Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Принятие христианства.



                            Принятие христианства.

Многобожие, традиции родового строя с кровной местью, человеческие жертвоприношения перестали соответствовать изменившимся условиям общественной жизни. Для Руси доводом в пользу крещения из Византии  были тесные экономические, политические , культурные связи с этим государством.В то же время обращение в христианство было стандартной практикой Византии в отношениях с воинственными народами-язычниками . В IX веке попытки христианизации  предпринимались в отношении Великой Моравии   и Болгарии (864—920). Путём крещения правящей верхушки Византия стремилась закрепить государства язычников в своей сфере влияния и уменьшить опасность военных конфликтов на своих границах.

После  нападения  русов на Константинополь  (860) та же тактика была применена в отношении Киевской Руси, для чего Константинопольский патриарх Фотий I направил миссионеров в Киев.  По некоторым данным, в это время были крещены киевские князья Аскольди Дир c «боярами» и некоторым количеством народа  Эти события иногда именуют первым (Фотиевым, или Аскольдовым) крещением Руси. По другим источникам, первое крещение на Руси произошло во времена Василия I (867—886) и патриарха Игнатия (867—877).

Первым правителем Киевской Руси, официально принявшим христианство византийского обряда, стала княгиня Ольга  (по наиболее аргументированной версии, в 957 году). В 957 году Ольга с большим посольством нанесла официальный визит в Константинополь, известный по описанию придворных церемоний императором Константином Багрянородным в сочинении «Церемонии», причем её сопровождал священник Григорий. Император именует Ольгу правительницей  (архонтиссой) Руси, имя её сына Святослава (в перечислении свиты указаны «люди Святослава») упоминается без титула. Ольга добивалась крещения и признания Византией Руси как равной христианской  империи. При крещении она получила имя Елена. Однако, по мнению ряда историков, о союзе удалось договориться не сразу. В 959 году Ольга приняла греческое посольство, но отказалась послать в помощь Византии войско. В том же году она отправила послов к германскому императору Оттону I с просьбой прислать епископов и священников и учредить церковь  на Руси. Эта попытка сыграть на противоречиях между Византией и Германией оказалась успешной, Константинополь пошёл на уступки, заключив взаимовыгодный договор, а германское посольство во главе с епископом Адальбертом  Магдебургским вернулось назад ни с чем, некоторые из его участников были убиты. В 960 году в помощь грекам отправилось русское войско, воевавшее на Крите против арабов под руководством будущего императора Никифора Фоки.                                  Данные археологии подтверждают начало распространения христианства до официального акта крещения Руси. Начало христианизации Руси документируется распространением христианских древностей — крестов-привесок (нательных крестов), свечей и др. — в основном в дружинных погребальных комплексах. Они  фиксируются уже с середины — третьей четверти Х века  в сети узловых пунктов Древнерусского государства — в городах  и на погостах . Известны монеты (византийские с христианскими изображениями и восточные, саманидские дирхемы) с нанесёнными на них (на Руси) граффити, передающими крест и молот Тора. Такие византийские монеты носились как иконы. Кроме того, кресты вырезались из дирхемов.. Для начальной стадии христианизации (середина — вторая половина Х века) характерны крестовидные подвески из листового серебра, включая вырезанные из дирхемов.. Потоки монет на международных путях контролировала и распределяла княжеская дружина, религия которой становилась синкретичной. Эту дохристианскую эпоху, в отличие от более поздней, и можно считать периодом «двоеверия». В некоторых захоронениях знати, совершённых в языческих некрополях X века в специальных деревянных «камерах», углублённых в землю, найдены свечи, отражающиехристианские  элементы погребального обряда.

Согласно «Повести временных лет», до крещения князя Владимира имело место «испытание вер». В 986году к князю  прибыли послы от волжских булгар, предложившие ему перейти в ислам. Когда они рассказали князю об обрядах, которые необходимо соблюдать, в том числе и о запрете на питьё вина, Владимир ответил знаменитой фразой: «Руси есть веселие пити», после чего отверг предложение булгар.

