Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Коротко о главном.. Когда ученик готов – учитель появится. Это закон».. Наши трудности на этом простом пути вызваны нежеланием большинства из нас, принять тот факт, что на самом деле требуется так мало, чтобы идти по нему. Мы ожидаем инструкций, обучения,



Коротко о главном.

Предпосылки, начало и конец пути.

*

Дон Хуан говорил, что ученика нужно заманивать на путь хитростью. Что не один нормальный человек не оставит свой повседневный мир ради чего-то неопределенного. Кроме того ученика посылает сила, подавая знаки Нагвалю. С другой стороны он считал, что по этому пути можно идти самостоятельно, без учителей – достаточно только знать о нем, хотя в их традиции у Нагваля должно быть определенное количество учеников. Здесь, как мы видим, есть некоторое противоречие. Для меня допустим - противоречий нет. Кого-то нужно заманивать и подстегивать, а кто-то способен идти сам, и еще не известно, кто будет «впереди». Конечно, все зависит от очень многих факторов и присутствие учителя это замечательно, но вот как разрешает это противоречие сам дон Хуан.

                                                     *

 «Когда ученик готов – учитель появится. Это закон».

                                                     *

Здесь не поспоришь. Единственно на что нужно обратить внимание это то, что можно понимать под Учителем. В какой форме он может появиться. Кто-то будет ожидать появление человека рядом с собой, а ему всего лишь надо прочитать книгу из шкафа, чтобы начать самостоятельное, продуктивное движение. Кому-то посмотреть телепередачу и поехать в какую-нибудь «Школу», а к кому-то возможно учитель будет приходить сам в сновидениях. Чего ожидать?

*

«Наши трудности на этом простом пути вызваны нежеланием большинства из нас, принять тот факт, что на самом деле требуется так мало, чтобы идти по нему. Мы ожидаем инструкций, обучения, проводников, учителей, и когда нам говорят, что никто из них нам не нужен, мы не верим этому».

«Все что мы должны сделать, чтобы позволить магии овладеть нами – это изгнать из нашего ума сомнения. Как только сомнения изгнаны – все что угодно становится возможным». (кн.8)

                                                    *

Ну а насколько далеко у каждого получится пройти по тропе знания, как говорил дон Хуан, вопрос остается открытым. Сможет ли кто-нибудь оставить этот путь, если начал по нему идти, не знаю. Вряд ли это получится. Одно только прочтение книг Кастанеды меняет мировоззрение у всех мыслящих людей.

                                              *****

А теперь я приведу высказывания на эту же тему другого учителя. Учителя школы Четвертого Пути – Г.И.Гурджиева. Тоже магическая, но несколько другая школа. Приведу более подробно, чтобы дать возможность вам не только сравнить, но возможно и принять что-то полезное для себя.

                                                  *

«Существует книга афоризмов, которая никогда не была опубликована и, вероятно, не будет. В ней сказано: «Человек может родиться, но для того, чтобы родиться, ему нужно вначале умереть, а для того, чтобы умереть, ему нужно вначале проснуться». А в другом месте говорится: «Когда человек пробуждается, он может умереть. Когда он умирает, он может родиться». Что это означает?

Слова «пробудиться», «умереть», «родиться» означают три последовательные стадии процесса. В евангелии часто встречаются упоминания о возможности «родиться». Также есть несколько упоминаний о необходимости «умереть» и много упоминаний о необходимости «пробудиться» или же бодрствовать, как например, «…бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа…» (Мат.25:13). Но эти три возможности (пробудиться или бодрствовать, умереть и родиться) никогда не бывают представлены как взаимосвязанные концепции, несмотря на тот факт, что существующая между ними взаимосвязь – одна из важнейших вещей на свете.

«Рождение» означает первую стадию роста сущности, начало формирования индивидуальности и видимости единого и неделимого «Я». Но для того, чтобы осознать это или даже только начать осознавать, человеку нужно умереть в том смысле, чтобы освободиться от тысяч мелочных привязанностей и самоидентификаций, которые удерживают его в том состоянии, в котором он находится. Мы привязаны ко всему в жизни: к своему воображению, к своей глупости и – возможно, больше, чем к чему бы то ни было, - к своим страданиям. Мы должны освободиться от привязанности к вещам, от идентификации с вещами, которая поддерживает жизнь в тысяче бесполезных «я» внутри нас. Эти «я» должны умереть, чтобы могло родиться некое большее «Я». Но как? Они не хотят умирать.

