Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Экспрессивная речь



 

Формализованная карта исследования психоневрологических функций у детей первых 7 лет жизни

Крупная моторика

Все безусловные рефлексы вызываются, симметричны                                                                           1-4 нед.

Пытается оторвать голову от поверхности, на которой лежит, но удержать ее не может, роняет и поворачивает в
сторону                                                                        1 мес.

Пытается поднимать голову, лежа на животе 1 мес.

Приподнимает голову на 45 градусов, лежа на животе, удерживает ее 10-20 сек, ноги при этом напряжены 1,5 мес.

В положении на животе удерживает голову, при этом руки под грудью согнуты в локтевых суставах, активно дви­
гает ногами                                                                  2 мес.

Удерживает голову, находясь в вертикальном положении (недолго)                                 2 мес.

Лежа, может опираться на предплечья (несколько минут)                                                                       2,5 мес.

Чаще поднимает руки выше горизонтального уровня                                                                                    3 мес.

Появляется опора на ноги                                     4 мес.

Активно поднимает голову из положения на спине 4,5 мес.
Переворачивается на бок                                   4,5 мес.

Сидит с поддержкой, устойчиво держа голову 5 мес. Прочная опора на ноги при стоянии с поддержкой 5,5 мес.

Лежа на животе, ребенок может вытягивать одну руку                                                                                  6 мес.

Сидит при пассивно приданной позе                6 мес.

Переворачивается со спины на живот           6,5 мес.

Переворачивается с живота на спину               7 мес.

Ползание без включения тазового пояса         7 мес.

Синхронное ползание по-пластунски            7,5 мес.

Самостоятельно приседает из положения лежа, через бочок                                         7,5 мес.

Защитная экстензия рук вперед и в стороны, позволяющая сохранять равновесие                           8 мес.

Стоит в позе на коленях (на четвереньках)  8 мес.

Садится самостоятельно из любых положений и сидит уверенно                                 8,5 мес.

Передвигается на коленях (на четвереньках) самостоятельно                                           9 мес.

Стоит у опоры, встает самостоятельно          10 мес.

Стоит самостоятельно                                         11 мес.

Ходите поддержкой                                            11,5 мес.

Ходит самостоятельно                                         12 мес.

Ходит длительно, поворачивается              1 г. 3 мес.

Перешагивает через препятствия              1 г. 6 мес.

Пытается бегать                                              1 г. 10 мес.

Поднимается и спускается по лестнице приставными шагами, держась за перила                            1 г. 11 мес.

Бегает                                                                                2 г.

Самостоятельно приседает и встает                       2 г.

Наклоняется и поднимает предметы с пола         2 г.

Стоит на одной ноге без поддержки           2 г. 6 мес.

Поднимается, спускается по лестнице, чередуя ноги (с опорой)                                                                2 г. 6 мес.

Умеет ездить на трехколесном велосипеде 2 г. 6 мес.
Прыгает на двух ногах                                                   3 г.

Умеет делать кувырок вперед                                    4 г.

Прыгает на одной ноге                                                 4 г.

Выполняет одновременно два вида движений  5 л.

Мелкая моторика

Пальцы сжат в кулачок, единичные, редкие «атетоидные» движения пальцами                                  1 нед.

Открывает кулачок                                                   2 мес.

Удерживает вложенную в кисть игрушку, тянет её в рот                                    2,5 мес.

Иногда захватывает предмет кистью руки    3 мес.

Тянется к игрушке, хватает ее                           3,5 мес.

Захватывает игрушку двумя пальцами, подносит ко рту. бросает                                                           4,5 мес.

Начинает захватывать мелкие предметы     5 мес.

Перекладывает игрушку из руки в руку           5,5 мес.

Активно манипулирует предметами                   7 мес.

Для захвата использует большой палец          8 мес.

Стучит игрушкой об игрушку                                 8 мес.

Начинает целенаправленно манипулировать пирамидкой из 2-3 колец (снимает, сбрасывает)       8,5 мес.

Пытается ставить кубик на кубик                         9 мес.

Указательным и большим пальцами берет мелкие предметы                                           10 мес.

Пытается нанизывать колечки на стержень пирамидки                                      11 мес.

