Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Скифы. Сарматы. Аланы, гунны и авары



Скифы

Итак, кимерийцы не смогли противостоять многочисленным и сплоченным скифам, возглавляли которых цари. Исторические скифы ведут свою историю от племен срубной культуры (последняя треть II-го тыс. до н.э.). Они вытеснили с Южного Причерноморья большую часть кимерийцев и племен катакомбной культуры. Письменные источники древних авторов утверждают, что скифы властвовали над всей Азией. Вспомним Геродота: "Скифы господствовали над Азией и все опустошили... Они взимали дань, но кроме дани осуществляли набеги и грабили, что было у народа. Материалы археологических раскопок и те же письменные источники доносят до нас сведения о том, что в то время в степях между Днепром, Северским Донцом, Доном жили скифы. Это также верно, как и сказанное Геродотом. Все дело в том, что в это время в степях Причерноморья господствовала засуха и скифы вынуждены были откочевать в Азию. Это не было стихийным отступлением перед силами природы, это было плановое переселение, заключавшееся в том, чтобы переселиться на новые места союзом племен, включая и оседлое население - скифов-пахарей. Царские же скифы вели войны и паразитировали на чужих территориях. Понятно, что плохо вооруженные и безлошадные скифы-пахари не могли осуществить поход в Азию, что сделали царские скифы.

На Луганщине в настоящее время выявлено и исследовано не очень много археологических памятников скифского времени. И все же, несмотря на значительный урон, нанесенный скифским захоронениям кладоискателями, мы имеем прекрасные образцы скифской материальной и духовной культуры.

Обширна и география расположения скифских курганов на Луганщине. В селе Пионерском в парном захоронении были найдены скифская стрела и керамический сосуд, в с. Зимогорье Славяносербского района в раннескифском захоронении найдены подвески, бронзовые стрелы, близ с. Смоляниново Новоайдарского района найдены золотые подвески, серьги. Различные предметы скифского времени выявлены также у с. Сосновка Новопсковского района, с. Бутовка Старобельского района.

Но наиболее интересные и ценные памятники скифской культуры найдены при раскопках скифского захоронения у г. Перевальска. Это железный меч - акинак с рукоятью, обтянутой золотой фольгой с тиснением оленя, бронзовый казан, железное зеркало, женское монисто. Как правило, скифское захоронение было впускным в курган, где были захоронены останки людей более древних культур (эпох).

Материалы археологических исследований, случайные находки скифского времени вместе с письменными источниками древнеантичных авторов помогают реконструировать жизнь, быт, религию и культуру Скифии. Анализ находок скифского времени говорит о том, что скифы были прежде всего воинами, а отсутствие стоянок, городищ, жилищ свидетельствует в пользу теории о кочевом образе жизни у скифов. Скифская материальная культура подвергалась влиянию эллинской культуры, в особенности при изготовлении украшений, конской сбруи, оружия. Скифы были хорошими металлургами, умели обрабатывать металл способом ковки, цементировать металлические предметы, в особенности оружие. Это были большие достижения. Достаточно вспомнить, что Луганский литейно-пушечный завод был закрыт в связи с отсутствием качественной железной руды местного происхождения. А скифы умели добывать руду из болотных залежей.

Скифское царство, возникшее в 5 ст. до н.э., было одним из первых образований в Восточной Европе, основанных на завоеваниях с целью эксплуатации других племенных союзов. Однако заключительный этап истории скифов был не таким удачным, как ее начало. Уже в 3-4 ст. до н.э. территория скифов ограничивалась Крымом и берегами Днепра. Причина этому - появление на политической арене сарматов.

Сарматы

На рубеже 5-4 ст. до н.э. мирные отношения между скифскими и сарматскими племенами дали трещину. Начался период интенсивного проникновения сарматов на земли скифов. В низовьях Дона, на правобережье Северского Донца открыты сарматские памятники, которые относятся к третьей четверти 4 ст. до н.э. Восточные соседи скифов - сарматы (савроматы), близкие им по укладу жизни, постепенно овладевали землями скифов, вытесняя их в степи Крыма, а часть их была уничтожена.

