|
|||
Человек и социальная среда.
414а (В) – кафедра инженерной педагогики 5.02.13. Человек и социальная среда.
Самосознание – это совокупность умственных процессов, с помощью которых человек осознаёт себя в качестве субъекта соей деятельности. Главная функция – сделать для человека доступными мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять какой он на самом деле, оценить себя.
Самосознание: 1. Самопознание (нацеленность человека на изучение своих физических, душевных, духовных возможностей, качеств, своего места среди людей)
Уровни самопознания: · идентификация – выявление своей схожести с окружающими людьми · соотнесения «я» с «Я» - осознание своей уникальности и индивидуальности (выявление не похожего) 2. Самооценка – оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств, достоинств, недостатков, соотнесение себя с эталоном
Типы самооценки: · адекватная (отвечающая действительности, но таких людей практически нет) · неадекватная (не отвечает реальности): - завышенная (достоинства преувеличиваются, недостатки преуменьшаются) 3. Саморегуляция – частная форма регуляция поведения, включающая в себя результаты самопознания и самооценки. Если личность считает, что всё хорошо, то данный процесс может не начаться
· текущая – осуществляется в данный момент времени («выкрикнуть с места») · перспективная – составляется некий план на время
«Я-концепция» – целостный, хотя не лишённый противоречий образ собственного я, выступающий, как установка по отношению к самому себе Виды: 1) реальное Я – представление человека о себе в настоящее время 2) идеальное Я – каким человек, по его мнению, должен стать, ориентируясь на собственные ценностные нормы 3) динамическое Я – каким человек намерен стать, исходя из желаний самого человека, может меняться в течение месяца. 4) фантастическое Я – крайне не рациональный вид я-концепции, каким бы человек желал стать, если бы это было возможным («было бы… если бы…»)
ФОРМЫ: · Имя · Пол · «Я - хороший» · «Я - хочу» · «Я - могу» · «Я - должен» · «Я – имею право» · «Я – был, есть и буду» - умение личности анализировать прошлое, адекватно оценивать настоящее и планировать будущее Социальная роль – соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе в системе межличностных отношений Освоение ролей – часть процесса социализации личности (освоение языка, освоение норм, правил и т. д.) Социалазация – процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидуумом социального опыта, осуществляемый в обществе и деятельности Социальный статус – конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе Социальный статус: внешнее проявление/внутренние проявления
Уровни ролей: 1. Первый – периферийные атрибуты, которые не влияют ни на восприятие роли, ни на её объективность (вероисповедание – для роли не важно, важно как для личности) 2. Второй – такие атрибуты роли, которые влияют как на восприятие, так и на эффективность роли (наличие у байкера мотоцикла – для этой роли нужен определённый атрибут) 3. Третий – такие атрибуты роли, которые являются решающими для формирования идентичности личности.
Виды статусов: 1. Предписанный – не зависит от усилий и заслуг личности (национальность, место рождения) 2. Приобретённый – определяется усилиями самого человека
1) Естественный – относительно устойчивые характеристики человека(молодой человек/пожилой человек) 2) Профессионально должностной
Когда люди с нами общаются у них есть в отношении нас ролевые ожидания Ролевые ожидания – это то, чего «согласно игры» ждут от этой роли Ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей роли Конфликт ролей – возникает, если одному и тому же человеку предъявляются противоположные социальные требования
|
|||
|