Может перелистывать страницы у картонной книжки                                          12 мес.

Опускает мелкие предметы в узкое отверстие 12 мес.

Переворачивает одновременно 2-3 страницьИг. 2 мес.

Рисует каракули, росчерки                              1г. 5 мес.

Разрывает бумагу                                              1г. 6 мес.

Переворачивает по одной странице            1 г. 8 мес.


Формируется предпочтение руки                              2 г.

По показу повторяет вертикальные и круглые линии                                                   2 г.

«Правильно» держит карандаш                   2 г. 6 мес.

Копирует круг                                                                   3 г.

Расстегивает пуговицы                                                 3 г.

Копирует квадрат (нечетко, с загнутыми углами) 4 г.

Режет ножницами бумагу                                            4 г.

Копирует треугольник                                               5 лет

Верно рисует квадрат                                               5 лет

Зрительное восприятие

Зажмуривает глаза при ярком свете, при открывании глаз стремится повернуться к источнику света 1 нед.

Кратковременное сосредоточение взора на игрушке, недолгое прослеживание                                                 1

мес.

Прослеживание взглядом движения по горизонтали, на 40-50 см вправо и влево от средней линии        1,5

мес.

Длительное сосредоточение взора на предметах                                                                2 мес.

Движения руки, направленные к объекту, выполняются под зрительным контролем    3 мес.

Рассматривает собственные руки, начало дифференциации движений пальцев             3 мес.

Тянется к игрушке                                             3,5 мес.

Останавливает взгляд на объекте и подолгу рассматривает его на расстоянии                             4 мес.

Игрушку подносит к глазам, рассматривает 4,5 мес.

Зрительно внимательно изучает окружающие предметы, расположенные в разных местах 5 мес.

Рассматривает крупные картинки  6 мес.

Активно захватывает игрушку из любых положений              .                      7 мес.

Дифференцированное восприятие близких и знакомых                                  8 мес.

Ищет взором спрятанную на его глазах игрушку 9 мес.

Узнает себя и близких в зеркале                    10 мес.

Показывает отдельные предметы в быту  1 г.

Узнает и показывает себя и знакомых на фотографии                             1 г. 2 мес.

Узнает несколько простых картинок (около 5) 1 г. 3 мес.

Дифференцирует форму и величину объемной игрушки                         1 г. 8 мес.

Дифференцирует количество предметов 1 г. 8 мес.

Подбирает парные игрушки и картинки 1 г. 9 мес.

Узнает знакомые предметы по ТВ              2 г.

Знает много картинок (10-15)                       2 г.

Понимает смысл простых картинок с действием                         2 г. 6 мес.

Узнает контурные, черно-белые изображения 2 г. 6 мес.

Начинает видеть разницу в величине и количестве на плоскостной картинке                           2 г. 6 мес.

Зрительно дифференцирует протяженность и местоположение предмета                              2 г. 6 мес.

Узнает перечеркнутые изображения                   3 г.

Узнает наложенные изображения        3 г.

Понимает смысл сюжетных картинок, отвечает на наводящие вопросы                     3 г. 6 мес.

Может сам составить рассказ по сюжетной картинке                                              4 г.

Понимает смысл последовательных картинок  4 г.

Может разложить последовательные картинки по порядку в соответствии с сюжетом 4 г. 6 мес.

Слуховое восприятие

Вздрагивает и мигает при громком звуке 1 нед.
Слуховое сосредоточение                       2 нед.

Начало локализации звуков в пространстве 1 мес. Улыбается, когда слышит голос взрослого 1,5 мес.

Замирает при появлении нового звука на фоне других                                     2 мес.

Узнает тембр голоса матери               2,5 мес.

После звуковой стимуляции издает гласные звуки

3 мес.

Активно прислушивается к невидимому источнику звука, поворачивает голову в сторону звука 4 мес.
Начинает по-разному реагировать на свое и чужое имя                                 6 мес.

Начало аутоэхолалии                                       6 мес.

Начинает понимать команды с жестовым подкреплением                           6,5 мес.

Может имитировать звуки высоких и низких тонов, громкие и тихие                                   7 мес.

Плисовые движения под веселую музыку 8,5 мес.

Пытается воспроизводить серии речевых звуков с определенной интонацией и ритмом                        1 г.

