Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





дневник студента-практиканта;. самоанализа уроков;



- дневник студента-практиканта;

- 2 самоанализа уроков;

- 2 конспекта зачётного воспитательного дела с его психолого-педагогическим обоснованием;
       - сценарии разработанных воспитательных мероприятий;
       - план воспитательной работы (на основе плана классного руководителя);
       - студент самостоятельно и эффективно проводит самостоятельную работу с учащимися, определяет цели и ведущие воспитательные задачи;
        - целесообразно выбирает формы воспитательной работы и способы организации деятельности учащихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, специфики работы детских коллективов. Учитывает уровень подготовленности, развития, воспитанности учащихся, анализирует воспитательную работу;
       - обладает организаторскими способностями воспитателя, широтой кругозора и эрудицией, умением использовать идеи педагогов-новаторов.

ОТЧЕТ ПО ПРАКТИКЕ ДОЛЖЕН СОДЕРЖАТЬ:

- титульный лист;

- содержание,

- введение;

- основная часть;

- заключение;

- список использованных источников;

- приложения (при необходимости).

Во введении должны быть отражены: место, время (срок) и цель прохождения практики.

В основную часть отчета необходимо включить: описание организации работы в процессе практики, описание выполненной работы по разделам программы практики, описание практических задач, решаемых обучающимся за время прохождения практики.

Заключение должно содержать: итоговые выводы по практике, краткое описание компетенций, приобретенных практикантом в период практики, предложения и рекомендации обучающегося, сделанные в ходе практики.

К отчету прилагаются:

- путевка обучающегося-практиканта с индивидуальным заданием представляется при прохождении практики обучающимися в структурных подразделениях КФУ, в профильных организациях;

- дневник практиканта. Дневник включает в себя краткое описание содержания и выполнения работ во время прохождения практики, с отметкой о выполнении руководителем практики от профильной организации.

Требования к структуре и содержанию отчета (не менее 30 страниц) по учебно-ознакомительной практике:

- титульный лист;

- содержание;

- введение;

- основная часть (общие сведения организационная структура образовательного учреждения, нормативные документы, педагогический состав, краткий план посещенного урока, внеурочного мероприятия, план-конспект внеурочного мероприятия, подготовленного и организованного под руководством педагога);

- заключение;

- список использованных источников;

- приложение (при необходимости).

 

 

 

 

ДЛЯ ЭТОГО:

1. Ознакомление со структурой образовательного учреждения.

2. Изучение нормативно-правовой документации образовательного учреждения

3. Полное владение информацией о базе практики, с проблемами и перспективами ее развития, традициями, с работой учителя, классного руководителя, потенциалом кабинета педагога, его назначением и ролью в обеспечении учебно-воспитательного процесса. 

4. Посещение уроков разных типов с применением разнообразных методов и средств обучения. Посещение воспитательных мероприятий.

5. Анализ хода посещенных уроков и внеурочных мероприятий.

6. Участие в подготовке и проведении внеурочного мероприятия под руководством педагога. (написать 2 конспект воспитательного мероприятия и самоанализ воспитательного мероприятия)

7.  Ведение и оформление дневника практики с фиксацией дат и краткого содержания деятельности во время прохождения практики.

8.  Подготовка и оформление отчета по практике.

9. Подведение итогов учебной (учебно-ознакомительной) практики в образовательном учреждении.

10. Расписание уроков.

11. Анализ одного урока.

12. Анализ ДВУХ внеклассных мероприятий.

13. 2 конспекта зачётного воспитательного дела с его психолого-педагогическим обоснованием;
       - сценарии разработанных воспитательных мероприятий;
       - план воспитательной работы (на основе плана классного руководителя);

14. Список класса.

15. Характеристика класса.

16. Педагогическое выступление на географическом кружке.

17. Дидактический материал к уроку.

18.  Характеристика (отзыв) деятельности студента.

 

Содержание деятельности студентов

        
       1.Знакомство с постановкой учебно-воспитательного процесса в школе. Изучение опыта работы классных руководителей, учителей-предметников.
       2.Наблюдение за работой кружков факультативов. Участие в установочных конференциях в школе, вузе. Сбор сведений об учащихся класса. Посещение и анализ школьных КТД .