После булгар пришли немцы (иностранцы) из Рима, посланные Римским папой. Те заявляли, что у них был пост по силе: «если кто пьёт или ест, то всё во славу божию». Однако Владимир отослал их, сказав им: «Идите,откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого».

Следующими были хазарские иудеи, предлагавшие Владимиру принять иудаизм. В ответ на это он, зная,  что Хазариябыла разгромлена его отцом Святославом,спросил, где их земля. Хазары были вынуждены признаться, что у них нет своей земли — Бог рассеял их по другим странам. Владимир отказался от иудаизма.

Затем на Русь прибыл византиец, которого русский летописец за мудрость назвал Философом. Он рассказал русскому князю о библейской истории и христианской вере. Однако Владимир ещё не принял окончательного решения и советовался со своими ближайшими боярами. Было решено дополнительно испытать  веру, побывав на богослужениях у мусульман, у немцев и у греков. Когда после посещения Константинополя посланники вернулись в Киев, они с восторгом сообщили князю: «Не ведали, где мыесть — на небе или на земле». В итоге Владимир сделал выбор в пользу христианства по греческому обряду

Согласно  «Повести временных лет», в 6496лето от сотворения мира (то есть приблизительно в 988 году н. э) киевский  князь Владимир Святославич принял решение креститься от Константинопольской Церкви. После чего, в царствование  императоров Василия II и КонстантинаVIII Багрянородныхприсланное Константинопольским Патриархом Николаем II Хрисовергом духовенство крестило киевских людей в водах Днепраи (или) Почайны. Многие историки относят крещение самого Владимира к 987 году. По византийским и арабским источникам, в 987 году Константинополь заключает с Русью союз для подавления мятежа Варды Фоки. Условием князя была рука царевны Анны, сестры императоров Василия и Константина, — требование крайне унизительное для ромейских василевсов. Тогда в разгар войны с Вардой  Фокой Владимир напал на Корсунь и овладел им, угрожая Царьграду. Императоры соглашаются отдать Анну за князя при условии предварительного крещения Владимира, который нарекается именем Василия — в честь своего восприемника императора Василия II.

Последнее сообщение, вероятно, — обратный перевод из «Повести временных лет»  В целом в византийской литературе событие   988 года осталось практически незамеченным, поскольку, по представлениям греков, обращение Руси произошло столетием раньше.

В русских летописных источниках фигурирует несколько разных имён первого Киевского митрополита. В Русской  Церкви в XVI веке утвердилась традиция считать им греческого (или сирийского) митрополита Михаила (Сириянина), который  в месяцеслове именуется «первым  митрополитом Киевским». Митрополиту Михаилу приписывается заслуга основания Златоверхо-Михайловского монастыря в Киеве, а прибывшим с ним монахам — основание монастыря, получившего впоследствии название Киево-Межигорского.

На части территорий  христианство насаждалось силой. Разрушались культовые сооружения — идолы, капища. Крещение вызвало серьезные конфликты. Однако следует иметь в виду, что сопротивление имело в подавляющем большинстве случаев политический, антикиевский  аспект, а не антихристианский . Имели место и другие факторы: социальный, культурный, бытовой и др.; при этом религиозный фактор  играл вовсе не главенствующую роль.

Так, согласно сообщению Иоакимовской  летописи, подтверждённому археологическими  данными XX века, Новгород оказал активное сопротивление  введению  христианства: он был крещён в 990 году епископом Иоакимоми новгородским посадником Воробьём Стояновичем при военной помощи киевского воеводы Добрыни(брат матери князя  Владимира — Малуши) и тысяцкого Путяты. В Ростове и Муроме сопротивление  введению  христианства, согласно традиционной  церковной истории, продолжалось до XII века: два первых епископа, посланные в Ростов, были  изгнаны, третий — св. Леонтий— много сделал для утверждения  христианской веры в городе. Сопротивление крещению было также одним из факторов, усиливавших славянскую колонизацию  Северо-Восточной  Руси, в которую переселялись стойкие приверженцы язычества. Окончательно  ростовчане  были крещены только лишь епископом Исаией,восшедшим на кафедру в 1078 году. Принятие христианства как государственной  религии  неизбежно влекло ликвидацию языческих культов, пользовавшихся  до того великокняжеским патронатом.

