|
|||
Ольга Воронкова Игра для дошкольников – способ
Экологический квест «Защитники морей и океанов» (22 марта всемирный день защиты воды) Старший дошкольный возраст Ольга Воронкова Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмора, организованность». Н. К. Крупская Квест - это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Суть в том, что, как правило, есть некая цель, дойти до которой можно последовательно разгадывая загадки. А задачи могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными Цель: • Экологического воспитания в дошкольных отделениях – становление начал экологической культуры дошкольников, развитие экологического сознания, мышления, формирование ответственного отношения к окружающей среде; • Формирование представлений о воде, его свойствах и значимости; • Коррекция нарушений в речи и двигательной сфере детей; • Практика переживания субъективно-ценностного отношения к своему здоровью. Задачи экологического воспитания: 1. Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения на воде, в природе, в обществе. 2. Воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций средствами природы. 3. Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста. 4. Усвоение системы знаний о воде и природе, о связях, существующих в ней зависимостях. 5. Закрепление знаний о природе, формирование трудовых умений и навыков, воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе, желание защитить и умножать ее богатство. 6. Систематизировать и закрепить имеющиеся представления о воде, ее свойствах, вводить новые понятия. 7. Создать условия для поисковой деятельности. Познавательные: 1. Уточнять и обобщать знания детей о подводном мире; 2. Закреплять в речи названия морских обитателей, знания об их повадках, строении, действиях, которые могут они совершать. Коррекционно-развивающие: 1. Расширять и активизировать словарный запас по теме «Подводный мир»; 2. Совершенствовать навыки словообразования; 3. Развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание; 4. Развивать фонематическое восприятие; 5. Совершенствовать навыки связной речи; 6. Учить согласовывать речь с движениями; 7. Развивать общую и мелкую моторики; 8. Развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений, пространственные представления; 9. Развивать выразительность речи и выразительность движений; 10. Активизировать логическое мышление, внимание, память, воображение. Воспитательные: 1. Воспитывать познавательный и природоохранный интерес к представителям морской фауны; 2. Воспитывать толерантное отношение к ответам детей; 3. Формировать умение работать и играть в коллективе. Проблема квеста: Что нужно делать, что бы сохранить воду чистой? Структура квеста: Путешествие состоит из 4 испытаний в гостях у черепахи Тартилы - «Кто –кто в синем море живет» (ст. воспитатели) в гостях у Сирены – «Звуки подводного мира» (учитель логопед) ребусы царя- Нептуна – «Вода и песок» (педагог – психолог) в аквариуме у Медузы – «Активный отдых» (инструктор по Ф. К) Ход квеста: Дети заходят по 2 группы в музыкальный зал Инструктор: Здравствуйте ребята! 22марта всемирный день защиты воды. А вы знаете, зачем её защищать? (ответы детей) Инструктор: Держит в руках глобус и раскручивая его, говорит, посмотрите сколько воды много разве ее надо беречь? (дети излагают свои доводы, высказывания) Инструктор: Многие из Вас правильно сказали, что вода практически вся соленая и для жизни человека она не пригодна. А давайте посмотрим презентацию и посмотрим, для каких обитателей нужна вода и почему её надо защищать. Презентация: Слайд: 1 Воды на Земле много, и в то же время ее мало. Ее основная часть находится в морях и океанах. Морская вода непригодная для питья, а также для сельского хозяйства. На пресную воду приходится очень небольшая часть. Основные запасы пресной воды находятся в твердом состоянии в виде снега и льда в Арктике и Антарктиде. Слайд 2-15: Показаны животные и растения, какие могут обитать в морях и океанах. Слайд 16-21: Какие, пресноводные водоемы существуют, какие жители в них обитают. Почему человеку нельзя употреблять воду из рек и озер (пресных водоемов, хотя вода уже и не соленая, как морская) Слайд 23: Значение воды и водоемов в жизни человека. Слайд 24- 32: Источники загрязнения и кто от этого страдает (человеческие отходы, промышленные, нефть и др.) Слайд 33-38: Правила как сохранить воду чистой. Слайд 39: Помните, что каждый из нас может своими поступками внести неоценимый вклад в защиту