «Гончары»
Цель: сформировать представление о глине, как основе гончарного производства; Задачи: воспитывающая: воспитывать умение слышать взрослого, учить основам взаимопомощи; образовательная: продолжать знакомить со свойствами глины (твёрдая в сухом состоянии, пластичная и мягкая - во влажном); обогатить представления детей об использовании глины человеком; развивающая: способствовать развитию творческого потенциала через игровую импровизацию. Демонстрационный материал: картины - с изображением глины разных цветов, гири, лупы, природы; глина (в её натуральном виде), посуда из глины, игрушки из глины. Оборудование:баночки с водой, чашечки для глины, лупы, пипетки, гончарный круг, леска, разная по цвету глина, посуда и изделия из глины, влажные салфетки, шарики влажной глины. Методы и приёмы, используемые в процессе ОД: - наглядный: рассматривание картин, куска глины, изделий из глины; - практический: экспериментальная деятельность; - словесный: рассказ воспитателя, вопросы к детям. Ход ОД: (В коробке лежит глина, а на коробке письмо) Воспитатель: Ой, ребята посмотрите! Нас с утра почтальон навестил И письмо заказное вручил Он просил вас срочно прочитать И то, что в коробке, Самим догадаться, узнать. А подсказка находится в конверте. По картинкам вы должны догадаться, что находится в коробке. Первая картинка с частыми точками - значит вещество плотное. Вторая - гиря, значит тяжёлое. Третья - природа, значит находится в природе. Четвёртая - посуда, керамические поделки - делают из этого вещества предметы. Воспитатель:Вы догадались, о каком природном веществе идет речь? Послушайте загадку об этом веществе. Гончар для меня разведёт жаркий пламень. Сухая, я твёрдой бываю как камень. Размочат - как тесто податливой буду, Могу превратиться в игрушку, в посуду, Лечебными свойствами очень богата, Меня отыскать вам поможет лопата. Белая, красная и голубая Узнали, ребята, кто я такая? Дети: Да. Это глина. Воспитатель:Да! Это ребята глина - родственник песка и камней, удивительное природное вещество. Посмотрите, сколько удивительных вещей можно слепить из глины. А вы бы хотели, что-нибудь слепить из глины и чтобы ваши работы попали на выставку? Дети: Да. Воспитатель:А для этого нам нужно многое узнать о глине, познакомиться с ней и подружиться. (Дети садятся за столы, на которых в чашечках лежит разная глина.) Воспитатель:Посмотрите, какого цвета глина? Ответы детей. Воспитатель:Интересно, что глина из разных мест имеет разный цвет: красный, коричневый, голубой, зелёный, чёрный, жёлтый, белый. Больше всего на планете глины серого цвета. Цвет глины зависит от минералов из которых она состоит. Воспитатель:Попробуйте глину на ощупь. Какая она? Дети: Твёрдая, может крошиться. Воспитатель:Можно сказать, что глина сыпучая? Дети: Да можно. Воспитатель:Посмотрите на глину через лупу. Из чего она состоит? Дети: Из мельчайших пылинок, они на много меньше частичек, из которых состоит песок. Воспитатель:Оказывается, её пылинки давным-давно были частичками гор и камней. Когда дул сильный ветер, мельчайшие пылинки с гор летели в море, там они оседали на дне, и появлялась глина. Они как будто взялись за руки и прилипли друг к другу. Воспитатель:У нас глина какая? Дети: У нас глина белого цвета. Воспитатель:Ребята, как вы думаете, что произойдёт с глиной, если добавить в глину воды? (Предположения детей) Воспитатель:Давайте наберём пипеткой воды и капнем на глину. Что происходит? Дети: Глина впитала воду и стала тёмной. Воспитатель:Как вы думаете, дружит ли глина с водой? Ответы детей. Воспитатель:Давайте проверим. Налейте воду в сосуд с сухой глиной. Что вы видите? Дети: Глина плохо впитывает воду, медленно намокает. Воспитатель:Да, глина плохой проводник воды. Вспомните, что происходило с водой, когда мы её наливали в песок? Дети: Она быстро просачивалась через песок. Воспитатель:Какой вывод можно сделать? Дети: Песок быстро намокает и пропускает воду. Глине надо время, чтобы намокнуть. Она плохо пропускает воду. Воспитатель:Вчера такая же сухая глина была мною завёрнута в мокрую ткань, вот что получилось из неё сегодня. (Воспитатель раздаёт детям шарики глины подготовленной для лепки) Воспитатель:Какой стала глина? Дети: Мягкой, пластичной, из влажной глины можно лепить. Воспитатель:Человек давно использует это свойство глины; если она влажная, из неё можно лепить посуду, игрушки, использовать в строительстве домов, делать разные красивые украшения и сувениры. Чистая глина без примесей применяется в медицинских целях для лечебных грязей и в приготовлении лекарств, различных масок. Мастер, который работает с глиной, называется гончар. Физкультминутка «Гончары» Руки хорошо потрём, до тепла их разотрём. Чисто вымоем сначала, чтобы глина не серчала. Нежно их погладим, слова такие скажем: «Ручки, ручки помогите, нам поделочку слепите». А сейчас мы превращаемся в частички песка и изображаем песок. (стоят рядом друг с другом) А сейчас мы превращаемся в частички глины и изображаем глину. (Встали плотно друг к другу взявшись за руки) А сейчас изобразим камень, превратимся в частички камня. (Плотно прижались друг к другу) Сели за столы. Воспитатель:Повсюду, где имелись природные запасы глины, пригодной для обработки, мастера гончары создавали разнообразные по форме и декору горшки, миски, кувшины, блюда и многие другие предметы необходимые в быту. Некоторые предметы становились произведением искусства. Мастера - гончары сначала готовят тестообразную массу, долго её мнут, выгоняя из глины пузырьки воздуха, затем бросают её на гончарный круг, который крутится во время работы и позволяет изделия из глины создавать равномерно расширяющиеся или сужающиеся, разной формы. Сейчас я вам, примерно, покажу работу гончара. Сначала нужно надеть фартук, приготовить таз с водой и запустить гончарный круг. Наш гончарный круг не настоящий и я тоже не гончар, поэтому изделия у меня могут получиться не очень сложные. Я буду показывать и рассказывать, как выполняют свою работу мастера — гончары. Вытянутый ком в результате нажима большим пальцем превращается в полый цилиндр. Пропуская стенки цилиндра между двумя пальцами, вытягивают корпус и шейку изделия. Во время формования руки приходится периодически смачивать водой, чтобы усилить скольжение пальцев. Придав изделию законченную форму, его срезают с гончарного круга тонкой проволокой и ставят для сушки. Когда изделие высохнет - его раскрашивают и декорируют. А сейчас мы с вами превращаемся в гончаров и попробуем создать свои неповторимые изделия для выставки. Готовы? Дети из глины создают разнообразные изделия.
|
|||
|