Повторяет услышанные короткие слова 1 г 3 мес. «Вставляет» слова в знакомые стихи   1 г. 5 мес.

Называет объекты, находящиеся вне поли зрения, когда слышит их звук                                    1 г. 8 мес.

Может отстукивать простые ритмы по образцу 3 г.

акцентированные ритмы                      5 лет

по устной инструкции                             6 лет

Импрессивная речь


Реакция сосредоточения на голос взрослого: притормаживает двигательные реакции, ротовое внимание 1 мес.

Фиксирует взгляд на голос взрослого с проявлением эмоциональных реакций                                3 мес.

Больше реагирует на голос, чем на простой звук, реагирует на ласковые и строгие интонации 4 мес.
В ответ на обращенную к ребенку речь возникает ответная голосовая активность         5 мес.

Реагирует на свое имя                                       6 мес.

Понимает речевые команды с жестовым подкреплением                                7 мес.

Начинает выделять по слову части лица у куклы и у взрослого                                            ' 7,5 мес.

Зрительно дифференцирует названные знакомые предметы                                       8 мес.

Понимает речевые команды без жестового подкрепления ■                   8,5 мес.

По просьбе находит знакомые предметы, расположенные в непривычном месте                                  9 мес.

Показывает уверенно части лица у куклы и у взрослого                                9,5 мес.

Начинает узнавать предметы на однопредметных картинках                                    10 мес.

По указанию взрослых выполняет действия с игрушками                            10,5 мес.

Понимает команду «нельзя»                             11 мес.

Выполняет много команд по просьбе                    1 г.

Показывает несколько частей тела            1 г. 3 мес.

Показывает все части тела                            1 г. 6 мес.

Показывает все объекты в быту                   1 г. 8 мес.

Показывает много картинок                          2 г.

Понимает содержательную речь, несложные рассказы                            2 г. 5 мес.

Может односложно ответить на вопрос по прочитанной сказке                                                              2 г. 5 мес.

Выполняет около 10 инструкций, состоящих из одного действия                                                          2г. 5 мес.

Может ответить (речью, мимикой, жестом) на вопросы о событиях, которые происходят в другое время или в дру­
гом месте                                                        3 г. 5 мес.

Может ответить на отвлеченные вопросы, напр, «светит ли ночью солнце?»                          4 г.

Появляется понимание абстрактных понятий «дружба», «правда», «обман», «радость», «страх» 5-6пет

Экспрессивная речь

Голосовые реакции ребенка в ответ на разговор с ним                                   1 мес.

Спонтанно произносит отдельные звуки, отраженно гулит ■                     2 мес.

Интонационная выразительность голосовых реакций, начальное гуление                                3 мес.

Активное гуление                                                 4 мес.

Активно спонтанно певуче гулит с цепочками звуков                                         5 мес.

Лепет проявляется короткими звуками (гласные в сочетании с губными согласными)                 5,5 мес.

Активный недифференцированный лепет  6 мес.

Разнообразный активный лепет (переднеязычные, заднеязычные и т.д.), аутоэхолалии          6,5 мес.

Появляются двойные звуковые сочетания типа «ба-ба»                              7,5 мес.

Подражая взрослому, учит новые слоги   9 мес.

Называет людей и предметы слогами          10 мес.

Говорит около 5 слов (мама, дада)                       1 г.

Соотносит слоги с определенным предметом 1 г. 2 мес.

Выражает желания с помощью речи (появление глаголов)                   1 г. 4 мес.

Говорит около 10 слов (в основном названия) 1 г. 6 мес.

«Телеграфная речь»: двухсловные предложения                    1 г. 8 мес.

Составляет предложения и 3-4 слоб                    2 г.

Задает вопросы со словами «кто?», «где?», «куда?» (порядок слов не всегда правильный) 2 г. 6 мес.

Легко повторяет фразы                              2 г. 6 мес.

Пытается использовать множественное число, прошедшее время                                                           3 г.

Использует отрицательные частицы «не», «ни» 3 г.

Использует прилагательные и местоимения 3 г. 6 мес.

Задает вопросы «когда?», «что внутри?», «почему?»           ■             3 г. 6 мес.