       3.Знакомство со школьной документацией, сбор сведений об учащихся. Беседы с учителями представителями администрации, руководителями кружков, факультативов. Изучение школьной документации: планов работы школы, журналов, личных дел учащихся, карточек, отражающих их читательские интересы. Работа с педагогическими дневниками. Экскурсии по школе.  
       4.Знакомство со спецификой учителей-предметников и классных руководителей. Всестороннее изучение каждого воспитанника в классе.

5. Составление диагностической карты и характеристик класса и отдельных учеников. Посещение уроков, коллективных творческих дел (КТД), методы обобщенных характеристик, ранжирования оценочных шкал, социометрии, парного сравнения и др. Дежурство по школе.

       6.Участие в подготовке и проведении внеклассных воспитательных занятий. Составление планов воспитательной работы со школьниками на период практики. Формулирование педагогических задач и включение учащихся в их выполнение. Беседы с учителями-предметниками, классными руководителями, психологами, социологами, заместительными директора по воспитательной части, посещение коллективных творческих дел. Встречи с активом класса, классными руководителями. Работа в методических кабинетах, музеях.  
       7. Включение школьников в подготовку и проведение различных форм воспитательной деятельности. Участие в анализе проводимых воспитательных дел.
       8. Проведение зачетных воспитательных дел. Разработка списка поручений школьникам по подготовке и проведению классных часов. Работа с дневниками педпрактики.
       Формы воспитательных дел: викторины, праздники вечера, экскурсии, конференции, конкурсы, ролевые игры и т.д. Работа с дневниками педпрактики. Посещение и анализ воспитательных дел.
       9. Анализ и обобщение передового педагогического опыта. Участие в заключительных конференциях в школе и вузе. Подготовка отчетов по итогам педпрактики. Информационно-педагогические модули по отражению передового опыта школы, отдельных учителей и классных руководителей подготовка докладов, сообщений, отчетной документации. Сценарии зачетных воспитательных дел. Самоанализ педагогической деятельности.

Знакомство с организацией учебно-воспитательного процесса в школе
            Студенты знакомятся со школой, её традициями. Посещают различные учебные кабинеты, знакомятся с их методическими материалами. Наблюдают за работой музеев, кружков, факультативов, спортивных секций, групп продлённого дня. Изучают внеклассную деятельность по учебным предметам и воспитательную работу классных руководителей. Участвуют в собраниях в школе, беседуют с администрацией школы, классными руководителями, психологом, социальным педагогом, библиотекарем и другими педагогическими работниками школы. Знакомятся с едиными требованиями, установленными в учебном заведении.
            Студенты распределяются по классам в качестве классных руководителей. Знакомятся с содержанием воспитательной работы в классе. Изучают виды планирования в школе. Встречаются с учащимися, проводят первые беседы с активом класса, отдельными школьниками.
            Знакомятся со школьной документацией: классными журналами, дневниками, личными делами учеников, медицинскими картами, тетрадями, творческими работами и т.д. Заполняют диагностическую карту сведений об учащихся. Посещают различные уроки учителей и воспитательные занятия классных руководителей с целью лучшего запоминания и изучения школьников.
            Студенты участвуют в консультациях, проводимых вузовскими преподавателями и школьными учителями, классными руководителями. Фиксируют полученные данные в педагогических дневниках. Составляют индивидуальные планы учебно-воспитательной работы на период педпрактики.
             
