|
|||
Экспрессивная речь
Формализованная карта исследования психоневрологических функций у детей первых 7 лет жизни Крупная моторика Все безусловные рефлексы вызываются, симметричны 1-4 нед. Пытается оторвать голову от поверхности, на которой лежит, но удержать ее не может, роняет и поворачивает в Пытается поднимать голову, лежа на животе 1 мес. Приподнимает голову на 45 градусов, лежа на животе, удерживает ее 10-20 сек, ноги при этом напряжены 1,5 мес. В положении на животе удерживает голову, при этом руки под грудью согнуты в локтевых суставах, активно дви Удерживает голову, находясь в вертикальном положении (недолго) 2 мес. Лежа, может опираться на предплечья (несколько минут) 2,5 мес. Чаще поднимает руки выше горизонтального уровня 3 мес. Появляется опора на ноги 4 мес. Активно поднимает голову из положения на спине 4,5 мес. Сидит с поддержкой, устойчиво держа голову 5 мес. Прочная опора на ноги при стоянии с поддержкой 5,5 мес. Лежа на животе, ребенок может вытягивать одну руку 6 мес. Сидит при пассивно приданной позе 6 мес. Переворачивается со спины на живот 6,5 мес. Переворачивается с живота на спину 7 мес. Ползание без включения тазового пояса 7 мес. Синхронное ползание по-пластунски 7,5 мес. Самостоятельно приседает из положения лежа, через бочок 7,5 мес. Защитная экстензия рук вперед и в стороны, позволяющая сохранять равновесие 8 мес. Стоит в позе на коленях (на четвереньках) 8 мес. Садится самостоятельно из любых положений и сидит уверенно 8,5 мес. Передвигается на коленях (на четвереньках) самостоятельно 9 мес. Стоит у опоры, встает самостоятельно 10 мес. Стоит самостоятельно 11 мес. Ходите поддержкой 11,5 мес. Ходит самостоятельно 12 мес. Ходит длительно, поворачивается 1 г. 3 мес. Перешагивает через препятствия 1 г. 6 мес. Пытается бегать 1 г. 10 мес. Поднимается и спускается по лестнице приставными шагами, держась за перила 1 г. 11 мес. Бегает 2 г. Самостоятельно приседает и встает 2 г. Наклоняется и поднимает предметы с пола 2 г. Стоит на одной ноге без поддержки 2 г. 6 мес. Поднимается, спускается по лестнице, чередуя ноги (с опорой) 2 г. 6 мес. Умеет ездить на трехколесном велосипеде 2 г. 6 мес. Умеет делать кувырок вперед 4 г. Прыгает на одной ноге 4 г. Выполняет одновременно два вида движений 5 л. Мелкая моторика Пальцы сжат в кулачок, единичные, редкие «атетоидные» движения пальцами 1 нед. Открывает кулачок 2 мес. Удерживает вложенную в кисть игрушку, тянет её в рот 2,5 мес. Иногда захватывает предмет кистью руки 3 мес. Тянется к игрушке, хватает ее 3,5 мес. Захватывает игрушку двумя пальцами, подносит ко рту. бросает 4,5 мес. Начинает захватывать мелкие предметы 5 мес. Перекладывает игрушку из руки в руку 5,5 мес. Активно манипулирует предметами 7 мес. Для захвата использует большой палец 8 мес. Стучит игрушкой об игрушку 8 мес. Начинает целенаправленно манипулировать пирамидкой из 2-3 колец (снимает, сбрасывает) 8,5 мес. Пытается ставить кубик на кубик 9 мес. Указательным и большим пальцами берет мелкие предметы 10 мес. Пытается нанизывать колечки на стержень пирамидки 11 мес. Может перелистывать страницы у картонной книжки 12 мес. Опускает мелкие предметы в узкое отверстие 12 мес. Переворачивает одновременно 2-3 страницьИг. 