![]()
|
|||||||
Контрольные вопросы и задания⇐ ПредыдущаяСтр 23 из 23 1. Что такое тифлопсихология? Что является ее предметом и объектом? 2. Какова связь тифлопсихологии с другими смежными науками? Вклад тифлопсихологии в педагогическую психологию. 3. Кто относится к категории детей с нарушением зрения (имеется в виду степень выраженности зрительного дефекта и время его возникновения)? 4. В чем заключается современная теория компенсации слепоты? Возрастные аспекты формирования компенсации. 5. Как влияет нарушенное зрение на формирование личности? 6. Какова роль деятельности в психическом развитии незрячих и слабовидящих, в компенсации отклонении, связанных с нарушением зрения? 7. Каково влияние нарушения зрения на развитие сенсорной сферы слепых и слабовидящих? 8. Какие особенности в формировании и развитии зрительного восприятия у детей со зрительным дефектом? Причины его своеобразия. 9. Как формируется и развивается осязание у незрячих и слабовидящих детей? 10. Какие особенности в формировании и развитии представлений объектов окружающей действительности у незрячих, слабовидящих и поздноослепших? 11. В чем заключаются трудности пространственной ориентировки при слепоте и слабовидении? Роль сохранных органов чувств в их ориентировке. 12. Каковы особенности соотношения разных видов памяти у незрячих и слабовидящих? Компенсаторное значение памяти в их психическом развитии. 13. Укажите специфические особенности наглядно-образной памяти у слабовидящих. 14. В чем своеобразие словесно-логической памяти у незрячих и слабовидящих? 15. Каковы особенности формирования и развития наглядно-образного мышления у детей с нарушением зрения? 16. В чем своеобразие в формировании и развитии понятийного мышления незрячих и слабовидящих? 17. Какова специфика мыслительных операций у детей с нарушением зрения? 18. Каковы особенности речи у детей данной категории и в чем заключается ее роль в компенсации слепоты и слабовидения? 19. Как влияют слепота и слабовидение на формирование и развитие эмоционально-волевой сферы? 20. Каковы особенности внимания при слепоте и слабовидении? 21. Расскажите, что представляет собой психологическая реабилитация лиц с нарушением зрения? Литература Основная Власова Т.Д., Певзнер М. С. О детях с отклонениями развития. — М., 1973. Волкова Л. С. Выявление и коррекция нарушений устной речи у слепых и слабовидящих детей. — Л., 1982. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. — М., 1995. Григорьева Л.П., Сташевский С. В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. — М., 1990. Егорова Т. В., Лонина В.А., Розанова Т.В. Развитие наглядного мышления у аномальных детей // Дефектология. — 1975. — № 4. Каплан А. И. Детская слепота. Цветовое остаточное зрение. — М., 1979. Костючек Н.С. Развитие речи учащихся школ слепых. — М., 1967. Кулагин Ю.А. Восприятие средств наглядности учащимися школ слепых. — М., 1969. Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих. — СПб., 1998. Ленина В. А. Формирование мыслительной операции сравнения у слабовидящих младших школьников // Аномалии развития и коррекцион-но-воспитательная работа при глубоком нарушении зрения у детей. — М., 1980. Лонина В. А. Формирование и развитие обобщений у слабовидящих школьников // Психолого-педагогические вопросы обучения детей с нарушением зрения. — М., 1995. Солнцева Л. И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста. — М., 1997. Солнцева Л. И. Тифлопсихология детства. — М., 2002. Солнцева Л. И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. — М., 1980. Дополнительная Балышева Е. С. Исследования типов памяти у слабовидящих школьников // Седьмая научная сессия по дефектологии. — М., 1975. Головина Т. П. Психологические особенности формирования обобщенного способа умственной деятельности у младших слабовидящих школьников // Особенности познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников.— Л.,1974. Егорова Л. В. Возрастные и индивидуальные различия в запоминании эмоционально-образного и абстрактного материала у учащихся школ слепых // Особенности познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников.— Л.,1974. Замулин А. Л. Развитие мышления у слабовидящих младших школьников: Автореф. канд. дис. — Л., 1990. Земцова М.И. Пути компенсации слепоты. — М., 1959. Зотов Л. А. Соотношение типов памяти у школьников с нарушенным и нормальным зрением // Особенности познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников. — Л., 1976. Лонина В.А. Роль мыслительной деятельности при произвольном запоминании рассказов слабовидящими школьниками //Десятая научная сессия по дефектологии. — М., 1990. Милаева Г.М. Сравнительное изучение формирования представлений у слабовидящих и нормально видящих учащихся IV класса: Автореф. канд. дис.-Л., 1970. Морева В. Ф. К вопросу о возрастных и индивидуальных особенностях процессов памяти у учащихся школ слабовидящих // Познавательная деятельность слепых и слабовидящих школьников. — Л., 1972. Морошкин В.А. Возрастные и индивидуальные особенности развития способности действовать «в уме» младших школьников слепых и слабовидящих // Познавательная деятельность слепых и слабовидящих школьников. —Л., 1972. Назарова Т.П. Мыслительная деятельность слабовидящих младших школьников при решении задач: Автореф. канд. дис. — М., 1975. Ремезова Л. А. Коррекция недостатков развития конструктивной деятельности у дошкольников с косоглазием и амблиопией: Автореф. канд. дис. —М., 1998. Сверлов В. С. Пространственная ориентация слепых. — М., 1951. Сорокин В. М. Некоторые вопросы воображения в общей и специальной психологии // Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих. -Л., 1982. Украинская Е. М. Особенности обобщений у слабовидящих младших школьников при работе с литературными текстами // Познавательная деятельность слепых и слабовидящих школьников. — Л., 1972. Цветков В. Н. Возрастные и индивидуальные особенности формирования обобщений у слепых и слабовидящих учащихся при работе с сюжетными рассказами // Особенности познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников. — Л., 1975. Тупоносое Б. К. Содержание и методы коррекционной работы на уроках биологии и химии в школе для слабовидящих детей. —М., 1995. Уайт Б. Первые три года жизни. — М., 1982. Фельдштейн Д. И. Психология взросления. — М., 1999. Формирование социально-адаптивного поведения у учащихся с нарушением зрения в начальных классах. — Калуга, 1998. Хопренинова Н. Г. Исследование пространственных представлений слепых: Автореф. канд. дис. — М., 1953. Хорош С. М. Игрушка и ее роль в воспитании слепого дошкольника. — М., 1983. Шемякин Ф. Н. Ориентация в пространстве // Психологическая наука в СССР.-М., 1959.-Т. 1. Шехтер М. С. Зрительное опознание. — М., 1981. Шиф Ж. И. Психологические вопросы обучения аномальных детей // Основы обучения и воспитания аномальных детей. — М., 1965. Эльконин Д.Б. Детская психология. —М., 1960. Элъконин Д.Б. Психология игры. — М., 1978. Эриксон Э. Детство и общество — СПб., 1996.
|
|||||||
|