Здесь в игру вступает возможность пробуждения - конкретнее, пробуждения для осознания собственной ничтожности. Пробудиться означает осознать свою полную и абсолютную механистичность и беспомощность. И недостаточно понять это умом. Нам нужно увидеть это как отчетливый, простой и неоспоримый факт нашей жизни. Когда мы начинаем немного узнавать себя, то видим многие вещи, неизбежно приводящие нас в ужас. Когда мы видим нечто поражающее нас, первая реакция состоит в том, чтобы изменить это, избавиться от этого. Но как бы мы ни старались, сколько бы усилий ни прилагали, у нас никогда ничего не получается – все остается по-прежнему. Тут-то мы осознаем свое бессилие, свою беспомощность, свою ничтожность. Или же опять-таки, начиная узнавать себя, мы обнаруживаем, что у нас нет ничего, что по-настоящему нам принадлежало бы. Мы видим, что все, что мы считали своим собственным, - наши взгляды, мысли, убеждения, вкусы, привычки, даже недостатки и пороки, - ничто из этого нам не принадлежит. Все это либо сформировалось путем подражания, либо было позаимствовано в готовом виде у кого-нибудь другого. Видя это, мы можем ощутить свою ничтожность. А ощутив свою ничтожность, мы должны увидеть себя такими, как мы есть в действительности, - увидеть не на миг, а навсегда, чтобы уже больше не забывать об этом.

   Постоянное осознание своей ничтожности и беспомощности в конце концов даст нам отвагу, чтобы «умереть» - не только ментально, но фактически, - навсегда отвергнув те аспекты себя, которые служат препятствиями для нашего внутреннего роста либо же просто не являются для него необходимыми. Препятствия – это прежде всего наши ложные «я», а затем – фантастические идеи в отношении нашей «индивидуальности», «воли», «сознания», «способности делать», а также наших способностей, инициативности, решимости и так далее.

Но для того, чтобы постоянно осознавать нечто, нужно вначале увидеть это, пусть даже на миг. Все новые силы и способности осознания всегда приходят одним и тем же путем. Вначале они являются в виде проблесков в редкостные и краткие моменты, затем такие проблески становятся все более частыми и продолжительными, и наконец, после довольно продолжительного времени и усилий, делаются постоянными. Это же касается и пробуждения. Невозможно полностью пробудиться сразу. Нужно сначала начать пробуждаться на краткие моменты – на одну-две секунды за раз. Однако после того, как мы предпримем определенные усилия, преодолеем определенные препятствия и примем определенное твердое решение, мы должны умереть раз и навсегда. Такое было бы очень сложно или даже невозможно, если бы этому не предшествовал постепенный процесс пробуждения.

Однако есть тысячи вещей, мешающие нам пробудиться, удерживающие нас во власти сна. Чтобы сознательно действовать в направлении пробуждения, нам нужно знать природу сил, удерживающих нас в состоянии сна. Мы должны осознать, что сон, в котором мы существуем, не похож на обычный сон, но скорее подобен гипнозу, гипнотическому трансу, постоянно поддерживаемому и усиливаемому. Создается даже впечатление, что существуют некие силы, извлекающие пользу или прибыль из того, что мы пребываем в этом гипнотическом состоянии, и именно они мешают нам увидеть истину и понять собственное положение.

Есть восточная притча о богатом волшебнике, имевшем несметное множество овец. Будучи человеком скупым, он не хотел нанимать пастухов или строить ограду вокруг пастбища. Поэтому овцы часто забредали в лес и падали в овраги. И хуже всего – они убегали от него, так как знали, что волшебник держит их ради шкуры и мяса, а это им совсем не нравилось.

В конце концов волшебник нашел решение: он загипнотизировал овец. Во-первых, он внушил животным мысль, что они бессмертны и от сдирания шкуры им не будет никакого вреда – совсем наоборот, для них это полезно и они должны радоваться. Во-вторых, он вложил им веру в то, что он сам – «Добрый Хозяин», который так любит свое стадо, что готов сделать для него все что угодно. В-третьих, он внушил овцам, что если с ними вообще что-нибудь случится, то произойдет это не сразу, во всяком случае, не сегодня, - а поэтому им и не стоит об этом думать. Наконец, волшебник внушил им, что они никак не овцы. Некоторые стали считать себя львами, слонами и орлами, некоторые – людьми, а некоторые - волшебниками. С тех пор ему больше не приходилось беспокоиться о стаде. Животные больше не убегали, но терпеливо ждали дня, когда волшебник придет за своими шкурами и мясом.