            Студенты изучают школьников, используя различные формы: посещают уроки, воспитательные дела, участвуют в дежурстве классов по школе, беседуют с активом ученического коллектива. Они применяют разные методы изучения учащихся: метод обобщённых независимых характеристик, метод ранжирования, оценочных шкал, социометрию, парное сравнение, моделирование, психолого-педагогический эксперимент и др.
            Кроме того, студенты изучают школьную документацию с целью выяснения уровня обученности и воспитанности школьников, беседуют с учителями-предметниками, классными руководителями, родителями.
            Полученные сведения об учащихся практиканты вносят в диагностическую карту, которая представляет собой комплекс социально-демографических, психолого-педагогических и медико-биологических данных о каждом ученике. Изучение школьников с помощью предложенного учебного средства - диагностической карты сокращает рабочее время классных руководителей и студентов, способствует возрастанию скорости принятия педагогических решений.
            Рекомендуется следующий алгоритм действий: обобщение признака по вертикали, выделение доминирующих показателей, оценка состояния: отклонения от нормы, требований, условий и т.д., обнаружение связи между признаками, определение способов проверки результатов воспитательного процесса, корректировка действий.
            Работа с диагностической картой способствует приобретению ряда профессиональных умений: изучать школьников, выделять различные типы (талантливых, трудновоспитуемых и др.), сравнивать полученные сведения об учащихся, формулировать педагогические задачи, заполнять диагностическую карту.
             Вопросы целеполагания в ходе педагогической практики
            Студенты осознают на практике конкретные цели своей педагогической деятельности, т.к. 'цель пускает в ход процесс'. Знакомятся с логикой педагогического целеполагания: освоение извне заданных целей, актуализация содержательной сущности цели, анализ состояния педагогической системы, определение цели в конкретных условиях, выбор средств достижения цели, трансформация педагогических целей в цели деятельности учащихся. Практиканты учатся ставить разнохарактерные задачи: перспективные, текущие, кратковременные, оперативные и др.
            В ходе педпрактики студенты приобретают умения в решении педагогических задач:
            - приоритет цели всестороннего гармонического развития личности школьника по отношению к любым текущим воспитательным задачам, вытекающим из характеристики класса;
            - необходимость выдвигать и решать комплекс задач; параллельное решение нескольких задач;
            - формулирование и решение индивидуальных воспитательных задач в рамках общешкольных;
            - связывать цель, средство, результат;
            - решение задач разными способами;
            - включение школьников в формулирование задач;
            - определение условий выполнения поставленных целей и задач.
            Владение технологией планирования педагогической деятельности
             
            Студенты знакомятся с различными видами планов (общешкольным, классных руководителей, ученических объединений, руководителей кружков, факультативов, воспитателей групп продлённого дня и др.), внеклассной воспитательной работы. Планы анализируются с учётом принципов воспитания, педагогических задач, содержания работы со школьниками, а также методов, форм и средств воспитания. Обсуждаются на семинарах различные виды, формы планов, их структура. Уделяется внимание тематическому планированию отдельных коллективных творческих дел.
            Практиканты составляют индивидуальные планы воспитательной работы с учащимися определённого возраста на период педпрактики. Учитывают основные принципы планирования: научности, оптимальности, перспективности, конкретности, реальности, преемственности, управляемости. Изучаются источники планирования и некоторые виды работы над ними (анализ документов и материалов, характеристика класса, текущие события в России и зарубежных странах, передовой педагогический опыт и т.д.).
            Студенты вовлекают школьников в составление плана воспитательной работы, проводят беседы, конкурсы на лучшее предложения в план работы класса. В планировании учитываются все направления гармонического развития личности; умственное, физическое, трудовое, нравственное, эстетическое и др. - один вариант плана. Другой вариант планирования по видам деятельности учащихся: учебная, трудовая, спортивная, общественная, художественно-творческая, игровая и т.д. Третий вариант - по ведущим воспитательным задачам. Четвёртый вариант - перспективный план работы по направлениям деятельности с коллективом класса.
            При составлении планов студенты придерживаются определённой структуры: характеристика класса, педагогические задачи, соответствующие возрасту и уровню воспитанности школьников, календарь основных видов развивающей деятельности, недельный план классного руководителя (текущие дела), дневниковые записи, личный творческий план классного руководителя.
            Кроме того, на практике отрабатывается алгоритм тематического планирования отдельного воспитательного дела: формулирование темы, постановка задач, выбор формы проведения, составление плана подготовки и проведения воспитательного дела, назначение места и времени проведения занятия, продумывание оборудования, оформления и литературы, необходимой для определения содержания, выбор формы учёта результатов проведённого воспитательного дела.
            Тщательно продуманная методика планирования позволяет студентам преодолеть формализм в осуществлении педагогической деятельности.
            Организация воспитательной работы со школьниками и их родителями
            В процессе учебно-ознакомительной педпрактики студенты овладевают технологией развивающей деятельности учащихся. Содержание работы зависит от курса обучения. Общие направления деятельности практикантов:
            - обсуждается характер воспитательных дел со школьниками на основе составленного индивидуального плана работы;
            - уточняется зависимость развития коллектива класса от позиции классного руководителя (излишняя внешняя регламентация учащихся, совпадение или несовпадение целей воспитания с интересами школьников, совмещение позиции классного руководителя с саморегуляцией воспитанников, осознание воспитателем путей разрешения возникающих противоречий в начальный период практики);
            - школьники включаются в подготовку увлекательных воспитательных дел на основе типовой модели развивающей деятельности. Она позволяет реализовать общие методы воспитания, включить всех участников в многократное выполнение таких организационных операций и действий, которые в конечном итоге формируют опыт, необходимый в будущей взрослой деятельности.
            Основные действия включают: создание творческих групп, разработка плана предстоящего дела, составление списка подготовительных средств, дел, предметов, материалов, необходимых для осуществления программы, распределение поручении всем учащимся, включение школьников в различные виды деятельности по подготовке воспитательного занятия, его проведение и последующий анализ.
            Студенты участвуют в подготовке и проведении всех воспитательных дел, предусмотренных планом классного руководителя и своим индивидуальным. Проводят одно открытое зачётное воспитательное дело с приглашением всех студентов, проходящих практику в данной школе, руководителей педпрактики. Работают с двумя-тремя слабоуспевающими учениками (индивидуальные беседы, дополнительные занятия, беседы с родителями, посещение школьников на дому и т.д.).
            Студенты организуют систему работы по различным направлениям воспитания с целью гармоничного развития учащихся. Осуществляют профориентационную деятельность с учётом интереса и возраста личности школьника. Проводятся классные часы в разных формах. Готовятся сообщения для выступлений на родительских собраниях. Принимают участие в работе кружков, секций, студий с учетом своих творческих способностей. Студенты овладевают специфическими воспитательными умениями: организовывать различные виды деятельности со школьниками, учитывать интересы и потребности учащихся, преодолевать односторонность педагогической работы, общаться с активом класса, осуществлять контроль за выполнением поручений, пользоваться различными методами и средствами воспитания.
             Учебная и внеклассная работа по предмету специальности (воспитательный аспект)
             