Способен вести диалог со взрослым    3 г. 6 мес.

Использует сложные предложения           3 г. 6 мес.

Испопьзует вежливые просьбы                    4 г.

Использует будущее время                           4 г.

Использует определение пространства: «на», «под», «за»                                 4 г.

Читает стихи                                                 4 г. 6 мес.

Появляется соединение простых предложений в сложные                             5 лет

Появление разделительных вопросов              5 лет

Может описать свои чувства                              5 лет

Начинает употреблять абстрактные понятия «счастье», «любовь», «надежда», «ложь»           5-6 лет

Интеллект

Формируются простые ассоциации: если кричать, тебя возьмут на руки                                0-2 мес.

Начинает ожидать кормления через определенные интервалы времени                              0-2 мес.

Начинает различать окружающих: может узнать мать в группе людей, может чувствовать незнакомые места и

незнакомых людей                       3 мес.

Активная познавательная деятельность в виде похлопывания рукой по подушке, одеялу 4 мес.

Развитие функции активного внимания: поворачивается на звук, если внимание не отвлечено более сильным

раздражителем             4,5 мес.


Начинает догадываться о причине и следствии: если потрясти погремушку - она загремит 5 мес. Реакция на новизну: любой новый предмет хотя бы на короткое время привлекает внимание ребенка 5 мес. Следит откуда и куда падает предмет     5,5 мес.

После зрительного, тактильного исследования игрушки, начинает искать для нее применение (стучит, гремит
погремушкой)                                               6 мес.

Может уронить предмет только для того, чтобы увидеть, как кто-то из близких его поднимет 6,5 мес.
Начинает ожидать от близких людей характерных действий: кормления от матери, индивидуальной игры от каж­
дого члена семьи                                                      7 мес.

Может узнавать по части целое; ожидает появление целого предмета, увидев только его часть                 7 мес.

Убирает препятствие, мешающее достичь игрушки

7,5 мес.

Поиск наполовину спрятанной игрушки 8 мес. Запоминает, как реагировать на определенные фразы: поднимает руки, когда слышит фразу «такой большой»

9 мес.

Пользуется «указательным жестом»            10 мес.

Деятельность приобретает характер целенаправленной, ребенок как бы предвидит результат своего действия
(складывает игрушку в коробку, нажимает кнопки на музыкальной игрушке)                                       11 мес.

Начинает замечать, когда кто-то выходит из комнаты, и ждет его возвращения                                           11,5 мес.

В состоянии определить высоту и края предметов

11,5 мес.

Узнает значение слов, коротких фраз                  1 г.

Различает несколько предметов по названиям 1 г.
Ищет спрятанную игрушку                                      1 г.

Тянет в рот только съедобное                   1 г. 5 мес.

Узнает простые картинки в книге             1 г. 6 мес.

Может выполнить поручение из 1 действия 1 г. 7 мес.
Различает «один» и «много»                    1 г. 11 мес.

Различает «большой» и «маленький» 1 г. 11 мес.

Частично заполняет доску Сегена путем проб и ошибок                                                                           2 г.

Выполняет поручения из 2-3 взаимосвязанных действий (подойди к шкафу, возьми куклу, принеси мне)

2 г. 6 мес.

Укладывает в нужные ячейки доски Сегена фигуры, кроме треугольника                                  2 г. 6 мес.

Подбирает цвета по образцу (синий к синему) 2 г. 6 мес. Классификация на 2 группы (по цвету, форме) 3 г Классификация на 3-4 группы:

по геометрической форме                3 г. 6 мес.

по цвету                                                3 г. 6 мес.

Легко заполняет доску Сегена                       4 г.

Выполняет простую классификацию картинок(4-5 групп):

с помощью                                                        4 г.

самостоятельно                                4 г. 6 мес.

Овладевает понятиями «больше», «выше», «шире», «длиннее», «равные», «одинаковые» 5 лет

Вербальный интелпект:

Исключение предметов (тест 4-й лишний) объяснить затрудняется                                   5 лет

Отгадывает загадки, используя накопленный опыт                                                                 5 лет

Исключение предметов (тест 4-й лишний) с опорой на функциональные и категориальные свойства объектов

6 лет

Сравнение понятий с использованием категориальных обобщений                                    6-7 лет

Способность целостного восприятия объекта «Кто нарисовал этого слона?»:

с помощью                                                            6 лет

самостоятельно                                   6 лет 6 мес.