2 мес. Рисует каракули, росчерки 1г. 5 мес. Разрывает бумагу 1г. 6 мес. Переворачивает по одной странице 1 г. 8 мес. Формируется предпочтение руки 2 г. По показу повторяет вертикальные и круглые линии 2 г. «Правильно» держит карандаш 2 г. 6 мес. Копирует круг 3 г. Расстегивает пуговицы 3 г. Копирует квадрат (нечетко, с загнутыми углами) 4 г. Режет ножницами бумагу 4 г. Копирует треугольник 5 лет Верно рисует квадрат 5 лет Зрительное восприятие Зажмуривает глаза при ярком свете, при открывании глаз стремится повернуться к источнику света 1 нед. Кратковременное сосредоточение взора на игрушке, недолгое прослеживание 1 мес. Прослеживание взглядом движения по горизонтали, на 40-50 см вправо и влево от средней линии 1,5 мес. Длительное сосредоточение взора на предметах 2 мес. Движения руки, направленные к объекту, выполняются под зрительным контролем 3 мес. Рассматривает собственные руки, начало дифференциации движений пальцев 3 мес. Тянется к игрушке 3,5 мес. Останавливает взгляд на объекте и подолгу рассматривает его на расстоянии 4 мес. Игрушку подносит к глазам, рассматривает 4,5 мес. Зрительно внимательно изучает окружающие предметы, расположенные в разных местах 5 мес. Рассматривает крупные картинки 6 мес. Активно захватывает игрушку из любых положений . 7 мес. Дифференцированное восприятие близких и знакомых 8 мес. Ищет взором спрятанную на его глазах игрушку 9 мес. Узнает себя и близких в зеркале 10 мес. Показывает отдельные предметы в быту 1 г. Узнает и показывает себя и знакомых на фотографии 1 г. 2 мес. Узнает несколько простых картинок (около 5) 1 г. 3 мес. Дифференцирует форму и величину объемной игрушки 1 г. 8 мес. Дифференцирует количество предметов 1 г. 8 мес. Подбирает парные игрушки и картинки 1 г. 9 мес. Узнает знакомые предметы по ТВ 2 г. Знает много картинок (10-15) 2 г. Понимает смысл простых картинок с действием 2 г. 6 мес. Узнает контурные, черно-белые изображения 2 г. 6 мес. Начинает видеть разницу в величине и количестве на плоскостной картинке 2 г. 6 мес. Зрительно дифференцирует протяженность и местоположение предмета 2 г. 6 мес. Узнает перечеркнутые изображения 3 г. Узнает наложенные изображения 3 г. Понимает смысл сюжетных картинок, отвечает на наводящие вопросы 3 г. 6 мес. Может сам составить рассказ по сюжетной картинке 4 г. Понимает смысл последовательных картинок 4 г. Может разложить последовательные картинки по порядку в соответствии с сюжетом 4 г. 6 мес. Слуховое восприятие Вздрагивает и мигает при громком звуке 1 нед. Начало локализации звуков в пространстве 1 мес. Улыбается, когда слышит голос взрослого 1,5 мес. Замирает при появлении нового звука на фоне других 2 мес. Узнает тембр голоса матери 2,5 мес. После звуковой стимуляции издает гласные звуки 3 мес. Активно прислушивается к невидимому источнику звука, поворачивает голову в сторону звука 4 мес. Начало аутоэхолалии 6 мес. Начинает понимать команды с жестовым подкреплением 6,5 мес. Может имитировать звуки высоких и низких тонов, громкие и тихие 7 мес. Плисовые движения под веселую музыку 8,5 мес. Пытается воспроизводить серии речевых звуков с определенной интонацией и ритмом 1 г. Повторяет услышанные короткие слова 1 г 3 мес. «Вставляет» слова в знакомые стихи 1 г. 5 мес. Называет объекты, находящиеся вне поли зрения, когда слышит их звук 1 г. 8 мес. Может отстукивать простые ритмы по образцу 3 г. акцентированные ритмы 5 лет по устной инструкции 6 лет Импрессивная речь Реакция сосредоточения на голос взрослого: притормаживает двигательные реакции, ротовое внимание 1 мес. Фиксирует взгляд на голос взрослого с проявлением эмоциональных реакций 3 мес. Больше реагирует на голос, чем на простой звук, реагирует на ласковые и строгие интонации 4 мес. Реагирует на свое имя 6 мес. Понимает речевые команды с жестовым подкреплением 7 мес. Начинает выделять по слову части лица у куклы и у взрослого ' 7,5 мес. Зрительно дифференцирует названные знакомые предметы 8 мес. Понимает речевые команды без жестового подкрепления ■ 8,5 мес. По просьбе находит знакомые предметы, расположенные в непривычном месте 