Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Исследование учебной мотивации школьников по методике М . Р . Гинзбурга  



 

 

Исследование учебной мотивации школьников по методике М . Р . Гинзбурга  

1. Определение мотивации

2. Виды мотивов

  3. Возрастные характеристики младшего школьного возраста при определении учебной мотивации у школьников

Цель: выявить наиболее характерные для шести- и семилетних детей учебные мотивы

Процедура проведения.

В основу предлагаемой методики «Определение мотивов учения» положен принцип «персонификации» мотивов. Испытуемым предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей.

Эксперимент проводится индивидуально. После прочтения каждого абзаца перед ребенком выкладывается соответствующий содержанию рисунок, который служит внешней опорой для запоминания.

Инструкция:

"Сейчас я прочитаю тебе рассказ".

1. "Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил".

На стол перед ребёнком психолог выкладывает карточку с рисунком №1: женская фигура с указывающим жестом, перед ней фигура ребёнка с портфелем в руках. (Внешний мотив.)

2. Второй мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу потому, что мне нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я всё равно бы учился".

Психолог выкладывает карточку с рисунком № 2- фигура ребёнка, сидящего за партой. (Учебный мотив.)

3. Третий мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть".

Психолог выкладывает карточку с рисунком № 3: фигурки двух детей играющих в мяч. (Игровой мотив.)

4. Четвёртый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким"

Психолог выкладывает карточку с рисунком № 4: две фигурки, изображённые спиной друг к другу: у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже, игрушечный автомобиль. (Позиционный мотив.)

5. Пятый мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься - и можешь стать, кем захочешь".

Психолог выкладывает карточку с рисунком № 5: фигурка с портфелем в руках направляется к зданию. (Социальный мотив.)

6. Шестой мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что получаю там пятёрки".

Психолог выкладывает карточку с рисунком № 6. фигурка ребёнка, держащего в руках раскрытую тетрадь. (Отметка.)


После прочтения рассказа психолог задаёт вопросы:

 

Обработка результатов:

1 (а) картинка 2 (б) картинка 3 (в) картинка 4 (г) картинка 5 (д) картинка 6 (е) картинка Итог
- + 5 баллов - - + 4 балла + 2 балла  
Контрольный выбор           10 баллов

а) внешний мотив - 0 баллов;
б) учебный мотив - 5 баллов;

в) игровой мотив- 1 балл;
г) социальный мотив - 4 балла;

д) позиционный мотив - 3 балла;

е) получение отметки - 2 балла.

В результате исследования был выявлен общий балл, который равен 10.

   Баллы выбранных картинок суммируются и на их основе по оценочной таблице выявляются уровни мотивации (таблица представлена ниже).

 

Таблица. Уровни мотивации

Уровни мотивации Выбор картинок 2 Выбор картинок 3 Общая оценка по уровням мотивации (в баллах)
13 - 15
10 - 12
7 - 9
4 - 6
0 - 1 0 - 1 до 3

 

I - очень высокий уровень мотивации, преобладание учебных мотивов, возможно наличие социальных мотивов;

II - высокий уровень учебной мотивации, преобладание социальных мотивов, возможно присутствие учебного и позиционного мотивов;

III - нормальный уровень мотивации, преобладание позиционных мотивов, возможно присутствие социального и оценочного мотивов;

IV - сниженный уровень мотивации, преобладание оценочных мотивов, возможно присутствие позиционного и игрового (внешнего) мотивов;

V - низкий уровень учебной мотивации, преобладание игровых или внешних мотивов, возможно присутствие оценочного мотива.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.