О военных столкновениях скифов и сарматов, кроме письменных работ Полибия, рассказывает легенда о Амаче - жене сарматского царя, которую херсонесцы призвали на помощь в борьбе со скифами.

В географии Страбона (65 г. до н.э. - 25 г. н.э.) впервые появляются наименования отдельных племен - сарматов: языги, роксоланы, аорсы, сираки. Аорсы и сираки жили на востоке от Дона, роксоланы - за Днепром. Все они вели беспрерывные войны. Об этом свидетельствуют не только письменные источники, но и археологические исследования. О воинственности сарматских племен говорил Геродот: "Сарматские женщины, - писал он, - стреляют из лука, метают дротики, вместе с мужчинами ездят на охоту и в военные походы, одеваясь в мужскую одежду". Геродот утверждал, что ни одна сарматская девушка не могла выйти замуж до тех пор, пока не убьет врага. Можно предположить, что мифологические амазонки и есть женщины-сарматки, а коль есть роксоланы и роксоланки, то почему это не украинки?! Ведь жили роксоланы на берегу Днепра...

Первые находки сарматской культуры в крае относятся к 1892 г., когда у с. Подгоровка, что около Старобельска, пастухами был найден клад из 193 серебряных, позолоченных бляшек, найдены также серебряная трубочка и кольцо конской сбруи, большой серебряный фалар (сосуд) с изображением барса, быка и кабана. В этом году в с. Нещеретово Белокуракинского района были также найдены интересные вещи сарматского происхождения. В 1928-1929 гг. при исследовании сарматского захоронения были найдены остатки меча с навершением на рукояти, две серебряные фляги, одна из которых украшена серебряною гемою в золотой оправе. На восьмигранном сердолике вырезана фигура козла. Это позволяет утверждать, что так называемый звериный стиль присущ не только скифам, но и сарматам. Очень интересным для воссоздания образа сарматской женщины стало исследование женского захоронения близ Сватово. Могила была облицована дубовыми досками. Женщина была одета в платье малинового цвета, рукава короткие, подол длинный, спускается приблизительно на 20-30 см ниже колен. На шее было утонченной формы намисто, украшенное кроваво-красными альмандинами и перлинами. В верхней части одежды шел ряд пришитых на ткань маленьких бляшек в форме четырехугольных розеток, украшенных зеленой эмалью. Подол платья выткан золотыми нитками. Края рукава украшены пришитыми на ткань кругленькими золотыми бляшками. На верхней части правой и левой руки, а также около кисти левой руки найдено по одному золотому браслету, которые соединены между собой трубочкой. Очень важные находки сарматского времени были найдены при исследовании курганов у с. Лимаревка Беловодского района в начале 90-х годов. Среди памятников материальной культуры сарматов - железный кельт - тесло с остатками дерева от рукояти, жаровня с придонной частью большого лепного сосуда с невысокой расширенной горловиной, 4 золотых трехгранных обоймы, деревянная посудина эллипсовидной формы, меч, металлическая пряжка, две золотые обоймы ремня, костное кольцо.

В последние столетия до н.э. по мере проникновения сарматов в Северное Причерноморье, где они соприкасались с культурой Прикубанья и античных городов, в искусстве сарматов наметилось два направления, которые разнятся между собой как содержанием, так и техникой выполнения и стиля. Во 2-1 ст. до н.э. особое внимание уделялось войсковому снаряжению конного воина. В это время появляется новый вид украшения конской уздечки и панциря - фалары и умбоны, в художественном решении которых соединяются восточные и античные элементы.

Не позднее третьей четверти 1 ст. до н.э. на Дону и в степях Северного Причерноморья появляется новое кочевое объединение - аланы, вытеснившее все остальные племена сарматов.