9 мес. Показывает уверенно части лица у куклы и у взрослого 9,5 мес. Начинает узнавать предметы на однопредметных картинках 10 мес. По указанию взрослых выполняет действия с игрушками 10,5 мес. Понимает команду «нельзя» 11 мес. Выполняет много команд по просьбе 1 г. Показывает несколько частей тела 1 г. 3 мес. Показывает все части тела 1 г. 6 мес. Показывает все объекты в быту 1 г. 8 мес. Показывает много картинок 2 г. Понимает содержательную речь, несложные рассказы 2 г. 5 мес. Может односложно ответить на вопрос по прочитанной сказке 2 г. 5 мес. Выполняет около 10 инструкций, состоящих из одного действия 2г. 5 мес. Может ответить (речью, мимикой, жестом) на вопросы о событиях, которые происходят в другое время или в дру Может ответить на отвлеченные вопросы, напр, «светит ли ночью солнце?» 4 г. Появляется понимание абстрактных понятий «дружба», «правда», «обман», «радость», «страх» 5-6пет Экспрессивная речь Голосовые реакции ребенка в ответ на разговор с ним 1 мес. Спонтанно произносит отдельные звуки, отраженно гулит ■ 2 мес. Интонационная выразительность голосовых реакций, начальное гуление 3 мес. Активное гуление 4 мес. Активно спонтанно певуче гулит с цепочками звуков 5 мес. Лепет проявляется короткими звуками (гласные в сочетании с губными согласными) 5,5 мес. Активный недифференцированный лепет 6 мес. Разнообразный активный лепет (переднеязычные, заднеязычные и т.д.), аутоэхолалии 6,5 мес. Появляются двойные звуковые сочетания типа «ба-ба» 7,5 мес. Подражая взрослому, учит новые слоги 9 мес. Называет людей и предметы слогами 10 мес. Говорит около 5 слов (мама, дада) 1 г. Соотносит слоги с определенным предметом 1 г. 2 мес. Выражает желания с помощью речи (появление глаголов) 1 г. 4 мес. Говорит около 10 слов (в основном названия) 1 г. 6 мес. «Телеграфная речь»: двухсловные предложения 1 г. 8 мес. Составляет предложения и 3-4 слоб 2 г. Задает вопросы со словами «кто?», «где?», «куда?» (порядок слов не всегда правильный) 2 г. 6 мес. Легко повторяет фразы 2 г. 6 мес. Пытается использовать множественное число, прошедшее время 3 г. Использует отрицательные частицы «не», «ни» 3 г. Использует прилагательные и местоимения 3 г. 6 мес. Задает вопросы «когда?», «что внутри?», «почему?» ■ 3 г. 6 мес. Способен вести диалог со взрослым 3 г. 6 мес. Использует сложные предложения 3 г. 6 мес. Испопьзует вежливые просьбы 4 г. Использует будущее время 4 г. Использует определение пространства: «на», «под», «за» 4 г. Читает стихи 4 г. 6 мес. Появляется соединение простых предложений в сложные 5 лет Появление разделительных вопросов 5 лет Может описать свои чувства 5 лет Начинает употреблять абстрактные понятия «счастье», «любовь», «надежда», «ложь» 5-6 лет Интеллект Формируются простые ассоциации: если кричать, тебя возьмут на руки 0-2 мес. Начинает ожидать кормления через определенные интервалы времени 0-2 мес. Начинает различать окружающих: может узнать мать в группе людей, может чувствовать незнакомые места и незнакомых людей 3 мес. Активная познавательная деятельность в виде похлопывания рукой по подушке, одеялу 4 мес. Развитие функции активного внимания: поворачивается на звук, если внимание не отвлечено более сильным раздражителем 4,5 мес. Начинает догадываться о причине и следствии: если потрясти погремушку - она загремит 5 мес. Реакция на новизну: любой новый предмет хотя бы на короткое время привлекает внимание ребенка 5 мес. Следит откуда и куда падает предмет 5,5 мес. После зрительного, тактильного исследования игрушки, начинает искать для нее применение (стучит, гремит Может уронить предмет только для того, чтобы увидеть, как кто-то из близких его поднимет 6,5 