|
|||
МОУ «ШКОЛА № 54 Г.ДОНЕЦКА». ПРАВИЛА ДЛЯ ПАССАЖИРОВ ». Тип урока: беседаМОУ «ШКОЛА № 54 Г.ДОНЕЦКА» БЕСЕДА НА ТЕМУ: «ПРАВИЛА ДЛЯ ПАССАЖИРОВ » Тип урока: беседа Цель: обобщить знания учащихся о правилах поведения в общественном транспорте. Задачи: - рассмотреть ситуации в транспорте; - исправить ошибки неправильного поведения. Ход урока Учитель. Без транспорта жизнь современного человека представить невозможно. Вы каждый день пользуетесь каким-то средством передвижения, сталкиваясь с различными людьми. Поездка в транспорте — это всего лишь дорога из одного места в другое. Чтобы без происшествий пройти этот этап дня, нужно соблюдать определенные правила. Знаете ли вы, как нужно вести себя в общественном транспорте? (Уч-ся отвечают) Учитель. Давайте разберем основные ситуации в транспорте и определим правила поведения. НА ОСТАНОВКЕ Учитель. Первая и главная задача всех пассажиров — это стать этими самыми пассажирами. Представьте себе такую ситуацию: зима. Вы стоите на остановке целый час, ждете транспорт, а когда он подъезжает, кто-то забегает вперед вас и занимает последнее свободное место. Двери закрываются, и транспорт уезжает, а вы остаетесь на холоде. Наверняка, вы не раз были свидетелем подобной ситуации. Как поступить в такой ситуации? Конечно, уже ничего не поделаешь, раз двери закрылись и транспорт уехал. Но, чтобы таких ситуаций не было, многие люди уже устраивают очереди на остановках. Это неписаное правило, благодаря которому люди нашли оптимальное решение проблемы. Если вы пришли раньше, то и уехать должны раньше. Соблюдать очередность очень важно. Если кто-то лезет вперед, то вы его вправе остановить и сказать, что здесь соблюдают очередь. Все зависит только от добросовестности людей, которые стоят на остановке. Если все будут честны, то не будет лишней давки и можно будет спокойно дождаться своей очереди и не бояться, что кто-то вас опередит. Существуют также правила, которые необходимо соблюдать при посадке в транспорт. Чтобы избежать толкотни при входе в троллейбус или автобус, лучше всего пользоваться второй и третьей дверьми, а вот при выходе — первой. Как вы считаете — почему? (Уч-ся отвечают) Учитель. Кстати, входить в первую дверь могут только инвалиды, пассажиры с детьми и беременные женщины. Обычно в транспорте открывают все двери, поэтому лучше входить в задние и проходить через салон вперед, а выходить через передние, тем более, если в салоне отсутствует кондуктор и проезд оплачивается прямо водителю. Если вы будете входить через переднюю дверь, то столкнетесь с теми, кто уже выходит из транспорта. Такая давка создаст неудобства, как вам, так и другим пассажирам. Поэтому лучше через первую дверь не заходить. К тому же водители обычно ждут, пока поднимутся на задних площадках, так что попасть в транспорт вы сможете в любом случае. ПОЕЗДКА НАЧИНАЕТСЯ Учитель. Каждый из вас хотя бы раз ехал в переполненном транспорте. В нем случается разное. Обычным явлением можно считать конфликты из-за мелочей, которые переходят в скандалы. И все это из-за того, что люди нетерпеливы к другим. Бывают и такие пассажиры, которые из-за своего плохого настроения испортят дорогу всем остальным: наступят на ноги, растолкают большими сумками, накричат, потому что им место не уступили, заставят встать, а в конце еще и за проезд не заплатят — в общем полный набор. К сожалению, такие пассажиры сегодня встречаются довольно-таки часто. Чтобы избежать ненужных скандалов, нужно проявлять чуть больше терпимости. Вы понимаете, что, пренебрегая некоторыми правилами, просто невозможно доехать в хорошем расположении духа до вашей остановки. Вы все с ними знакомы. Но существуют и такие правила, о которых вы пока не слышали, но обязательно должны выучить их. О ДВИЖЕНИИ В ТРАНСПОРТЕ Учитель. Даже в самом переполненном автобусе постоянно происходит