Аланы, гунны и авары

В конце 4 ст. н.э. по донецким степям огнем и мечом пронеслись полчища гуннов, которые положили начало многочисленным набегам и азиатским вторжениям в Европу. Войско гуннов постепенно продвигалось к Дону и в 375 г. разгромило готское государство. Прошли гунны и по землям аланов, многих из которых уничтожили, других подчинили себе. С нашествием гуннов оборвалась история самостоятельных ирано-язычных кочевников.

Вместе с тем, упоминание об аланах встречается в 378 г. Речь идет об участии аланских племен в битве при Андреанополе. В результате этой битвы аланы вынуждены были отойти за Дон и Северский Донец. Другая группа аланов откочевала на земли бассейна Северского Донца после поражения в 735 г. от арабов. Эти группы объединились с постоянно жившими здесь племенами и образовали салтово-маяцкую культуру. Свое наименование культура получила от 2-х памятников Маяцкого городища и Салтовского могильника, расположенных на берегах Северского Донца. Тем временем междоусобная борьба за власть у гуннов, восстания порабощенных ими народов обессилили это объединение и в 5 ст. из Азии пришли новые завоеватели - авары, занявшие их земли и покорившие европейские племена, в т.ч. и славян. Но германцы и славяне, объединившись, уничтожили авар. Это событие случилось так быстро, что у славян сложилась притча: "Погибоши аки обры", (обры - то же, что и авары). Однако уничтожение авар не остановило вал с востока: вначале появились угры и хазары, затем печенеги, торки, половцы. Почти на протяжении тысячелетия донецкие степи были ареной нескончаемых боев. Начиная с гуннов, Азия, через Кавказ, посылала в Европу одно кочевое племя за другим. Кочевники располагались у Черного моря, в степных просторах, не входя в леса.

Археологические исследования показали, что в 8-9 ст. н.э. степи бассейна Северского Донца были интенсивно заселены кочевыми и полуоседлыми племенами, входящими в хазарский каганат. Их кочевья и стойбища выявлены по берегам рек Айдара, Красной, Луганчика, Лугани, Северского Донца. Здесь племена салтово-маяцкой культуры начали заниматься земледелием под влиянием своих соседей - славян. Об их культуре, экономических связях свидетельствуют находки: славянский боевой топор (с. Пески Новопсковского района), боевой меч (с. Краснянка Кременского района). Праболгары (так именовались племена салтов) умели строить юрты и полуземлянки для жилья. Захоронения салтово-маяцкой культуры были открыты в Маловенделеевке, Айдар-Николаевке Новоайдарского района, в г. Кременная, вблизи пгт. Станично-Луганское. Грунтовой могильник с пятью катакомбными захоронениями, которые были исследованы на правом высоком берегу Донца, вблизи пгт. Станично-Луганское, дает нам представление об уровне материальной и духовной культуры салтовцев.

Каждая катакомба имела специальный лаз, закрытый каменными плитами. В одной из могил найден скелет, сориентированный головой на запад. Одежда захороненного была украшена бронзовыми бляхами, красным поясом. На груди лежало намисто в две - три нитки, которое соединялось бронзовыми спиралями и пластинами, горошины выполнены из горного хрусталя. Утонченной работы были сережки из нанизанных на стержень бусинок, с позолоченной прокладкой. На руках было два бронзовых перстня. Аналогичным были находки в других катакомбах.

Эти памятники свидетельствуют о том, что салтово-маяцкие племена занимались скотоводством, земледелием, были хорошими кузнецами, литейщиками, владели гончарным искусством. Как и другие народы, входившие в хазарский каганат, племена салтово-маяцкой культуры находились в периоде становления феодальных отношений, перехода от кочевого образа жизни к оседлому.

Однако в это время на просторах Северного Причерноморья появляются две силы, которые диктовали народам свои условия. Это славяне и половцы.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.