Духовенство  осуждало языческие обряды и празднества (некоторые из них сохранялись долгое время вследствие того, что  исследователями квалифицируется как религиозный синкретизмили двоеверие). По мнению некоторых авторов, опирающихся на «Повесть временных лет»,«восстание волхвов» в Ростово-Суздальской Руси в 1024 (а также в 1071 году) сопровождалось действиями и убийствами, имевшими ритуальный характер.  Ярослав Мудрый жестоко расправился с волхвами, наведя порядок в даннических областях» ;в 1070-х годах в Новгороде волхв был убит дружиной князя Глеба (это был религиозный и бытовой конфликт, переплетавшийся с борьбой против власти Киева).

Помимо киевской митрополии, епископские кафедры были основаны в пяти городах — Новгороде, Чернигове, Переяславле Южном, Полоцке и Белгороде (ныне село Белогородка Киевской области) Во всех этих городах, кроме Белгорода, к XI веку имелиськаменные храмы. В Белгороде следы каменного строительства выявлены с XII века (церковь Апостолов), но ранее на этом месте находилась деревянная церковь. Во второй половине XI века епархии были основаны в Юрьеве на реке Рось и в Ростове Великом.Первая каменная постройка в РостовеУспенский соборбыл заложен, согласно летописям, в 1161—1162 годах, вместо сгоревшей «чудной» церкви.

По прямым известиям летописей и данным археологии к середине XI века на Руси христианские храмы имелись в 10 городах. Каменные храмы имелись в Киеве — три каменных храма, Новгороде, Чернигове, Тмутаракании, вероятно, в Переяславле Южномпо одной каменной церкви; точное число деревянных неизвестно. Деревянные храмы имелись также во Владимире Волынском, Вышгороде, Ростове, Белгороде и, вероятно, в Полоцке. За вторую половину XI века известно о строительстве ещё 18—19 каменных церквей, к концу XI века фиксируются 13 городов с церквями.

Цивилизационное значение крещения Руси огромно. Известный филолог В. Н. Топоров, оценивая значение принятия христианства для русской цивилизации, пишет:

Эти два события (принятие христианства Русью  и Литвой), сыгравшие исключительную роль в истории этих стран и предопределившие на многие столетия их место в истории, должны расцениваться и как события вселенского характера… Принятие христианства на Руси … приобщило к уже христианскому  миру  наиболее  обширную и самую отдалённую часть единого пространства — Восточную Европу … И каковы бы ни были последующие судьбы  христианства в Восточной Европе, его наследие стало неотменимой составной частью духовной культуры» Славяне заимствовали у Византии каменное зодчество, иконопись, фресковую роспись, житийную литературу, летописание, школу, переписывание книг, орган – но невозможно перепутать восточнославянскую культуру с византийской. Эта культура представляет собой синтез достижений восточного славянства и новой, христианской культуры.                      

В течение продолжительного времени у населения сохранялось двоеверие.- совмещение прежних представлений о мире с элементами христианского мировоззрения и мировосприятия.