Эта притча служит прекрасной иллюстрацией нынешнего положения человека. Если бы мы смогли увидеть и понять весь ужас нашей ситуации, то не стерпели бы ее более ни секунды. Мы бы немедленно стали искать выход и быстро его нашли – потому что выход есть. Единственная причина, почему мы его не видим, состоит в том, что мы под гипнозом. «Пробудиться» для человека означает «очнуться от гипноза». Вот почему это возможно, но в то же время трудно. Нет никакой естественной причины, чтобы продолжать спать. Мы вполне можем проснуться – по меньшей мере теоретически. Но на практике это почти невозможно. Стоит нам на миг проснуться и открыть глаза, как все силы, удерживающие нас во сне, становятся вдесятеро мощнее. Мы сразу же засыпаем и при этом видим сон, будто продолжаем пробуждаться или даже уже пробудились.

Во время нашего обычного сна часто случается, что мы хотим проснуться, но не можем. Иногда нам кажется, будто мы проснулись, но на самом деле сон продолжается, и такое может произойти несколько раз кряду, прежде чем мы наконец действительно промнемся. Но стоит нам по-настоящему проснуться в случае обычного сна – и мы оказываемся в другом состоянии. В случае гипнотического сна дела обстоят иначе. Нет способа определить наверняка, действительно ли мы проснулись, - во всяком случае, поначалу. Мы не можем ущипнуть себя, чтобы убедиться, что не спим. А если, не дай бог, мы от кого-то слышали, что способ определить, не спим ли мы, все-таки существует, наша фантазия немедленно ставит эту информацию на службу тому же сну.

Для того чтобы приблизиться к Четвертому Пути, вначале нужно совершить некоторую подготовку, приобрести определенный багаж. Нам следует уже знать все, что можно выяснить через обыкновенные каналы об эзотерических идеях, тайных знаниях, потенциале внутренней эволюции человека и так далее. Все эти идеи должны быть уже знакомы нам, чтобы мы могли разговаривать на такие темы. И еще полезно иметь хоть какие-то знания из области точных наук, философии и религии – хотя привязанность к религиозным формам без понимания их сущности уведет нас в сторону. Если мы мало знаем, мало читали и размышляли, тогда нам сложно говорить об идеях.

Мы можем сказать, что существует одно общее правило для всех. Чтобы подойти к Четвертому Пути серьезно, нужно быть разочарованным, во-первых, в себе (то есть в своих способностях), а во-вторых – в своем старо образе жизни. Мы не сможем понять все самое ценное в этом учении, если не разочаруемся в собственных усилиях и не поймем тщетности нашего поиска. Ученому следует разочароваться в своей науке, религиозному человеку в своей религии, философу в своей философии и т.д. Однако нужно хорошо понимать, что это означает. Когда мы говорим, например, что религиозному человеку нужно разочароваться в своей религии, это не означает, что ему необходимо утратить веру. Наоборот, это значит «разочарование» только правилами и методологией на фоне осознания, что религиозные правила для него недостаточны и никуда не ведут. Все традиционные религиозные учения состоят из двух частей: видимой и скрытой. Разочарование религией означает утрату интереса к видимой ее части и одновременно пробуждение потребности в том, чтобы найти и узнать скрытую. Разочарование в науке не означает утрату интереса к поиску знаний. Это означает понимание того, что научный метод в общепринятом смысле не только имеет ограниченную сферу использования, но и нередко ведет к созданию абсурдных и противоречащих самим себе теорий. Убедившись в этом, человек начинает искать более совершенный метод. Разочарование в философии означает понимание того, что обычная философия представляет собой просто переливание из пустого в порожнее, и признание того, что мы не знаем даже, что означает философия, - хотя подлинная философия, несомненно, должна существовать в мире.

Независимо от того, чем мы занимались прежде, независимо от того, чем интересовались, мы готовы приблизиться к Четвертому Пути, лишь придя к этому состоянию разочарования. Если мы еще верим, что наш старый путь может куда-то привести, или если мы еще не испробовали все пути, или если мы продолжаем думать, будто можем найти или сделать что-либо самостоятельно, это означает, что мы пока что не готовы к этому шагу. Однако это не означает, что Четвертый Путь требует, чтобы мы отказались от всего, что делали прежде. В этом нет никакой необходимости. Наоборот: часто человеку даже лучше продолжать делать все так же, как и прежде. Но он должен осознавать, что это всего лишь его ремесло, или привычка, или бытовая потребность.

