|
|||
ДЕТСКИЙ ФУТБОЛ: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ФУТБОЛИСТОВ И ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТАСтр 1 из 2Следующая ⇒ ДЕТСКИЙ ФУТБОЛ: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ФУТБОЛИСТОВ И ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Психологической подготовкой называют процесс, в ходе которого происходит формирование личностных и профессиональных качеств футболистов. Именно поэтому психологическая подготовка спортсменов - неотъемлемая часть многолетней спортивной подготовки, задачами которой является формирование психической устойчивости, целеустремленности, самостоятельности в постановке и реализации целей, принятии решений, воспитании воли. На спортивно-оздоровительном этапе важнейшей задачей психологической подготовки является формирование спортивного интереса, перспективной цели, дисциплины, адекватной самооценки, образного мышления, непроизвольного внимания, психосенсорных процессов. Основные средства психологической подготовки спортсмена -вербальные (словесные) и комплексные.
К вербальным (словесным) относятся лекции, беседы, доклады, идеомоторная, аутогенная и психорегулирующая тренировка.
К комплексным - спортивные и психолого-педагогические упражнения. Методы психологической подготовки спортсменов делятся на сопряженные и специальные.
Сопряженные методы включают общие психолого-педагогические методы, методы моделирования и программирован» соревновательной и тренировочной деятельности.
Специальными методами психологической подготовки являются: стимуляция деятельности в экстремальных условиях, методы психической регуляции, идеомоторных представлений, методы внушения и убеждения.
Выделяют несколько основных направлений в психологической подготовке: 1. воспитание личностных (любовь к спорту и футболу, патриотизм) и волевых качеств (смелость, решительность, умение играть с любым соперником и в трудных условиях, выдержка и т.п.). Так постепенно формируется характер игрока, который в значительной степени будет определять результативность его соревновательной деятельности; 2. развитие психофизиологических процессов, определяющих внимание, восприятие игровых ситуаций, быстроту реагирования и т.д. 3. формирование из группы игроков сплоченной команды, способной решать поставленные перед ней задачи. Важными моментами психологической подготовки является воспитание способности управлять эмоциями и умений готовиться к соревновательной игре. В психологической подготовке нет перерывов, она идет круглый год. В переходном периоде, когда тренировок нет, образ жизни футболистов все равно должен основываться на требованиях футбола.
Психологи установили, что выдающиеся спортсмены характеризуются следующими качествами: · уверенностью; · способностью ставить перед собой цель, знать, как ее достигнуть и в конце концов добиваться этого; · стремлением к совершенству и уверенностью в том, что · способностью сохранять спокойствие в критических ситуациях; · умением сотрудничать с тренером и с партнерами; · истинным профессионализмом; · быть генератором создания «командного духа»; · способностью концентрироваться на игре и не обращать внимания на отрицательные внешние воздействия; · готовностью выполнить большие нагрузки; · умением быстро анализировать и преодолевать неудачи, бороться с трудностями; · стремлением жить в положительных эмоциях и создавать для этого свой «ритуал». Этот ритуал передается от игрока к игроку и включает в себя установку на то, что можно делать в команде и что нежелательно. На практике психологическая подготовка и воспитательная работа реализуются футболистами и тренерами в серии последовательных заданий: · научить юных футболистов ставить реальные цели, и не только кратковременные (на одну тренировку), но и на перспективу; · научить объективно оценивать свои возможности в их достижении, и если что-то не получается, то не искать виноватых среди партнеров, а уметь находить свои недостатки и бороться с самим собой для их устранения.
|
|||
|