мес. Может узнавать по части целое; ожидает появление целого предмета, увидев только его часть 7 мес. Убирает препятствие, мешающее достичь игрушки 7,5 мес. Поиск наполовину спрятанной игрушки 8 мес. Запоминает, как реагировать на определенные фразы: поднимает руки, когда слышит фразу «такой большой» 9 мес. Пользуется «указательным жестом» 10 мес. Деятельность приобретает характер целенаправленной, ребенок как бы предвидит результат своего действия Начинает замечать, когда кто-то выходит из комнаты, и ждет его возвращения 11,5 мес. В состоянии определить высоту и края предметов 11,5 мес. Узнает значение слов, коротких фраз 1 г. Различает несколько предметов по названиям 1 г. Тянет в рот только съедобное 1 г. 5 мес. Узнает простые картинки в книге 1 г. 6 мес. Может выполнить поручение из 1 действия 1 г. 7 мес. Различает «большой» и «маленький» 1 г. 11 мес. Частично заполняет доску Сегена путем проб и ошибок 2 г. Выполняет поручения из 2-3 взаимосвязанных действий (подойди к шкафу, возьми куклу, принеси мне) 2 г. 6 мес. Укладывает в нужные ячейки доски Сегена фигуры, кроме треугольника 2 г. 6 мес. Подбирает цвета по образцу (синий к синему) 2 г. 6 мес. Классификация на 2 группы (по цвету, форме) 3 г Классификация на 3-4 группы: по геометрической форме 3 г. 6 мес. по цвету 3 г. 6 мес. Легко заполняет доску Сегена 4 г. Выполняет простую классификацию картинок(4-5 групп): с помощью 4 г. самостоятельно 4 г. 6 мес. Овладевает понятиями «больше», «выше», «шире», «длиннее», «равные», «одинаковые» 5 лет Вербальный интелпект: Исключение предметов (тест 4-й лишний) объяснить затрудняется 5 лет Отгадывает загадки, используя накопленный опыт 5 лет Исключение предметов (тест 4-й лишний) с опорой на функциональные и категориальные свойства объектов 6 лет Сравнение понятий с использованием категориальных обобщений 6-7 лет Способность целостного восприятия объекта «Кто нарисовал этого слона?»: с помощью 6 лет самостоятельно 6 лет 6 мес. Способен разделять объекты на классы и подклассы 7 лет Конструирование Снимает, сбрасывает кольца со стержня пирамидки 8,5 мес. Пытается ставить кубик на кубик 9 мес. Пытается нанизать колечки на стержень пирамидки ■ 11 мес. Использует рот или одну из рук для сохранения двух взятых игрушек и, освободив руку, захватывает третью иг Частично заполняет доску Сегена методом проб и ошибок 2 г. Строит по показу поезд, башенку 2 г. Строит по показу мост 3 г. Дорисовывает недостающие ножки, ручки к человечку 3 г. Самостоятельно рисует человека (примитивно) 3 г. 6 мес. Складывает картинки из кубиков 4 г. Рисует человечка с туловищем 4 г. Рисует человека в одежде 5 лет Сюжетные рисунки 5 лет. Эмоции,коммуникация Реакция неудовольствия на насильственное пробуждение, голод, дискомфорт: громкий крик без интонационной выразительности, спез нет 1-2 нед. Появление ответной улыбки, «ротового внимания», через некоторое время после «заигрывания» исследователя 1,5 мес. На эмоциональный контакт с исследователем В ответ на общение с исследователем проявляет выраженный «комплекс оживления» 3 мес. «Комплекс оживления» проявляется ярко, быстро 4 мес. Плач ребенка модулирован, с чередующимися периодами интенсивного усиления и затухания, в плаче отмеча Активно выражает отношение к «близким» и «чужим», эмоции дифференцированы 6 мес. Тянет руки, чтобы взяли на руки 7,5 мес. Устав, начинает требовать внимания самого близкого человека (чаще матери) 7 мес. Легко вступает в контакт на эмоциональном, игровом, речевом уровнях Э мес. Эмоциональное состояние внешне отчетливо проявляется разнообразными мимическими, двигательными, голо Появляется понимание и использование в речи местоимений «я» - «мое», «ты» - «твое» 3 г. Развитие разного стиля общения с детьми и взрослыми 4 г. Способность оценить поступок с точки зрения социальной нормы 4 г. 6 мес. Обращение к взрослым на «Вы», по имени и отчеству 5-6 лет Самообслуживание Может есть с ложки 5 мес. Держит бутылочку, из которой сосет 6 мес. Пьет из чашки, которую держит взрослый 7 мес. Помогает одевать себя (подает руку, ногу) 8 мес. Жует отломанные кусочки полутвердой пищи (хлеб, банан) 9 мес. Самостоятельно ест (руками), откусывает печенье 1 г. С помощью подносит ложку ко рту 1 г. 2 мес. Пьет из чашки, не проливая 1 г. 3 мес. Снимает простые предметы одежды (варежки, шапку) 1 г. 3 мес. Моет руки с небольшой помощью 1 г. 4 мес. Зачерпывает пищу ложкой 1 г. 6 мес. Полностью прожевывает пищу 1 г. 6 мес. Снимает расстегнутое пальто, куртку 1 г. 9 мес. Ест и пьет самостоятельно 1 г. 10 мес. Ест твердую пищу самостоятельно (хлеб, печенье)2 г. Просится на горшок в дневное время 2 г. Самостоятельно моет и вытирает руки 2 г. Застегивает и расстегивает молнию, с помощью 2 г. Ест ложкой, вилкой самостоятельно (аккуратно) 2 г. 6 мес. Одевает простые предметы одежды (варежки, шапку) 2 г. 6 мес. Наливает в чашку воду {не аккуратно) 3 г. Расстегивает пуговицы 3 г. Застегивает пуговицы, кнопки, молнию 4 г. Одевается без посторонней помощи 4 г. Отличает переднюю часть одежды от задней 4 г. Самостоятельно завязывает шнурки на ботинках 5-6 лет Игра Рассматривает вложенную в руку игрушку 3 мес. Активизация рук при попадании игрушки в поле зрения ребенка 3 мес. Протягивает руки к игрушке, ощупывает ее 4 мес. Занятия с игрушкой - доминирующая, эмоционально окрашенная форма деятельности 5 мес. Подолгу играет с подвешенными игрушками 5 мес. Щупает, царапает, тянет игрушки, гремит погремушками, стучит, бросает 5,5 мес. Предпочитает играть со взрослыми, подражая их действиям 9 мес. Хватает, кидает, толкает игрушки, любит слушать музыку, пританцовывает 9,5 мес. Усвоение условных действий с игрушками и предметами 10 мес. Играет с несколькими игрушками, поднимая и ставя их друг около друга, одевает кольца на штырь 11 мес. Играет с мячом 1 г. Строит простые структуры из блоков 1 г. 1 мес. Играет с песком, водой, наливными игрушками, кубиками 1 г. 2 мес. Наблюдает за игрой других детей 1 г. 2 мес. Играет самостоятельно, если рядом взрослый 1 г. 4 мес. Начало функциональной игры 1 г. 6 мес. Любит катать, перетаскивать игрушки 1 г. 9 мес. Толкает «поезд», сделанный и нескольких кубиков 1 г. 9 мес. Предпочитает активные игрушки (поезд, телефон и т.п.) 2 г. Делает куличики 2 г. Собирает закручивающиеся игрушки 2 г. Собирает пирамидку по порядку 2 г. 6 мес. Элементы сюжетной игры (кормит, баюкает куклу; возит, нагружает машину, говорит по телефону) 2 г. 6 мес. Совместная сюжетная игра с другим ребенком 3 г. Игра с воображаемой действительностью 3 г. 6 мес. Элементы ролевой игры (может назвать свою роль) 3 г. 6 мес. Сопровождает игру речью (озвучивает куклу) 4 г. В сюжете игры появляются разные типы отношений (управлении, подчинения, равноправия) 4 г. 6 мес. Длительная совместная игра 4-5 детей с поочередной сменой ролей 4 г. 6 мес. ' «Драматическая игра»: отражает в сюжете сцены из повседневной жизни 4 г. 6 мес. Усвоение способов построения сюжета - опора на игрушки в соответствии с которыми определяется тема игры: придумывание сюжета с взаимосвязанными событиями, ролями, опора на имеющиеся знания и их комбинация, фантазирование, нереальные персонажи (космос, пираты, перевоплощение в животных и др.) 5-6 пет Основа в игре - правила ролевого поведения; совместное построение сюжета, последовательное развертывание событий 6-7 лет
|
|||
|