окружающей среды! Инструктор: А сейчас ребята, я вам предлагаю отправиться в путешествие, где вы будете в разных кабинетах детского сада выполнять интересные задания и решать головоломки о воде, водоемах, жителях подводного царства. Мы сейчас разобьемся на 4 команды (Дельфинов, Осьминожек, Морских котиков, Морских коньков). (у каждой команды своя эмблема) Каждая команда получает свой маршрутный лист, и они начинают свое путешествие. (у каждой команды карта своего цвета) Дети передвигаются со взрослым сопровождающим по карте проходя все четыре этапа. Этап I В гостях у черепахи Тартилы «Кто –кто в синем море живет» (ст. воспитатели) Оборудование: Карточки с загадками, Карточки с правилами поведения около водоемов и в воде. На этом этапе «Отгадай загадку» Настоящий он циркач — Носом отбивает мяч. Знают и француз, и финн: Любит поиграть. (дельфин) Он, как дом, огромный, Но спокойный, скромный. В море ест и в море спит — Так живет на свете. (кит) Вдруг со дна гора всплыла, Вверх корабль подняла. Это в море так шалит, Великан веселый. (кит) Эта рыба — хищник злой, Всех проглотит с головой. Зубы показав, зевнула И ушла на дно. (акула) Плавает прозрачный зонтик. «Обожгу! — грозит. — Не троньте!» Лапки у нее и пузо. Как зовут ее? (Медуза) Он клешнями щиплет больно И кричит: «С меня довольно! Я устал. Я вам не раб». Распугал соседей. (краб) На лошадку так похожа, А живет-то в море тоже. Вот так рыбка! Скок да скок — Прыгает морской. (конек) И на суше, и в воде — Носит дом с собой везде. Путешествует без страха В этом доме. (черепаха) Ей не страшен зверь любой — Панцирь носит за спиной. Триста лет живет без страха. Кто же это? (Черепаха) Может рыба-великан Над водой пускать фонтан. Кто же этим знаменит? Житель океана —. (кит) Он огромный, толстокожий, А по виду — с рыбой схожий. Вверх фонтан воды летит — Так приветствует всех. (кит) Что за плащ хвостатый, темный Рассекает в море волны? Осторожно! В нем разряд. Электрический он. (скат) Для себя на дне морском Он клешнями строит дом. Круглый панцирь, десять лап. Догадались? Это. (краб) У нее такая пасть! Каждый может в ней пропасть. Зубы острые сомкнула Рыба хищная —. (акула) Что за шар плывет с шипами, Тихо машет плавниками? Только в руки не возьмешь. Этот шарик —. (рыба-еж) Угадайте, что за кони Мчатся в море от погони? В водорослях скрыться смог Маленький морской. (конек) Этап II В гостях у Сирены «Звуки подводного мира» (учитель логопед) Оборудование: разрезные картинки рыб (аквариумные, пресноводные, морские, Картинки (море, река, аквариум). Картинки один – много (осьминог, дельфин….) Артикуляционная и дыхательная гимнастика. • «Кит выныривает». Широко открыть рот, максимально выдвигать узкий язык вперёд (удерживать 5 сек.) и убирать вглубь рта. • «Кит плывёт». Рот широко открыть, прижать боковые края языка к боковым верхним зубам почти до клыков, поднимать и опускать кончик языка, касаясь верхней и нижней дёсен. - Ребята, смотрите, мелькнуло еще одно морское животное. (Показ на модель дельфина). Да это же. (дельфин). • «Дельфин плещется». Чередование «чашечки» и распластанного языка (дельфины то поднимают, то опускают хвосты). - Киты и дельфины – это млекопитающие животные. Почему животные, а не рыбы? (У них есть лёгкие, они кормят детёнышей молоком, а их хвосты и плавники – это приспособление к жизни в воде). Они обитают у поверхности воды, так как у них нет жабр, им необходимо выплывать, чтобы глотнуть воздух. Давайте покажем, как выныривают дельфины и киты. • «Дельфины и киты». Дети замыкают кисти рук в замок, опускают вниз и делают дыхательное упражнение: вдох носом, пауза (под счёт «раз», «два», «три») и выдох ртом. Игра «Назови ласково» (с массажным мячиком). Логопед, называя слово, бросает ребёнку массажный мячик. Ребёнок, возвращая мячик, называет это слово ласково. Медуза – медузочка, медузонька. Рыба – рыбка, рыбонька…. Черепаха – черепашка. Акула – акулочка. Дельфин – дельфинчик. Осьминог – осьминожек. Плавник – плавничок. Хвост – хвостик… Песок – песочек. Камень – камешек. Этап III Ребусы царя- Нептуна «Вода и песок» (педагог – психолог) Оборудование: песочницы с разным песком (кинестетическим, речным, песок для рисования, наполнение для песочниц и бассейна (палочки, камушки, фантики и др., карточки с ребусами, игрушки для отгадки ребусов, бассейн для игр с водой, Игра «Очистим аквариум» В бассейне для игр с водой насыпан мусор: палочки, камушки, обертка от конфет и плавают рыбки. Дети должны грабельками достать