            Ставятся и решаются воспитательные задачи в ходе учебного процесса, готовится дидактический материал к урокам различной тематики с учётом эстетических и нравственных требований к содержанию и оформлению, анализируются уроки однокурсников с выявлением умений формулировать и решать воспитательные задачи, общаться со школьниками разного уровня воспитанности, находить контакт в зависимости от возраста. Формируются умения готовить и проводить внеклассные воспитательные дела по предмету специальности (конференции, вечера, экскурсии и т.д.). Используются творческие способности в оформлении кабинетов и подготовке оборудования.
             Анализ педагогического опыта и обобщение передового опыта работы учителей и классных руководителей
            Студенты изучают и анализируют передовой педагогический опыт учителей-предметников, классных руководителей, опыт своих однокурсников. Учатся обобщать личный опыт деятельности, намечают пути его корректировки. Посещают уроки, коллективные творческие дела с последующим их обсуждением, отмечают находки учителей, классных руководителей. Интересный опыт заносится в информационно-педагогический модуль (компактная форма научно-исследовательского или эмпирического сообщения без потери существенного смысла). В основу характеристик опыта кладется принцип целостного его отражения, т.е. включение всех его разновидностей (передовой, новаторский, массовый, индивидуальный, негативный и т.д.). Проявляется интерес к различным направлениям деятельности учителей-предметников и классных руководителей: методика общения с учащимися разных возрастов, воспитание дисциплинированности школьников на всех этапах учебно-воспитательного процесса, выбор адекватных поступкам учеников методов и средств педагогического воздействия, организация педагогического просвещения родителей.
            Задания на учебно-ознакомительную педагогическую практику
             Содержание деятельности студентов
ДЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТУДЕНТА

МОЖНО ВЗЯТЬ ФРАЗЫ ОТСЮДА:

