Приложение 1.
Тема урока:
| «Честь и честность»
| Возрастной контингент:
| 7-8 лет.
| Кол-во обучающихся:
| 24 человека.
| Цель:
| Развитие социального интеллекта младших школьников.
| Задачи:
| 1. Формирование или расширение представлений обучающихся о понятиях «честность» и «честь».
2. Развитие умения анализировать поведенческие, лексические особенности проявления личностных качеств.
3. Воспитание нравственных качеств младшего школьника..
| Планируемые результаты:
| Личностные:
- Развитие адекватной самооценки.
- Формирование предпосылок к саморазвитию.
Регулятивные:
- Развитие самоконтроля, произвольной регуляции деятельности.
Коммуникативные:
- Развитие умений устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепочку
- рассуждений, строить устное речевое высказывание.
- Способствовать высказыванию ребенком своей собственной позиции.
- Развивать умение анализировать, сопоставлять, обобщать.
| Раздел
| Содержание деятельности
| Кол-во минут
| Приложение
| Вводная часть
| - Ребятам предлагается расшифровать тему занятия. Им объясняется основное назначение шифрования информации и принцип шифрования Мирабо. В качестве образца разбирается первое слово.
- В самостоятельном или групповом режиме ребята расшифровывают слова «честность» и «честь», которые выступают темой занятия.
- Рекомендации: в качестве профилактики угадывающего чтения акцентируем внимание на необходимости разбирать каждую букву.
| 3 мин.
| Прил. 1
| Основная часть
| Переход к основной теме: педагог говорит о том, что подобно этому шифрованию, во внутреннем мире каждого человека невидимо существуют (зашифрованы) разные чувства, мысли, личностные качества. Для того, чтобы их расшифровать необходимо быть наблюдательным и учиться понимать поведение, мысли и поступки других людей.
1. Ребятам предлагается посмотреть два фрагмента мультфильма про двух совершенно разных героев. Один из героев старается всегда быть честным, другой – напротив.
Фрагмент мультфильма: «Замок лгунов» по мотивам сказки В. Жилинскайте (с 1.08 мин. до 4.25 мин.)
После просмотра фрагмента педагог организует обсуждение и просит ребят описать главного героя либо самостоятельно, либо по наводящим вопросам:
- Сколько раз за утро главный герой обманул маму, повторяя «Чес. слово»
(на доске, в качестве наглядной опоры, размещаем карточку со словом «Обманывает»).
- Можно ли мальчика назвать трудолюбивым? Почему?
(на доске, в качестве наглядной опоры, размещаем карточку со словом «Ленится»).
- Держит ли мальчик свое слово, данные обещания?
(на доске, в качестве наглядной опоры, размещаем карточку со словом «Не держит обещание»).
- Можно ли мальчика назвать послушным? Почему, в каких ситуациях проявляется?
(на доске, в качестве наглядной опоры, размещаем карточку со словом «Непослушный»).
Характеристики нечестного героя, которые можно вынести на доску в качестве наглядной опоры:
- обманывает, говорит неправду,
- ленится,
- не держит обещание,
- не слушается,
- не ценит доверия,
- часто действует не обдуманно, под влиянием своих желаний, эгоистично.
Подводим промежуточный итог о том, что поощрение в себе этих качеств или игнорирование их может, в том числе способствовать развитию «нечестности».
Фрагмент мультфильма: «Пятачок» (7 мин.)
После просмотра фрагмента педагог организует обсуждение и просит ребят описать главного героя либо самостоятельно, либо по наводящим вопросам:
- На что уговаривал Лисенок Барсучка?
(на доске, в качестве наглядной опоры, размещаем карточку со словом «Умение противостоять несправедливости»).
- Что так хотелось купить Барсучку за пятачок?
(на доске, в качестве наглядной опоры, размещаем карточку со словом «Умение противостоять своим желаниям»).
- Почему Барсучок так и не потратил пятачок?
(на доске, в качестве наглядной опоры, размещаем карточку со словом «Ответственность», «Умение держать обещание»).