Нет и не может быть никакого отбора людей, соприкасающихся с любым из путей, включая Четвертый Путь. Иными словами, никто нас не выбирает. Мы сами выбираем себя – отчасти случайно, отчасти на основании наличия особого голода. Тому, у кого этого голода нет, помочь невозможно, сколь бы ни благоприятствовал ему случай. А тот, у кого этот голод слишком силен, порой спотыкается именно из-за того, что пытается вступить на путь вопреки множеству объективных препятствий. Ведь помимо голода человеку требуется иметь определенные знания, благодаря которым он сможет разглядеть путь. Предположим для примера, что высокообразованный человек, ничего не знающий о религии, получает потенциальную возможность вступить на религиозный путь. Он не увидит и не поймет ничего, ибо станет толковать все происходящее как глупость и предрассудки, несмотря на то, что у него может быть очень сильный интеллектуальный голод. То же самое касается человека, который никогда ничего не слышал о йогических практиках развития сознания и тому подобном. Если он соприкоснется с путем йогов, все, что он услышит, покажется ему бессмысленным и мертвым. Четвертый Путь еще более сложен. Чтобы распознать и верно оценить Четвертый Путь, нам нужно многое продумать и прочувствовать, а также мы должны быть уже разочарованы во многих вещах. Возможно, мы даже и не пробовали идти путем факира, монаха и йога, но необходимо, чтобы мы по меньшей мере знали о них, обдумывали их и пришли к выводу, что они нам не подходят. Вовсе не обязательно понимать все это буквально – нет нужды рассмотреть и отвергнуть эти пути осознанно, - но результаты такого разочарования должны присутствовать в нас, чтобы мы могли распознать Четвертый Путь. Иначе мы можем находиться рядом с ним и никогда его не увидеть.

Все сводится к готовности пожертвовать своей эгоцентрической свободой. Мы все сознательно или бессознательно боремся за свободу – или скорее за то, что принимаем за свободу. И именно это больше, чем что-либо другое, мешает нам обрести подлинную свободу. Но человек, который вообще способен чего-то достичь, рано или поздно осознает, что такая свобода лишь иллюзия и ею необходимо пожертвовать. И тогда мы добровольно принимаем условия, которых сами не определяем, не боясь ничего потерять, ибо знаем, что терять нам нечего. И тем самым мы обретаем все. Все, что было реальным в нашем понимании – включая наши склонности, вкусы и желания, - все это возвращается к нам не только вместе с новыми вещами, которых раньше мы иметь не могли, но также с ощущением внутреннего единства и воли. Но для того, чтобы к этому прийти, нам нужно пройти через горнило приятия. И если мы хотим реальных результатов, то нужно, чтобы приятие произошло не только на внешнем уровне, но и на внутреннем. Это требует огромной решимости, которая в свою очередь подразумевает глубокое понимание, что другого пути нет и никто не может сделать что-либо в одиночку… тем не менее что-то сделать – необходимо.

Когда мы наконец осознаем, что не можем и не хотим больше жить так, как жили прежде, когда мы действительно видим, из чего состоит наша жизнь, и принимаем решение взяться за Работу, нам необходимо быть честными перед собой, чтобы не усугубить свою ситуацию еще больше. Но нет ничего хуже, чем начать работу над собой, а затем отказаться от нее, обнаружив себя «на двух стульях», - тогда уж лучше даже и не начинать. А для того, чтобы не начать впустую и не погрязнуть в самообмане, нужно снова и снова испытывать свою решимость. Самое важное тут – определить, насколько далеко мы готовы зайти, чем готовы пожертвовать. Самый простой из возможных ответов: «Всем». Фактически же никто никогда не жертвует всем – да это никогда от нас и не требуется. Но нам нужно точно определить, чем мы готовы пожертвовать, и впоследствии уже не вести никаких торгов.

Мы всегда хотим сразу начать с грандиозных перемен. Но на деле это невозможно. Это выше наших сил. Начинать нужно с мелочей – повседневных мелочей.