движение: одни заходят, другие выходят. Если кто-то из пассажиров движется к передней двери, чтобы выйти, обязательно пропустите его вперед или поменяйтесь местами. Так и вам будет легче, и тому пассажиру тоже. Если вам самим нужно продвинуться к выходу, попросите впередистоящего поменяться с вами местами. Существуют такие остановки, на которых постоянно выходит много пассажиров. Например, остановка в центре города. Если вам выходить на одной из них, а у двери стоит много людей, то спросите у впередистоящего, не выходит ли он на этой остановке. Если нет, то поменяйтесь местами. А если выходит, то просто следуйте за этим человеком — так вам будет намного удобнее. Расталкивать других пассажиров никогда не нужно. Ведь, если есть возможность вежливо спросить, почему бы так и не сделать? ЭТИ НУЖНЫЕ ПОРУЧНИ Учитель. При поездке в общественном транспорте иногда бывает очень сложно удержаться отпадения. Конечно, эта ситуация была продумана еще создателями автобусов и троллейбусов. Скорее всего, каждый из вас видел надпись в автобусе: «Во избежание падения держитесь за поручни». Соблюдение этого правило необходимо для общего удобства всех пассажиров, которые едут в транспорте стоя. Поручни делятся на горизонтальные, расположенные по всему салону, и вертикальные, которые находятся у дверей. Кроме того, почти на спинке каждого сидения есть ручки, за которые можно держаться. Пассажирам, которым позволяет рост, лучше всего держаться за верхние поручни, а тем, что пониже, за ручки сидений. Место у двери — не самое хорошее для долгой поездки: постоянно кто-то заходит-выходит. Поэтому, если вам предстоит долгий путь, лучше пройти в глубь салона и не мешать другим людям. Конечно, держаться или не держаться, это ваш выбор, но, чтобы обезопасить себя отпадения, лучше всего использовать их. Представьте, что вы уверены, что крепко стоите на ногах, но тут автобус резко останавливается, и вы теряете равновесие. Случайно вы падаете на бабушку, у которой в руках пакет с яйцами, и, естественно, они разбиваются. Вы понимаете, что стали виновником в этой ситуации, а ведь можно было бы этого избежать, если бы вы только держались за поручни. О СВОБОДНЫХ МЕСТАХ Учитель. Как только вы заходите в транспорт, то первое, что вы ищете, — это свободное место. И это правильно. Но как часто мы заходим в уже переполненный транспорт. В этом случае нужно найти место поближе к окну, чтобы не загораживать проход. Вам и самим будет удобно стоять с краю, поскольку проходящие к выходу пассажиры не будут вас задевать. Если рядом с вами освободилось место, то вы вправе его занять. Но, если вы видите около себя человека, которому нужно уступить его, то лучше сделайте это. Как вы считаете, кому нужно уступать место в переполненном транспорте? (Уч-ся отвечают) Учитель. Места нужно уступать беременным женщинам, пассажирам с детьми, инвалидам. Это пассажиры особой категории. Кстати, первые пять мест в салоне предназначены именно для них, поэтому старайся их не занимать. Если вы видите, что человек плохо себя чувствует, то предложите ему сесть. Но иногда бывает и полезно самим занять освободившееся место. Если никто из пассажиров не собирается садиться, то сделайте это сами. Так вы освободите дорогу для прохода другим пассажирам. ЦЕНА БИЛЕТА Учитель. Вы знаете, что в большинстве видов общественного транспорта есть кондуктор. Именно этому человеку вы платите деньги за проезд, а взамен он предоставляет вам билет. Кроме билета существуют еще и проездные, которые вы можете купить в кассе на любой остановке. Преимущество такого проездного билета в том, что он рассчитан на множество поездок в течение одного месяца. Если вам приходится часто пользоваться транспортом, то этот вариант самый оптимальный для вас. Если же поездка на общественном транспорте для вас редкость, то платите за проезд