- Кому достался пятачок и почему?
(на доске, в качестве наглядной опоры, размещаем карточку со словом «Справедливость в поступках», «Уважение к другому»).
Характеристики честного героя, которые можно вынести на доску в качестве наглядной опоры:
- старается всегда говорить правду,
- старается признавать свои ошибки,
- терпение и уважение к другому,
- справедливость в поступках,
- прямолинейность, открытость,
- держит свое обещание,
- умение противостоять несправедливости,
- умение противостоять своим желаниям,
- бережет доверие другого.
Подводим промежуточный итог о том, что поощрение в себе этих качеств или игнорирование их может, в том числе способствовать развитию «нечестности».
Далее педагог проводит обобщение и фиксирует на доске содержание понятия «Честность».
Честность подразумевает в отношениях с другими людьми правоту и правдивость, надежность в исполнении обещаний, отрицание обмана и честное поведение.
В свою очередь такие качества как честность, справедливость, ответственность, добросовестность в совокупности представляют собой Честь(незапятнанная репутация).
2. Ребятам предлагается подумать и оценить в себе качества, которые характеризуют их «Честность» и «Честь» (по аналогии с методикой Дембо-Рубинштейн).
Рекомендации: объясняем каждую шкалу по запросу.
Подведение итогов связано с мыслью о том, что такое качество как честность нужно развивать. Средством развития могут стать проблемные ситуации, их анализ. Переход к проблемным ситуациям.
Разминка:ребята беззвучно повторяют движения за учителем и как только услышат сигнал «красный»/ «желтый»/ «зеленый»выполняют движения самостоятельно:
- Красный:перекрестные движения (правую руку и левую ногу поднимаем одновременно).
- Желтый:хлопаем по схеме \\\ \ \\
- Зеленый:занимаем положение цапли.
Рекомендации: ориентируем ребят на то, чтобы они выполняли все, слушая других так, чтобы получалось дружно, одновременно.
3. Работа с проблемными ситуациями «Выбор ситуации».
Ребятам раздаются красные и зеленые карточки, которые они будут поднимать в зависимости от своего согласия или несогласия с решением проблемной ситуации.
Рекомендации: в случае неверного ответа можно разобрать ситуацию.
Проблемные ситуации:
Важно! Можно попросить ребят предложить свои ситуации (в которых они проявили нечестность).
- Володя списал у соседки по парте задание и, подняв руку, ответил по нему. Учитель заметил, что у соседки записано то же. Девочку обвинили в списывании, а мальчик промолчал. В результате он получил 5, а соседка 2.
- Вы нашли мобильный телефон. Обрадовавшись находке, присвоили его себе, не попытавшись найти хозяина.
- Вы потратили сдачу от денег, которые дала мама на покупку продуктов, на какую-то вещичку, подумав, что мама все равно же не заметит. Маме об этом вы не сказали.
- Классный руководитель собирает ваши дневники, чтобы проверить, все ли оценки, полученные вами за неделю, выставлены в дневник. И неоднократны случаи, когда некоторые из вас говорят, что забыли в надежде, что учитель и сам завтра забудет об этом факте.
|
3 мин.
3-5 мин.
7 мин.
3-5 мин.
1 мин.
9 мин.
1-3 мин.
3-5 мин.
|
Прил. 2
Прил. 3
| Заключительная часть
| Предлагаем ребятам ответить на следующие вопросы:
- Как называлась тема нашего урока, которую мы расшифровывали в начале занятия?
- Что такое честность? Как себя ведет честный человек?
- Как себя ведет нечестный человек?
- Как можно развивать в себе честность?
| 3-5 мин.
|
|
Приложение 1.
4/2
| 1/6
| 3/2
| 1/1
| | | | | | | | | | | | | | | 5/1
| 1/6
| 4/1
| 4/2
| 3/3
| 3/4
| 4/1
| 4/2
| 5/6
| | | | | | | | | | 5/1
| 1/6
| 4/1
| 4/2
| 5/6
| | | | | | | | | | | | | |
|