весь мусор из воды, чтобы рыбкам хорошо жилось. «Нарисуй волну» Дети рисуют волну левой и правой рукой по очереди на песке. Игра «Отгадай и найди» Из песка сделаны 5 горок на каждой горке стоит ребус. Дети с помощью педагога – психолога разгадывают ребус и откапывают клад. «Сделай морское животное» Дети должны проявить свою фантазию и из кинестетического песка слепить морское животное Этап IV В аквариуме у Медузы «Активный отдых» (инструктор по Ф. К) Оборудование: игрушки - морские обитатели, мусор (бумага, пластмасса, металл, 3 контейнера для мусора с обозначениями бумага, пластмасса, металл; мягкие мячи для метания по 2 на ребенка, 2 контейнера с изображениями (дельфин и касатка, фонограмма «Краб» (из аудиопособия «Десять мышек» Е. Железнова) и шум моря, обруч на стойках (вход в аквариум). Игра «Расчистим аквариум» Дети пролазят в обруч входят в аквариум, в котором много мусора и не видно животных. Медуза предлагает детям расчистить аквариум по специальной схеме. Весь мусор нужно классифицировать по составу (пластмасса, металл, бумага) и отнести в специальный контейнер с обозначающим знаком. Условие надо взять только один предмет и перенести в контейнер с определенной разметкой. Игра «Накорми морских обитателей» Дети берут по 2 мягких мячика. Перед ними стоят 2 контейнера с изображениями в одном - дельфин, в другом - касатка. Детям предлагается их накормить, но есть Условие: дельфин ест рыбу только с правой руки, а касатка с левой. Упражнение «Краб Ветер дует, задувает, Движение руками влево-вправо. пальму в стороны качает – 2 р. Кисти прижаты друг к другу основаниями и раскачиваются, пальцы растопырены (крона). А под пальмой краб сидит Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни) и клешнями шевелит – 2 р. и шевелят ими. Чайка над водой летает Ладони соединены большими пальцами, разведены в стороны. Дети "машут" ими в воздухе. и за рыбками ныряет. Ладони сомкнуты, чуть округлены и выполняют волнообразные движения. А под пальмой… Под водой на глубине Руки опущены вниз и разведены в стороны. крокодил лежит на дне – 2 р. Лёжа на тыльной стороне одной из рук, «открывают- закрывают рот». Поменяв руки, повторяют движения. А под пальмой. Подвижная игра «Водяной» Для игры дети должны выбрать водящего («водяного») и встать в круг, взявшись за руки. «Водяной» располагается посередине круга, он закрывает глаза и вытягивает руку вперед. Вытянутая рука это указатель. Затем игроки, взявшись за руки, идут по кругу (водяной может крутиться в противоположную сторону) и хором громко произносят: Водяной – Водяной, Что сидишь ты под водой? Выйди на минуточку - Поиграем чуточку: Раз, два, три – гори! После слова «Гори!» все останавливаются и тот игрок, на кого в данный момент указывает рукой водяной выходит в центр круга, исполняет любой номер самодеятельности (танец, песенку, стих) и сам становится водяным. После чего игра повторяется. Существуют и другие варианты правил: После слова «Гори!» водяной с закрытыми глазами должен подойти и осалить игрока, на которого указал рукой. Игроки в это время должны оставаться на месте (но можно уворачиваться от его рук и приседать). Осаленный становится «водяным». Заключительная часть После прохождения всех этапов дети возвращаются в музыкальный зал, а там стоят 2-4 аквариума (изготовленные из картона на 2-4 столах в зависимости от команд). А в центре этих столов разбросан мусор (заранее подготовленные из ткани хвосты, киндер –яйцо с дыркой для хвоста, донышки пластиковых бутылок покрашенные в зеленый цвет и столовые пластмассовые ложки). Инструктор: Ребята, а давайте подумаем, можем - ли мы из этого мусора сделать что – нибудь, что можно запустить в аквариумы. Одна из команд изготавливает золотых рыбок (из киндер –яйца и хвостика, пластилином делают плавнички и глазки, а другая - черепах (из донышка бутылки и ложки, делают из пластилина глазки) Когда аквариумы оживают, черепахи ползают по дну, а рыбки подвешиваются на леску. Итог. Оценка работы детей. Инструктор: Сегодня мы побывали в подводном царстве. Сохраняли и очищали водные ресурсы. Ребята, вам понравилось путешествовать? А что интересного вам запомнилось? Куда бы вы ещё хотели отправиться в следующий раз? (дети отвечают). Мне понравилось, как вы сегодня отвечали, играли… В подводном царстве побывали, рыб и животных морских повстречали. Но в группу нам идти пора, сейчас идём все, не спеша. В качестве поощрения можно показать детям мультфильм Смешарики "Маленькое большое море"
|
|||
|