Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 54 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

 

Классный час

 «ТВОИ ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА»

Хоцкая Наталья Васильевна,

Классный руководитель

Донецк

Цели:

1. Повторить основные положения Конвенции о правах ребенка;

2. Соотнести права и обязанности детей;

3. Способствовать осознанию ответственности за свои права;

4. Формировать положительное отношение к правам других.

 

 

Задачи:

1. Дать определение понятий «права» и «обязанности».

2. Показать особенности прав личности.

3. Рассмотреть характеристику прав и обязанностей учащихся.

4. Указать на ответственность за нарушение или невыполнение своих обязанностей.

 

Форма – познавательный классный час с объяснением материала, с его обсуждением и закреплением на конкретных ситуациях.

 

Использованная литература:

· Конституция ДНР.

· Семейный кодекс.

· Гражданский кодекс.

· Конвенция о правах ребенка.

 

План урока:

1. Организационный момент – 2 минуты.

2. Объяснение нового материала – 15 минут.

3. Обсуждение изученного материала с использованием ответов на вопросы - 5 минут.

4. Закрепление пройденного материала – 10 минут.

5. Подведение итогов – 3 минуты.

 

Ход урока:

Организационный момент.

Тема нашего урока «Твои гражданские права», поэтому мы должны рассмотреть с вами, что они означают и в чем состоит отличие прав от обязанностей?

Объяснение нового материала с использованием ответы на вопросы.

Давайте сначала разберем понятия «право» и «обязанность».

Право – это совокупность норм, с одной стороны, предоставляющих, а с другой стороны, ограничивающих внешнюю свободу лиц в их взаимных отношениях. Истинность этого положения может быть подтверждена анализом всякого конкретного права.

- Что такое, например, право на жизнь? Это означает, что человек свободен располагать своей жизнью, что никто из ближних не должен ему в этом препятствовать; оно означает, что человек свободен жить в мире внешнем и что все прочие люди должны уважать эту свободу.

- Теперь представим себе, что свобода лица, например, свобода человека ничем не ограничена, что нет никаких правил, ее обуздывающих и сдерживающих. Понятно, что при таком порядке вещей не может быть речи о праве. Если каждому человеку принадлежит безграничная свобода распоряжаться чужой жизнью, то это значит, что никто не имеет права на жизнь; если нет правила, ограничивающего его свободу захватывать все те вещи, которые он желает, отнимать их у соседей, то это значит, что ни у кого нет права собственности. Если нет никаких правил, ограничивающих мою свободу принуждать ближних к тем или другим действиям в мою пользу, если я могу бить, оскорблять и обращать их в орудия моей прихоти, то это значит, что никто не имеет никаких личных прав. Следовательно, где свобода отдельного лица не ограничена никакими правилами, никакими предписаниями, там нет вообще никакого права.

Обязанность – это необходимость, предписывающая каждому человеку определенные вид и меру поведения, и ответственность за ненадлежащее его исполнение.

Обязанности устанавливаются как в целях осуществления интересов всего общества, государства, так и в интересах каждого отдельного гражданина.

Если права характеризуются содержащейся в них личной свободой, то наиболее существенное в обязанностях заключается в ответственности за исполнение предписаний закона, но права и обязанности едины, так как это единство обусловлено, прежде всего, сочетанием личных (частных) и общественных интересов.

- Ребята! В чем отличие прав и обязанностей? Своими правами мы пользуемся по желанию, а обязанности мы обязаны выполнять.

Впервые необходимость защиты ребенка была предусмотрена в Женевской Декларации прав ребенка 1924 года и Декларации; прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 года. Она была признана во Всеобщей декларацией прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, а также в уставах и соответствующих документах специализированных учреждениях и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей.

Ребенком признается лицо, не достигшее 18 лет, за исключением тех случаев, когда в соответствии с национальными законами предусматривается совершеннолетие в более раннем возрасте.

Все права распространяются на всех детей без исключения. Государство обязано защищать ребенка от любых форм дискриминации и принимать необходимые меры по защите его прав.

Теперь поговорим о правах личности, которые вы должны знать.

· Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.

· Ребенок имеет право на имя при рождении. Ребенок имеет право на получение гражданства и, насколько это возможно, на то, чтобы знать, кто его родители, а также на заботу с их стороны.

· Ребенок имеет право жить и воспитываться в семье за исключением тех случаев, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка.

· Ребенок имеет право свободно передвигаться, выбирать место жительство.

· Ребенок имеет право свободно выражать свои взгляды, получать и передавать информацию независимо от границ.

· Дети имеют право на защиту от вмешательства в их личную, семейную жизнь, а также в их переписку, на защиту от клеветы и оговора.

· Ребенок имеет право на медицинскую помощь.

· Ребенок имеет право на образование.

· Ребенок имеет право на отдых, досуг и участие в культурной и творческой жизни.

· Дети имеют право не быть подвергнутыми насилию, пыткам, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

· Дети имеют имущественные права.

- Кто может защитить права ребенка? Родители, органы опеки и попечительства, суд, и др.

В Уставе школы отражены права учащихся. Рассмотрим их:

· Получение бесплатного общего образования (начального, основного, среднего (полного)) в соответствии с государственными стандартами.

· Выбор формы образования.

· Получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг.

· Уважение человеческого достоинства, свободное выражение собственных взглядов и убеждений.

· На всестороннее развитие своих способностей и дарований.

· Объективную оценку знаний и умений.

· На апелляцию в случае конфликта с учителем или другим работником школы в любой орган управления «Учреждением».

· На отдых в перерывах между уроками и в период каникул.

· На меры их социальной поддержки, установленные законодательством РФ, а также льготы, устанавливаемые школой.

Теперь мы должны познакомиться с вашими обязанностями.

· Соблюдать Конституцию ДНР и законы.

· Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники старины.

· Обязанность трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях.

· Сохранить окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

· Обязанность получить основное общее образование.

· Приходить на занятия без опозданий, чистыми и опрятными, в школьной форме, иметь спортивную форму, сменную обувь.

· Уважать честь и достоинство других обучающихся и работников.

· Пресекать проявления грубости и бестактности.

· Выполнять требования работников школы в части, отнесенной к их компетенции Уставом, Правилами поведения обучающихся, приказами директора и решениями педагогического совета.

· Систематически работать над расширением своего кругозора.

· Заботиться о чести школы, поддерживать ее авторитет, приумножать традиции.

Закрепление пройденного материала.

Итак, мы с вами подробно разобрали права и обязанности, которые вы должны знать и выполнять. Но случается так, что про свои обязанности человек забывает, а, не зная своих прав, попадает в неприятные ситуации. Давайте закрепим изученный материал на конкретных примерах из жизни классачащиеся в ролях могут продемонстрировать данные ситуации, если учитель заранее дал задание – инсценировать.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.