Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Человек и социальная среда.



 

414а (В) – кафедра инженерной педагогики

5.02.13.

Человек и социальная среда.

 

Самосознание – это совокупность умственных процессов, с помощью которых человек осознаёт себя в качестве субъекта соей деятельности.

Главная функция – сделать для человека доступными мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять какой он на самом деле, оценить себя.

 

Самосознание:

1. Самопознание (нацеленность человека на изучение своих физических, душевных, духовных возможностей, качеств, своего места среди людей)

 

Уровни самопознания:

· идентификация – выявление своей схожести с окружающими людьми

· соотнесения «я» с «Я» - осознание своей уникальности и индивидуальности (выявление не похожего)

2. Самооценка – оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств, достоинств, недостатков, соотнесение себя с эталоном

 

Типы самооценки:

· адекватная (отвечающая действительности, но таких людей практически нет)

· неадекватная (не отвечает реальности):

- завышенная (достоинства преувеличиваются, недостатки преуменьшаются)
- заниженная («я не могу», «я не справлюсь» иногда связана с пассивностью и инфантильностью, дабы не брать ответственности ... )

3. Саморегуляция – частная форма регуляция поведения, включающая в себя результаты самопознания и самооценки. Если личность считает, что всё хорошо, то данный процесс может не начаться

 

· текущая – осуществляется в данный момент времени («выкрикнуть с места»)

· перспективная – составляется некий план на время


 

«Я-концепция» – целостный, хотя не лишённый противоречий образ собственного я, выступающий, как установка по отношению к самому себе
(я аккуратный/не аккуратныйàдействия осуществляются согласно этой установки)

Виды:

1) реальное Я – представление человека о себе в настоящее время

2) идеальное Я – каким человек, по его мнению, должен стать, ориентируясь на собственные ценностные нормы

3) динамическое Я – каким человек намерен стать, исходя из желаний самого человека, может меняться в течение месяца.

4) фантастическое Я – крайне не рациональный вид я-концепции, каким бы человек желал стать, если бы это было возможным («было бы… если бы…»)

 

ФОРМЫ:

· Имя

· Пол

· «Я - хороший»

· «Я - хочу»

· «Я - могу»

· «Я - должен»

· «Я – имею право»

· «Я – был, есть и буду» - умение личности анализировать прошлое, адекватно оценивать настоящее и планировать будущее


Социальная роль – соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе в системе межличностных отношений

Освоение ролей – часть процесса социализации личности (освоение языка, освоение норм, правил и т. д.)

Социалазация – процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидуумом социального опыта, осуществляемый в обществе и деятельности

Социальный статус – конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе

Социальный статус: внешнее проявление/внутренние проявления

 

Уровни ролей:

1. Первый – периферийные атрибуты, которые не влияют ни на восприятие роли, ни на её объективность (вероисповедание – для роли не важно, важно как для личности)

2. Второй – такие атрибуты роли, которые влияют как на восприятие, так и на эффективность роли (наличие у байкера мотоцикла – для этой роли нужен определённый атрибут)

3. Третий – такие атрибуты роли, которые являются решающими для формирования идентичности личности.

 

Виды статусов:

1. Предписанный – не зависит от усилий и заслуг личности (национальность, место рождения)

2. Приобретённый – определяется усилиями самого человека

 

1) Естественный – относительно устойчивые характеристики человека(молодой человек/пожилой человек)

2) Профессионально должностной

 

Когда люди с нами общаются у них есть в отношении нас ролевые ожидания

Ролевые ожидания – это то, чего «согласно игры» ждут от этой роли

Ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей роли

Конфликт ролей – возникает, если одному и тому же человеку предъявляются противоположные социальные требования



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.