Главная сложность понимания пути состоит в том, что люди предполагают, будто путь начинается на уровне обычной жизни. Это совершенно неверно. Путь начинается на гораздо более высоком уровне. Этого люди не понимают. Они думают, что начало пути намного легче и проще, чем есть в действительности.

Мы живем свою жизнь по закону случайностей и подвержены влияниям двух типов, управляемым все той же случайностью. Влияния первого типа исходят от самой жизни. Это такие факторы, как национальная принадлежность, страна проживания, климат, семья, образование, общество, профессия, культурные традиции и уровень жизни. Влияния второго типа создаются за пределами этой жизни, они исходят из внутреннего эзотерического круга, который подчиняется другим законам, хотя тоже принадлежит Земле. Эти влияния отличаются от влияний первого типа тем, что они сознательны по своему происхождению – иными словами, они сознательно созданы сознательными людьми с определенной целью. Влияния этого типа чаще всего наблюдаются в религиозных системах и учениях, в философских доктринах, произведениях искусства и так далее. Хотя эти влияния введены в жизнь с определенной целью, они сознательны лишь по своему происхождению, а попав в водоворот человеческой жизни, они смешиваются с влияниями первого типа и становятся непредсказуемыми. По мере того как эти влияния изменяются и искажаются в процессе передачи и толкования, они перемешиваются с влияниями первого типа и в итоге становятся неотличимыми от бессознательных влияний самой жизни.

Вполне возможно отличить влияния, возникающие в обычной жизни, от влияний, идущих извне, хотя перечислить или даже просто каталогизировать их невозможно. Важно понять принцип. Фактически, начало пути всецело зависит от этого понимания и от нашей способности различать эти два типа влияний. Конечно, относительная доля влияний различается в жизни разных людей. Один может получать больше влияний второго типа из окружающей жизни, второй меньше, а третий почти вообще не получать их. Это судьба, и тут уж ничего не поделаешь. Но вообще говоря, что касается нормальной жизни нормальных людей, эти различия не слишком важны. Все находятся в более или менее одинаковых условиях, или, менее, все переживают одни и те же трудности. Сложность в том, чтобы научиться различать и разделять влияния этих двух типов. Если мы не видим или не чувствуем разницы между ними и не отделяем влияния второго типа от влияния первого типа, то их действие на нас тоже не различается – то есть они действуют на нас одинаково, на одном и том же уровне, а значит приводят к одним и тем же результатам. Однако, если, принимая эти влияния, мы последовательно различаем их и отделяем те, которые не созданы самой жизнью, тогда распознавание постепенно становится все более простым для нас и рано или поздно мы совсем перестаем путать их с обычными влияниями жизни.

Результаты влияний, источник которых лежит за пределами обычной жизни, группируются внутри нас. Мы помним их все вместе, чувствуем их все вместе, так что они начинают образовывать внутри нас некое целое – своеобразный сгусток. Мы не отдаем себе отчета в том, как и почему это происходит, а если и отдаем, то наши объяснения ошибочны. Но дело не в объяснении, а в самом факте, что эти результаты консолидируются внутри нас и формируют своего рода магнетический центр, притягивающий новые влияния такого же рода, что способствует его дальнейшему росту. Если этот центр получает достаточно подпитки и если нет сильного сопротивления со стороны других граней личности, возникающего в результате воздействий первого типа, то этот магнетический центр начинает менять нашу ориентацию, определяя, в каком направлении нам следует смотреть или даже двигаться. По мере того как магнетический центр развивает свою силу, мы начинаем интересоваться путем и стремиться к нему. Поиск может занять много лет. Возможно даже, что он ни к чему не приведет. Это зависит от условий и обстоятельств, от силы магнетического центра, а также от наших собственных, направленных против поиска склонностей, которые могут увести нас в сторону в тот самый миг, когда мы уже почти нашли путь.

Если магнетический центр на нас действует и мы действительно ищем путь или по меньшей мере испытываем потребность в нем, тогда мы можем встретить другого человека, который знает путь и связан – напрямую или через других людей – с тем центром, или источником, который создал магнетический центр. Влияние этого человека проходит через наш магнетический центр и в этой точке воздействует на нас в обход закона случайностей. Это нужно понять. Влияние человека, который знает путь, относится к особому, третьему типу влияний, отличающимся от первых двух тем, что оно является одновременно сознательным и прямым. Влияние второго типа сознательны по своему происхождению, но, смешиваясь с влияниями первого типа, они точно также начинают подчиняться закону случайностей. Влияния третьего типа никогда не подчиняются закону случайностей, поскольку они сами и следующие из них действия существуют за пределами этого закона. Влияния второго типа могут проявляться и действовать через книги, философские системы или ритуалы, но влияния третьего типа осуществляются лишь напрямую – то есть через устную передачу от одного человека к другому.