В ходе практики студент-практикант акцентирует свое внимание на правильном определении целей и задач каждого воспитательного мероприятия, учитывает жизненные ситуации в классе, школе, возрастные и индивидуальные особенности детей данного класса, их интересы, разнообразие форм воспитательной работы с детьми, разные виды деятельности.
            Важнейшими свойствами воспитательного процесса выступают его динамизм, мобильность, изменчивость.
            Своеобразным является и понятие результата в воспитательной работе. Если на уроке учитель сразу же видит первичные результаты своей работы: дети поняли объясняемое, могут воспроизвести, умеют увидеть изучаемое явление и т.д., то в воспитательной работе он не столь очевиден и не всегда может быть ясно зафиксирован практикантом в процессе практики.
            Воспитательная работа требует от студента определенной готовности. Готовность студента к этому виду педагогической деятельности определяется как сложное личностное психическое образование и как определенное психическое состояние.
            Профессионально значимое личностное образование это:
            - положительное отношение к воспитательной деятельности, достаточно устойчивые мотивы деятельности;
            - профессионально значимые черты характера и способности;
            - педагогически ориентированные особенности восприятия, внимания, мышления, памяти, динамизм и устойчивость эмоционально-волевых процессов;
            - соответствующие знания, умения, навыки и нравственно-эстетические установки.
            Психическое состояние складывается из совокупности следующих компонентов:
            - мотивационных (потребность успешно выполнить задания практики, интерес к процессу их решения, стремление добиться положительных результатов);
            - познавательных (понимание воспитательных задач, оценка их значимости, знание способов решения и возникающих проблем);
            - процессуальных (вооруженность необходимыми умениями и навыками реализации воспитательных задач, умение конструировать необходимые ситуации);
            - эмоционально-волевых (чувство ответственности и долга, уверенность в успехе, мобилизация сил, терпимость и терпеливость).
            В процессе педпрактики у студентов формируются следующие профессионально-педагогические умения:
            - анализировать состояние учебно-воспитательного процесса в школе;
            - изучать коллектив учащихся и личность каждого члена коллектива, использовать различные методы изучения школьников;
            - формулировать разнохарактерные педагогические задачи (перспективные, текущие, кратковременные, оперативные и др.);
            - устанавливать контакты с различными группами школьников;
            - принимать решения на основе полученных характеристик учащихся;
            - планировать воспитательную деятельность (изучать опыт работы, составлять индивидуальные планы воспитательной работы с учащимися, опираться на различные источники планирования);
            - изучать цели проведения занятий в кружках, музеях, спортивных секциях, группах продленного дня.
            Учебно-ознакомительная педагогическая практика даёт возможность студенту корректировать содержание программы профессионального становления в сторону её индивидуализации. С этой целью студенты активно включаются в постановку и осмысление целей и задач педпрактики, её особенностей и содержания, в прогнозирование конечных результатов.
            Учебно-ознакомительная педагогическая практика помогает выявить наличие необходимых для выбранной профессии качеств личности, установить уровень овладения технологиями педагогической диагностики, постановки педагогических задач, организации развивающей деятельности и т. д.
            Важным условием совершенствования учебно-ознакомительной педагогической практики является чёткая постановка целей и задач, определение её содержания.
             
             
            Специфика воспитательной работы в новых условиях выражается в следующих направлениях:
            - овладение методикой вне контекстных операций с понятиями по технологии воспитания;
            - использование методов науки в практике учебно-воспитательной работы;
            - осуществление межпредметных связей в ходе практики (педагогика, психология, методика преподавания, физиология и др.);
            - знакомство практикантов с работой Банка психолого-педагогических данных;
            - организация развивающей деятельности школьников как компонента их образа жизни;
            - изучение современного состояния учебно-воспитательной работы в различных типах учебных заведений;
            - изучение материалов педагогических изданий и др.
            С учётом вышеуказанных и других целей и направлений деятельности студентов формулируются конкретные задачи педпрактики студентов в зависимости от курса обучения.
            Задачи, решаемые студентами:
            - изучение учащихся с помощью диагностической карты и составление их характеристик, диагностика их уровня воспитанности;
            - формулирование собственно педагогических задач (СПЗ-задач на изменение ученика, перевод его из одного состояния в другое) и функциональной педагогической задачи (проведение различных воспитательных дел);
            - планирование воспитательной деятельности со школьниками;
            - проведение индивидуальных бесед с родителями отдельных учеников;
            - самостоятельная подготовка различных видов развивающей деятельности учащихся и др.
            Профессиональному самовоспитанию способствует решение студентами таких задач, как саморазвитие профессиональных умений и навыков на основе своей типологической принадлежности к одной из групп студентов, развитие интереса к педагогической профессии, а также профессионально значимых качеств личности с учетом их неравномерности, доминант и дефицита; воспитание потребности в самообразовании и в самовоспитании, формирование умений анализировать содержание воспитательной работы.
            Кроме того, решаются задачи, направленные на формирование активности студента в профессиональном становлении: выявление пробелов в своем профессионализме с целью доучивания, развитие самостоятельности студентов, выражающейся в демократическом стиле отношений, педагогике сотрудничества, осмысление, закрепление и обогащение психолого-педагогических и специальных знаний, овладение исследовательскими приемами осуществления педагогической деятельности, самовоспитание профессионально значимых качеств личности учителя, выработка творческого подхода к. воспитательной деятельности.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.