во время поездки. Как вы считаете, почему нужно обязательно оплачивать проезд? (Уч-ся отвечают) Учитель. Вы должны помнить, что общественный транспорт существует за счет тех денег, которые вы платите за проезд. Если все пассажиры будут добросовестно оплачивать проезд, то они могут быть уверены в том, что транспорт будет исправно ходить. Ведь оплата бензина и ремонта осуществляется как раз из тех денег, которые получает транспортное бюро от пассажиров. Поэтому будьте добросовестны, и оплачивайте проезд своевременно. Иногда в транспорте можно наблюдать, как некоторые школьники бегают от кондуктора по всему салону. И только из-за того, что они не хотят платить за проезд. Хотелось бы верить, что никто из вас не попадался без билета. Ведь за безбилетный проезд полагается штраф, который в несколько раз превышает стоимость билета. Это еще один повод оплатить проезд. А как быть, если денег на билет нет? Лучшим решением является прогулка пешком. Только так вы сможете избежать скандала в транспорте и не испортите сами себе настроение. Вы должны помнить, что покупка билета — это проявление вежливости с вашей стороны и обычный долг каждого пассажира. О ТОМ, ЧТО МОЖНО И ЧТО НЕЛЬЗЯ Учитель. Как мы уже говорили, транспорт — это место общественное, поэтому нужно учитывать не только свои интересы, но и других людей. Поговорим о ваших вредных привычках. Например, многие из вас любят грызть семечки. По правилам этикета делать это, также, как и есть мороженое и другие продукты, не рекомендуется. Как вы думаете, почему? (Уч-ся отвечают) Учитель. При резкой остановке вы можете испачкать других пассажиров или нарушить чистоту салона, и тут уж очередного конфуза не избежать. Если все-таки желание погрызть семечки вас не покидает ни на секунду, то имейте в запасе еще один кулек, куда вы будете складывать шелуху. Но при этом будьте готовы к тому, что вам могут сделать замечание. И оно будет справедливым. Лучше дождаться своей остановки и уже на улице снова грызть свои любимые семечки. Подобное замечание могут сделать и тем людям, которые жуют жвачку. Вы спросите — почему? Ведь она и не испачкает и не намусорит. Если вы сами не находите ответа, то представьте себе такую ситуацию: вы сидите, а около вас стоит мальчик, который с усердием разжевывает свою жвачку. Он чавкает, надувает пузыри, лопает их — все это около вашего уха. Разве приятная ситуация? Поэтому лучше вообще перестать жевать, либо делать это почти незаметно, чтобы не раздражать других пассажиров. В транспорте существуют не только сидячие места, но и места для стоящих пассажиров. Если вам все-таки удалось сесть, то постарайтесь вести себя подобающим образом. Никогда не садитесь на сидения с ногами. Это не только некультурно, но и нецелесообразно. Никто не сядет на грязное сидение. Уважение к другим пассажирам должно стать главным правилом для вас. Если вы не хотите нарваться на скандал, то постарайтесь не раздражать других людей своим поведением. Если вы хоть на минуточку сможете представить себя на их месте, то вам будет намного легче избавиться от дурных привычек. МОЯ БОЛЬШАЯ СУМКА Учитель. Сегодня многие из вас любят носить рюкзаки. Это очень удобные сумки, в них многое можно уместить, но и места они занимают тоже много. Чтобы не причинять неудобств другим пассажирам, рюкзак лучше всего взять в руки еще до того, как вы зайдете в транспорт. Как вы считаете, почему его лучше снять? (Уч-ся отвечают) Учитель. Если вы стоите в проходе, а за спиной у вас находится рюкзак, то можно считать, что он занимает столько же места, сколько бы занял и другой пассажир. Если в салоне есть свободные места, которые никто не собирается занимать, то вы можете поставить на одно из них свой рюкзак. Единственное правило: дно рюкзака обязательно должно быть чистым, чтобы не испачкать сидения. Никому не хочется