Момент, когда ищущий путь человек встречает знающего путь, называется первым порогом или первым шагом. Именно здесь начинается лестница – проход между «жизнью» и «путем». Лишь пройдя по этой лестнице, мы можем выйти на путь, и только с помощью проводника мы можем по ней подняться. Самостоятельно это сделать невозможно. Настоящий порог пути находится там, где заканчиваются ступени, - после последней из них, на уровне, намного более высоком, чем обыкновенная жизнь. Так что путь в действительности начинается в точке, которая находится вообще не в жизни, - на уровне, объяснить который невозможно. Говорят, что, поднимаясь по лестнице, человек порой не уверен ни в чем. Мы можем сомневаться в собственных способностях, в том, что мы делаем, в знаниях и компетентности своего проводника. В то же время нестабильно все, чего мы достигаем. Даже если мы поднимаемся довольно высоко по лестнице, мы можем в любой момент упасть, и тогда придется начинать с самого начала. Тем не менее, когда мы преодолеваем последнюю ступеньку и вступаем на путь, все меняется. Во-первых, мы начинаем понимать проводника и все наши сомнения рассеиваются. Одновременно намного меньше становится наша потребность в проводнике. Мы можем обрести некоторую степень независимости и получить хорошее представление о том, куда идем. Во-вторых, мы теперь уже не будем утрачивать результаты своей работы и не обнаружим себя в исходной точке – на уровне обычной жизни. Даже если мы сойдем с пути, то уже не вернемся туда, откуда начинали.

Вот практически и все, что можно сказать в общих чертах о «лестнице» и о «пути», ибо, как мы уже отмечали, есть разные пути и они значительно друг от друга отличаются. Например, на Четвертом Пути есть определенные условия, не применимые к другим путям. Вот одно из таких условий: при восхождении по лестнице, для того чтобы достичь более высокой ступени, нам нужно помочь другому человеку помочь подняться на ту ступень, где сейчас находимся мы сами. Этот человек в свою очередь должен подтянуть на свой уровень кого-то третьего, чтобы самому подняться выше. Таким образом, чем выше мы поднимаемся, тем больше зависим от тех, кто за нами следует. Если остановятся они, остановимся и мы. Получая что-то, мы должны немедленно передать это дальше. Лишь тогда мы можем получить больше. В противном случае мы потеряем все, что успели обрести.

На Четвертом Пути нет одного лидера. Кто дальше идет по Пути, тот и лидер. И существуют различные варианты его связи с эзотерическим центром. Он может точно знать, где тот находится и как получать от него знания и помощь, либо же он может не иметь знаний о центре, зато знать человека, от которого он сам получает знания. Результаты работы не зависят от того, исходят ли идеи фактически из эзотерического центра и понимает ли он разницу между объективным и субъективным знанием, то есть между эзотерическими и научными или философскими идеями. Обычно мы начинаем со знаний, ограниченных только одной ступенькой над нашей, и затем пропорционально своему развитию начинаем видеть дальше и распознавать источник своих знаний. Нужно не забывать о том, что никто не может видеть выше собственного уровня. Это закон.

Что нужно, чтобы пробудить кого-то? Хорошая встряска, импульс. Однако, если мы спим крепко, одного толчка недостаточно. Необходимо, чтобы нас настойчиво расталкивали в течение длительного времени. В таком случае должен быть кто-то, кто будет этим заниматься. Если мы хотим пробудиться, нужно найти и привлечь человека, который будет достаточно долго расталкивать нас. Но кто может этим заняться, если спят все? И что, если тот человек тоже заснет?