Создателями славянского алфавита считаются братья-просветители Кирилл(826-869) и Мефодий (820-885). На основе греческогоуставного письма создали славянскую письменность с добавлением «ж», « ш», «ч » «щ». (Кирилл и Мефодий, скорее всего, создали глаголицу, а их ученик Климент Охридскийкириллицу.). Договор 911г. князя Олега с греками составлен н двух языках – византийском и русском. Найдено более 600 берестяных грамот. В 11 столетии Ярослав Мудрый откроет в Киеве школу, где обучалось не менее 300 детей. Его дочери знали латынь, греческий, сын – 5 языков. В качестве материала для письма использовался пергамент, который был заменен бумагой только в 15-16 столетиях. До 19 в писали чернилами  и киноварью, используя гусиные перья. Пергамент экономили, текст подавали в одну сроку без водораздела, часто слова сокращались. Почерк в 11-13 столетиях называли «уставом», он должен быть четким и торжественным. Книга состояла из тетрадей, сшитых в деревянный переплет, обтянутый тисненной кожей. В 11 в. появляются книги, богато оформленные киноварными буквами и художественными миниатюрами. Переплет оковывали золотом и серебром, украшали жемчугом, драгоценными камнями, финифтью( как «Остромирово Евангелие», «Мстиславово Евангелие» ).                                                                                                               Русская литература сформировалась в первую половину 11 столетия. Ведущую роль в литературном процессе играла церковь, и церковная литература получала широкое развитие. Светская литература появляется в среде господствующего класса, поэтому средневековая литература была элитарной. Жанровое разнообразие было невелико: летопись, житиеи «слово». Древнерусская литература была представлена как переводными, так и оригинальными произведениями. Выбор переводных произведений, обусловленный церковностью, определялся, наряду со Священным Писанием, произведениями раннехристианских отцов церкви 4-6 вв Иоанна Златоуста. Василия Великого, Григория Нисского, Кирилла Иерусалимского. Также переводились произведения массовой литературы – «Хроника Иоанна Малалы», «Христианская топография Косьмы Индикоплова», апокрифы (произведения раннехристианской литературы, не включенные в канон), патерики (произведения отцов церкви, признанных ее святыми). Центральное место среди жанров древнерусской литературы занимает летопись. Этот жанр развивается в 11-18 столетиях, летописанием занимается церковь, специально подготовленные монахи. Летопись могла вестись по конкретному поручению и иметь официальный характер. Но в действительности летописцы проявляли независимость мысли, отражая точку зрения широких народных масс и подвергая критике действия князей. Глубоко патриотична «Повесть временных лет», ее приписывают Нестору, создавшему ее в1113г. Основная идея «Повести…» - единство русской земли. Летописец осуждает княжеские усобицы и кровавые распри. Т.о. Киев – город, в котором возник первый летописный свод, повествующий об истории всего раннефеодального государства. Другим распространенным жанром было «Житие» ( название соответствует греческому «жизнь»).Это жизнеописания знаменитых патриархов, епископов, монахов – основателей тех или иных монастырей. Допускались описания жизни светских людей, но только в тех случаях, когда они признавались церковью святыми. Поэтому жития в науке обозначаются термином «агиография». При составлении житий требовалось выполнять правила :1)неторопливое повествование от первого лица, 2)композиция из 3 частей - с введением, заключением, которое должно было содержать похвалу герою. Он должен быть святым, а отрицательный персонаж – на заднем плане. По преданию, Нестору принадлежит авторство первых дошедших до нас житий.- «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печерского». «Словом» в старину назвали речь. Золотой век этого жанра – 11- 12,уже 13 столетии он приходит в упадок. «Поучение» Владимира Мономаха дошло до нас в Лаврентьевском списке «Повести временных лет». Мономах дает сыновьим ряд моральных наставлений, морализующая тема перерастает в политическое завещание. В конце – автобиография князя.

Таким образом,принятие христианства содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры как наследницы античной традиции. Особенно важным было распространение кириллической письменности, создания и переписывания книг: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры. В то же время, принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное  единство Древнерусского государства. Оно имело большое международное значение, которое заключалось в том, что Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским народам. Племена и народности восточных славян приобщились к средиземноморской цивилизации, которая известна под названием «Византийской » и которая утвердилась в Юго-Восточной Европе и на Ближнем Востоке в качестве синтеза античного и христианского наследия. Это обеспечило древнерусскому обществу доступ к плодам тысячелетнего развития философской мысли, социальных и естественных наук. Русь создала  свои собственные институты  в соответствии с моделью всего европейского сообщества от государства и до епископата, и от школы до суда

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.