садиться на грязное место, поэтому обязательно проверьте свой рюкзак. ЛЫЖИ, РОЛИКИ, ВЕЛОСИПЕД - ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ЛУЧШЕ НЕТ! Учитель. Иногда поездку в транспорте нам приходится осуществлять вместе со спортивным инвентарем. Если вы занимаетесь спортом и возвращаетесь с тренировки, например, с лыжами, то постарайтесь, чтобы они были у вас в чехле. Это необходимо, чтобы обезопасить других пассажиров. То же самое касается и велосипеда. В вертикальное положение велосипед можно ставить, только если у него чистые колеса. В противном случае вы можете запачкать многих пассажиров. Если вы катались на роликах и потом вам срочно нужно было куда-то поехать на общественном транспорте, то будьте очень осторожны. Городской транспорт очень непредсказуем. Одна резкая остановка, и вы уже покатитесь вперед или упадете. Чтобы избежать различных травм, постарайтесь как можно крепче держаться за поручни. А еще лучше заранее предусмотреть подобные поездки и захватить с собой сменную обувь. Так вы обезопасите и себя, и других пассажиров. В любом случае, постарайтесь встать так, чтобы вас как можно реже задевали. Для этого лучше всего подходит задняя площадка, поскольку обычно люди стараются пройти в середину салона, а в задней части салона есть и свободное место для вашего спортивного инвентаря, и поручни, чтобы вы могли спокойно держаться во время поездки и не упасть. БЕЗ ЛИШНИХ СЛОВ Учитель. В переполненном транспорте часто случают ссоры: кто-то кому-то на ногу наступил, другому пакет порвали. Каждый пытается найти виноватых и предъявить претензию. Представьте, что кто-то из пассажиров говорит вам, что вы наступили ему на ногу, а вы этого не делали. Как быть в такой ситуации? Лучше всего перевести дыхание, а потом сказать: «Извините, я не хотел (а)». Если же нападки в вашу сторону будут продолжаться, то просто отойдите в другую сторону. Таким образом, вы не услышите никаких обид в свой адрес и сохраните хорошее настроение. Проще погасить конфликт, чем пытаться переубедить человека в том, что вы этого не делали. В переполненном транспорте такое может сделать кто угодно по нелепой случайности, а не со зла. Поэтому, если вам кто-то наступил на ногу, то не стоит делать из этого величайший скандал. Если человек сочтет нужным извиниться, то отзовется: «Ничего страшного» или «С кем не бывает». Если же извинений не последует, то просто не обращайте внимания на эту мелочь. Общественный транспорт тем и не предсказуем, что в нем ездят как вежливые, так и невежливые люди. Может, у кого-то плохое настроение, поэтому он выплескивает свою злость на окружающих. Но вы никогда не должны так поступать. Окружающим вы можете это простить, себе — не должны никогда, поэтому всегда следите за тем, как вы себя ведете в транспорте. ЕСЛИ СЛУЧИЛАСЬ АВАРИЯ Учитель. В последнее время на дорогах происходят происшествия. Может случиться и такое, что ваш автобус столкнется с другой машиной. Это страшное происшествие, но и к этому нужно быть готовым. Во-первых, нужно постараться успокоиться. Во-вторых, при первой же возможности выйти из автобуса. Если вы серьезно пострадали, то постарайтесь дождаться специалистов. Они в таких случаях пребывают на место происшествия очень быстро. Если же авария была небольшая и вы считаете, что чувствуете себя хорошо, то просто пересядьте на другой транспорт. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ Учитель. Итак, давайте подведем итог нашему занятию. Мы разобрали основные правила поведения в общественном транспорте. Теперь вы знаете, как нужно вести себя в переполненном транспорте: что можно делать, а что нельзя. Выполнение этих элементарных правил во многом может облегчить вашу поездку в троллейбусе или автобусе. Если пассажиры будут взаимно вежливыми, терпеливыми, то и поездка будет намного приятнее.
|
|||
|