Способен разделять объекты на классы и подклассы                                                                            7 лет

Конструирование

Снимает, сбрасывает кольца со стержня пирамидки                                                                          8,5 мес.

Пытается ставить кубик на кубик   9 мес.

Пытается нанизать колечки на стержень пирамидки            ■                                                        11 мес.

Использует рот или одну из рук для сохранения двух взятых игрушек и, освободив руку, захватывает третью иг­
рушку                                                                1 г.
Строит простые сооружения из кубиков 1 г. 9 мес.

Частично заполняет доску Сегена методом проб и ошибок                                                                   2 г.

Строит по показу поезд, башенку          2 г.

Строит по показу мост                                       3 г.

Дорисовывает недостающие ножки, ручки к человечку                                                                3 г.

Самостоятельно рисует человека (примитивно) 3 г. 6 мес.
Строит сложные сюжетные конструкции 3 г. 6 мес.
Собирает кубики Линка по образцу           3 г. 6 мес.

Складывает картинки из кубиков                4 г.

Рисует человечка с туловищем                    4 г.

Рисует человека в одежде 5 лет


Сюжетные рисунки            5 лет.

Эмоции,коммуникация

Реакция неудовольствия на насильственное пробуждение, голод, дискомфорт: громкий крик без интонационной

выразительности, спез нет        1-2 нед.

Появление ответной улыбки, «ротового внимания», через некоторое время после «заигрывания» исследователя

1,5 мес.

На эмоциональный контакт с исследователем
ребенок отвечает активной улыбкой   2 мес.
Смеется в голос                                                     3 мес.

В ответ на общение с исследователем проявляет выраженный «комплекс оживления»                                3 мес.

«Комплекс оживления» проявляется ярко, быстро 4 мес.

Плач ребенка модулирован, с чередующимися периодами интенсивного усиления и затухания, в плаче отмеча­
ются паузы для восприятия реакции взрослого                                                                         4,5 мес.
Плач прекращается, когда внимание переключается на новый яркий интересный стимул                       5 мес.
Появление улыбки при виде взрослого человека, который молчит                             5 мес.
Различает мимику и жесты окружающих    5 мес.
Реагирует на строгие и ласковые интонации 5,5 мес.

Активно выражает отношение к «близким» и «чужим», эмоции дифференцированы 6 мес. Тянет руки, чтобы взяли на руки 7,5 мес.

Устав, начинает требовать внимания самого близкого человека (чаще матери)   7 мес.
Дает адекватные эмоциональные реакции в ответ на общение                               8 мес.

Легко вступает в контакт на эмоциональном, игровом, речевом уровнях Э мес.

Эмоциональное состояние внешне отчетливо проявляется разнообразными мимическими, двигательными, голо­
совыми реакциями              10 мес.
Машет рукой на прощание 11 мес.
По просьбе обнимает родителей 12 мес.
Появляется сопереживание, утешение 1 г. 2 мес.
Использует «нети (слою, звук, жест), выражая несогласие 1 г. 3 мес.
Использует «да» (слово, звук, жест)   1 г. 4 мес.
Помогает в простейших работах (по инструкции) 1 г. 7 мес.
Имитирует действия взрослых с бытовыми предметами 1 г. 8 мес.
Активно пользуется жестами 1 г. 10 мес.
Острая реакция на отсутствие матери 1 г. 10 мес.

Появляется понимание и использование в речи местоимений «я» - «мое», «ты» - «твое»  3 г.
Знает свой пол                     3 г.

Развитие разного стиля общения с детьми и взрослыми 4 г. Способность оценить поступок с точки зрения социальной нормы 4 г. 6 мес. Обращение к взрослым на «Вы», по имени и отчеству  5-6 лет

Самообслуживание

Может есть с ложки            5 мес.

Держит бутылочку, из которой сосет   6 мес.

Пьет из чашки, которую держит взрослый 7 мес.

Помогает одевать себя (подает руку, ногу) 8 мес.

Жует отломанные кусочки полутвердой пищи (хлеб, банан) 9 мес.

