|
|||
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИСтр 1 из 2Следующая ⇒ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 54 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Классный час «ТВОИ ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА» Хоцкая Наталья Васильевна, Классный руководитель Донецк Цели: 1. Повторить основные положения Конвенции о правах ребенка; 2. Соотнести права и обязанности детей; 3. Способствовать осознанию ответственности за свои права; 4. Формировать положительное отношение к правам других.
Задачи: 1. Дать определение понятий «права» и «обязанности». 2. Показать особенности прав личности. 3. Рассмотреть характеристику прав и обязанностей учащихся. 4. Указать на ответственность за нарушение или невыполнение своих обязанностей.
Форма – познавательный классный час с объяснением материала, с его обсуждением и закреплением на конкретных ситуациях.
Использованная литература: · Конституция ДНР. · Семейный кодекс. · Гражданский кодекс. · Конвенция о правах ребенка.
План урока: 1. Организационный момент – 2 минуты. 2. Объяснение нового материала – 15 минут. 3. Обсуждение изученного материала с использованием ответов на вопросы - 5 минут. 4. Закрепление пройденного материала – 10 минут. 5. Подведение итогов – 3 минуты.
Ход урока: Организационный момент. Тема нашего урока «Твои гражданские права», поэтому мы должны рассмотреть с вами, что они означают и в чем состоит отличие прав от обязанностей? Объяснение нового материала с использованием ответы на вопросы. Давайте сначала разберем понятия «право» и «обязанность». Право – это совокупность норм, с одной стороны, предоставляющих, а с другой стороны, ограничивающих внешнюю свободу лиц в их взаимных отношениях. Истинность этого положения может быть подтверждена анализом всякого конкретного права. - Что такое, например, право на жизнь? Это означает, что человек свободен располагать своей жизнью, что никто из ближних не должен ему в этом препятствовать; оно означает, что человек свободен жить в мире внешнем и что все прочие люди должны уважать эту свободу. - Теперь представим себе, что свобода лица, например, свобода человека ничем не ограничена, что нет никаких правил, ее обуздывающих и сдерживающих. Понятно, что при таком порядке вещей не может быть речи о праве. Если каждому человеку принадлежит безграничная свобода распоряжаться чужой жизнью, то это значит, что никто не имеет права на жизнь; если нет правила, ограничивающего его свободу захватывать все те вещи, которые он желает, отнимать их у соседей, то это значит, что ни у кого нет права собственности. Если нет никаких правил, ограничивающих мою свободу принуждать ближних к тем или другим действиям в мою пользу, если я могу бить, оскорблять и обращать их в орудия моей прихоти, то это значит, что никто не имеет никаких личных прав. Следовательно, где свобода отдельного лица не ограничена никакими правилами, никакими предписаниями, там нет вообще никакого права. Обязанность – это необходимость, предписывающая каждому человеку определенные вид и меру поведения, и ответственность за ненадлежащее его исполнение. Обязанности устанавливаются как в целях осуществления интересов всего общества, государства, так и в интересах каждого отдельного гражданина. Если права характеризуются содержащейся в них личной свободой, то наиболее существенное в обязанностях заключается в ответственности за исполнение предписаний закона, но права и обязанности едины, так как это единство обусловлено, прежде всего, сочетанием личных (частных) и общественных интересов. - Ребята! В чем отличие прав и обязанностей? Своими правами мы пользуемся по желанию, а обязанности мы обязаны выполнять. Впервые необходимость защиты ребенка была предусмотрена в Женевской Декларации прав ребенка 1924 года и Декларации; прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 года. Она была признана во Всеобщей декларацией прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, а также в уставах и соответствующих документах специализированных учреждениях и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей. Ребенком признается лицо, не достигшее 18 лет, за исключением тех случаев, когда в соответствии с национальными законами предусматривается совершеннолетие в более раннем возрасте. Все права распространяются на всех детей без исключения. Государство обязано защищать ребенка от любых форм дискриминации и принимать необходимые меры по защите его прав. Теперь поговорим о правах личности, которые вы должны знать. · Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. · Ребенок имеет право на имя при рождении. Ребенок имеет право на получение гражданства и, насколько это возможно, на то, чтобы знать, кто его родители, а также на заботу с их стороны. · Ребенок имеет право жить и воспитываться в семье за исключением тех случаев, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка. · Ребенок имеет право свободно передвигаться, выбирать место жительство. · Ребенок имеет право свободно выражать свои взгляды, получать и передавать информацию независимо от границ. · Дети имеют право на защиту от вмешательства в их личную, семейную жизнь, а также в их переписку, на защиту от клеветы и оговора. · Ребенок имеет право на медицинскую помощь. · Ребенок имеет право на образование. · Ребенок имеет право на отдых, досуг и участие в культурной и творческой жизни. · Дети имеют право не быть подвергнутыми насилию, пыткам, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. · Дети имеют имущественные права. - Кто может защитить права ребенка? Родители, органы опеки и попечительства, суд, и др. В Уставе школы отражены права учащихся. Рассмотрим их: · Получение бесплатного общего образования (начального, основного, среднего (полного)) в соответствии с государственными стандартами. · Выбор формы образования. · Получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг. · Уважение человеческого достоинства, свободное выражение собственных взглядов и убеждений. · На всестороннее развитие своих способностей и дарований. · Объективную оценку знаний и умений. · На апелляцию в случае конфликта с учителем или другим работником школы в любой орган управления «Учреждением». · На отдых в перерывах между уроками и в период каникул. · На меры их социальной поддержки, установленные законодательством РФ, а также льготы, устанавливаемые школой. Теперь мы должны познакомиться с вашими обязанностями. · Соблюдать Конституцию ДНР и законы. · Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники старины. · Обязанность трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях. · Сохранить окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. · Обязанность получить основное общее образование. · Приходить на занятия без опозданий, чистыми и опрятными, в школьной форме, иметь спортивную форму, сменную обувь. · Уважать честь и достоинство других обучающихся и работников. · Пресекать проявления грубости и бестактности. · Выполнять требования работников школы в части, отнесенной к их компетенции Уставом, Правилами поведения обучающихся, приказами директора и решениями педагогического совета. · Систематически работать над расширением своего кругозора. · Заботиться о чести школы, поддерживать ее авторитет, приумножать традиции. Закрепление пройденного материала. Итак, мы с вами подробно разобрали права и обязанности, которые вы должны знать и выполнять. Но случается так, что про свои обязанности человек забывает, а, не зная своих прав, попадает в неприятные ситуации. Давайте закрепим изученный материал на конкретных примерах из жизни класса.Учащиеся в ролях могут продемонстрировать данные ситуации, если учитель заранее дал задание – инсценировать.
|
|||
|