Существует также возможность пробудить себя при помощи механических средств, вроде будильника. Проблема в том, что мы привыкаем к будильнику и скоро перестаем реагировать на него. Поэтому нам требуется много будильников, которые нужно регулярно менять. Необходимо окружить себя будильниками – пусть они постоянно срабатывают, не давая заснуть. Но здесь опять-таки возникает проблема. Будильники нужно ставить на определенное время. Для того чтобы их поставить, нам нужно помнить об их существовании, а чтобы помнить, нужно часто пробуждаться. Но даже тогда когда мы в конце концов привыкнем ко всем этим будильникам и со временем будем спать только еще крепче. И нам приходится находить себе все новые – постоянно менять их. Со временем это может помочь нам пробудиться. Но почти невозможно, чтобы один человек без посторонней помощи смог выполнить всю эту работу: изобретать будильники, менять их и ставить на нужное время. Более вероятно, что, берясь за это дело, мы скоро опять заснем и будем возиться со своими будильниками во сне: изобретать их, сменять и ставить на нужное время – и при этом спать как младенцы. В одиночку человек не может сделать ничего.

Таким образом, чтобы кого-то пробудить, требуются совместные усилия нескольких человек, которые работают командой. Если они решают совместно бороться со сном, им удается пробудить друг друга. Даже если проснется лишь один из них, этого может оказаться достаточно, ведь этот один в свою очередь может потом разбудить всех остальных. И еще они вместе могут разрабатывать будильники. Один человек изобретет один будильник, второй – другой будильник, и они обменяются своими идеями. Работая совместно, они могут очень помочь друг другу. Без такой взаимопомощи никто ничего добиться не может.

Так что, если человек хочет пробудиться, ему нужно в первую очередь найти других, которые тоже хотят пробудиться и готовы работать вместе с ним. Но это намного легче сказать, чем сделать. Чтобы организовать группу для работы над самопознанием, нужно иметь знания, каких не бывает у обычных людей. Чтобы добиться желаемых результатов, требуется четкая организация и лидер. Без организации и лидера наши усилия ни к чему не приведут. Мы можем мучить себя сколько угодно, но это не поможет нам пробудиться. Многим людям труднее всего понять именно это. Сами по себе и по собственной инициативе мы можем быть способны на колоссальные усилия и жертвы, но при отсутствии необходимых условий все это будет бесполезно.

Совместная работа обычно начинается в маленькой группе, которая, как правило, связана с сетью похожих групп разного уровня, и все они вместе составляют то, что мы станем называть «подготовительной школой».

Школы религиозного пути требуют прежде всего «послушания», то есть безоговорочной покорности со стороны последователей, независимо от уровня их понимания. А школы Четвертого Пути требуют прежде всего понимания. Но для того, чтобы пробудиться, нам нужно с готовностью принять необходимые нам условия. Такое приятие – первое, что нужно понять, включая понимание того, почему необходимо такое приятие. Это отношение дается не просто, ведь человек, начинающий самоисследование, изначально привык доверять собственным решениям, полагаться на свое упорство в поиске. Мы полагаем, что сам факт видения необходимости перемен доказывает, что наши решения и подходы верны, в результате наша вера в них укрепляется. Но работа над собой может начаться лишь тогда, когда мы ставим под сомнение собственный способ ведения поиска.

Поставить под сомнения свои решения и принять условия школы может быть очень трудно, даже не выполнимо, если только мы не понимаем, что ничем не жертвуем и ничего не теряем. Ведь на самом деле мы до сих пор и не принимали никаких решений – но мы не осознаем этого. Мы думаем, что обладаем свободой выбора, нам очень трудно отказаться от иллюзии контроля над собственной жизнью. Между тем работа над собой не может сколько-нибудь продвинуться до тех пор, пока мы не начнем освобождаться от этой иллюзии. Нам нужно осознать, что мы не существуем, а следовательно, и терять нам нечего. Мы должны увидеть собственное «ничтожество» в полном смысле этого слова. Только такое осознание собственного ничтожества может помочь нам преодолеть страх перед признанием условий школы Четвертого Пути.

Нам нужно признать, что «школы» необходимы в силу сложности человеческой организации. Никто не может присматривать за собой полностью – за всеми сторонами своего существа. Лишь условия школы позволяют делать это благодаря соответствующей методологии и дисциплине. Сами по себе мы слишком ленивы. Мы делаем много, но недостаточно настойчиво, либо же не делаем ничего, считая, что все равно чего-то добиваемся, либо в поте лица занимаемся чем-то ненужным, зато бездействуем в моменты, когда действительно нужно приложить усилия. В то же время мы слишком мягки по отношению к себе, так как боимся делать что-то, сто нам не по душе. Из опыта нам известно, что самостоятельно никто никогда не работает достаточно упорно. Стоит поставить перед собой какую-нибудь цель, как мы начинаем давать себе поблажки и стараемся максимально облегчить свою жизнь. Это не работа, - во всяком случае, не работа над собой. При работе над собой единственное усилие, которое может быть зачтено, это сверхусилие – то есть усилие, выходящее за пределы того, что обычно и необходимо. Обычных усилий недостаточно.