Самостоятельно ест (руками), откусывает печенье 1 г.

С помощью подносит ложку ко рту           1 г. 2 мес.

Пьет из чашки, не проливая 1 г. 3 мес.

Снимает простые предметы одежды (варежки, шапку)  1 г. 3 мес.

Моет руки с небольшой помощью 1 г. 4 мес.

Зачерпывает пищу ложкой 1 г. 6 мес.

Полностью прожевывает пищу 1 г. 6 мес.

Снимает расстегнутое пальто, куртку  1 г. 9 мес.

Ест и пьет самостоятельно 1 г. 10 мес.

Ест твердую пищу самостоятельно (хлеб, печенье)2 г.

Просится на горшок в дневное время  2 г.

Самостоятельно моет и вытирает руки 2 г.

Застегивает и расстегивает молнию, с помощью 2 г.

Ест ложкой, вилкой самостоятельно (аккуратно) 2 г. 6 мес.

Одевает простые предметы одежды (варежки, шапку)  2 г. 6 мес.

Наливает в чашку воду {не аккуратно) 3 г.

Расстегивает пуговицы  3 г.

Застегивает пуговицы, кнопки, молнию 4 г.

Одевается без посторонней помощи                   4 г.

Отличает переднюю часть одежды от задней  4 г.

Самостоятельно завязывает шнурки на ботинках                                                              5-6 лет

Игра

Рассматривает вложенную в руку игрушку 3 мес.


Активизация рук при попадании игрушки в поле зрения ребенка                                                       3 мес.

Протягивает руки к игрушке, ощупывает ее 4 мес.

Занятия с игрушкой - доминирующая, эмоционально окрашенная форма деятельности               5 мес.

Подолгу играет с подвешенными игрушками 5 мес.

Щупает, царапает, тянет игрушки, гремит погремушками, стучит, бросает                      5,5 мес.

Предпочитает играть со взрослыми, подражая их действиям                                                                      9 мес.

Хватает, кидает, толкает игрушки, любит слушать музыку, пританцовывает                         9,5 мес.

Усвоение условных действий с игрушками и предметами                                                        10 мес.

Играет с несколькими игрушками, поднимая и ставя их друг около друга, одевает кольца на штырь 11 мес.

Играет с мячом                                                     1 г.

Строит простые структуры из блоков       1 г. 1 мес.

Играет с песком, водой, наливными игрушками, кубиками                                                         1 г. 2 мес.

Наблюдает за игрой других детей          1 г. 2 мес.

Играет самостоятельно, если рядом взрослый 1 г. 4 мес.

Начало функциональной игры                  1 г. 6 мес.

Любит катать, перетаскивать игрушки 1 г. 9 мес.

Толкает «поезд», сделанный и нескольких кубиков 1 г. 9 мес.

Предпочитает активные игрушки (поезд, телефон и т.п.) 2 г.

Делает куличики                    2 г.

Собирает закручивающиеся игрушки  2 г.

Собирает пирамидку по порядку 2 г. 6 мес.

Элементы сюжетной игры (кормит, баюкает куклу; возит, нагружает машину, говорит по телефону) 2 г. 6 мес.

Совместная сюжетная игра с другим ребенком 3 г.

Игра с воображаемой действительностью 3 г. 6 мес.

Элементы ролевой игры (может назвать свою роль)                                                                              3 г. 6 мес.

Сопровождает игру речью (озвучивает куклу)  4 г.

В сюжете игры появляются разные типы отношений (управлении, подчинения, равноправия) 4 г. 6 мес.

Длительная совместная игра 4-5 детей с поочередной сменой ролей        4 г. 6 мес. '

«Драматическая игра»: отражает в сюжете сцены из повседневной жизни 4 г. 6 мес.

Усвоение способов построения сюжета - опора на игрушки в соответствии с которыми определяется тема игры:

придумывание сюжета с взаимосвязанными событиями, ролями, опора на имеющиеся знания и их комбинация,

фантазирование, нереальные персонажи (космос, пираты, перевоплощение в животных и др.)                       5-6

пет

Основа в игре - правила ролевого поведения; совместное построение сюжета, последовательное развертывание

событий                                                        6-7 лет



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.