«Сверхусилие» - это усилие, превосходящее то, что необходимо для достижения нашей цели. Предположим для примера, что я целый день шел домой пешком и выбился из сил. Погода ужасная, идет дождь, холодно. Допустим, что на тот момент, когда я вернулся домой вечером, я прошел двадцать пять миль. Дома на столе меня ждет ужин, там тепло и уютно. Но вместо того, чтобы сесть за стол, я принимаю решение снова уйти в дождь и пройти еще пару миль, прежде чем вернуться домой. Это и будет «сверхусилие». Когда я шел домой, это было простое усилие, которое не в счет. Я направлялся домой, продрогший, голодный, мокрый, и все эти факторы заставляли меня двигаться. Во втором случае я шел просто потому, что сам так решил. Другая форма «сверхусилия» - заставлять себя работать быстрее, чем необходимо. Например, я прибираюсь в доме или рублю дрова. Обычно такая работа отнимает час, но сегодня я выполняю ее за полчаса. Это – «сверхусилие». Но в обычных условиях мы никогда не можем заставить себя выполнять сверхусилия постоянно (либо даже просто в течение длительного времени). Единственный способ сделать это – подчиниться воле другого человека, кого-то, кто руководствуется неким особым методом и не жалеет нас.

Если бы мы были в состоянии работать над собой сами, все было бы просто и нам не требовалась бы школа. Но мы не можем, и причины этого скрыты глубоко в нашей природе. Давайте не будем обращать внимания на свой самообман, на ту ложь, которую мы говорим себе, и рассмотрим лишь деление между нашими центрами. Уже только оно делает невозможной независимую работу над собой. Нам нужно понять, что интеллектуальный, эмоциональный и двигательный центры взаимосвязаны и в нормальном человеке их работа всегда согласована. Это означает, что та или иная деятельность интеллектуального центра всегда скоординирована с соответствующей работой эмоционального и двигательного центра – та или иная мысль неизбежно скоординирована с определенными эмоциями (или душевным состоянием) и определенным движением (или позой). Одно пробуждает другое. Иными словами, то или иное чувство (или душевное состояние) подталкивает нас к определенным движениям или позам и определенным мыслям; а то или иное движение или поза пробуждают в нас определенные мысли и эмоции, и так далее. Все эти вещи согласованы между собой, и ни одна из них не может существовать без других.

Давайте для примера предположим, что мы решили думать по-новому, но при этом не изменять своих чувств. Однако, если нам не приятен тот или иной человек, это чувство немедленно вернет наши привычные мысли, что в свою очередь заставит забыть о решении думать по-новому. Или, предположим, что у нас есть привычка закуривать сигарету при размышлениях – привычка совершать определенные движения. И вот мы решили думать по-новому, но мы снова закуриваем сигарету и, сами того не замечая, возвращаемся к своей старой манере мышления. Привычное движение возвращает наши мысли на прежние позиции. Однако нужно понимать, что нам никогда не разорвать эту согласованность самостоятельно. Единственная возможность – обеспечить присутствие другого человека, который навяжет нам свою волю и будет одергивать нас всякий раз, когда мы забудем о поставленной цели. Все, что мы можем делать на этой стадии своей работы, - подчиняться. Самостоятельно мы ничего сделать не можем.

Больше всего остального нам требуется постоянный присмотр и надзор, а мы сами не можем присматривать за собой постоянно. А еще нам нужно подчиняться определенным правилам, что требует от нас одновременно помнить себя и бороться со своими привычками. Никто не может делать это самостоятельно. Наша обычная жизнь обустроена слишком комфортно для работы такого типа. Но в школе мы не только оказываемся в некомфортных и непривычных условиях, но также окружены другими людьми. Это порождает напряжение между нами, что в свою очередь способствует работе над собой и совершенно необходимо для того, чтобы постепенно стесывать наши острые углы.

Формальная дисциплина школы – единственная возможность эффективно работать с двигательным центром. Она так важна потому, что сбои в функционировании этого центра <



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.