Оглавление
РЕФЕРАТ. 3
ВВЕДЕНИЕ.. 4
1 Анализ работы магазина стройматериалов. 6
1.2 Моделирование бизнес-процессов, происходящих при работе магазина складского типа 7
1.4 Организация работы АИС.. 8
1.5 Выводы по разделу. 9
2 Разработка модели АИС «Магазин Стройматериалов». 10
2.1 Проектирование инфологической модели. 10
2.2 Проектирование даталогической модели. 12
3 Физическое проектирование. 14
3.1 Выбор средств проектирования. 14
3.3 Запросы и их реализация. 18
3.4 Выводы по разделу. 22
4 Тестирование работы базы данных. 23
4.1 Проверка требований. 23
4.2 Выводы по разделу. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 26
РЕФЕРАТ
Пояснительная записка содержит 27 страниц, 25 рисунков, 17 таблиц,11 источников.
Объектом исследования является работа магазина стройматериалов складского типа.
Цель работы – разработка автоматизированной информационной системы магазина стройматериалов складского типа:
- контроль и учёт продажи товаров;
- хранение информации о сотрудниках, продажах и товарах.
В результате приведенного анализа предметной области выделены сущности с атрибутами, а также установлена связь между ними. Итогом данного анализа стала разработка инфологической модели типа «сущность – связь».
В соответствии с моделью типа «сущность – связь» разработана логическая схема базы данных на основе реляционной модели представления данных.
Практическим результатом является разработанная база данных.
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшая задача компьютерных систем - хранение и обработка данных. Для ее решения были предприняты усилия, которые привели к появлению в конце 60-х - начале 70-х годов специализированного программного обеспечения - систем управления базами данных (database management systems). СУБД позволяют структурировать, систематизировать и организовать данные для их компьютерного хранения и обработки. Невозможно представить себе деятельность современного предприятия или учреждения без использования профессиональных СУБД. Несомненно, они составляют фундамент информационной деятельности во всех сферах - начиная с производства и заканчивая финансами и телекоммуникациями.
Использование баз данных и информационных систем становится неотъемлемой составляющей деловой деятельности современного человека и функционирования многих преуспевающих организаций.
Открытие небольшой точки по продаже строительных материалов на первый взгляд не требует серьезных усилий и учета. Однако уже с момента покупки кассового аппарата и занесения всех данных о товарах в программу предприниматель начинает задумываться о том, как сэкономить свое время. Торговля товарами для стройки и ремонта предполагает большой ассортимент, поэтому продажи товара необходимо контролировать. Организовать учет товаров, аналитику продаж, формировать цены помогает программа автоматизации строительного магазина. Если система в торговой точке налажена, владелец магазина может доверить продажи своим сотрудникам, а сам заниматься стратегической программой развития магазина. Ведь четко налаженная автоматизация учета продаж помогает прогнозировать спрос заранее, и как следствие - делать более грамотные закупки.
Одним из способов простой автоматизации работы магазина стройматериалов является создание базы данных, где будет храниться информация о товарах и товарообороте в организации.
Цель курсовой работы – создание базы данных магазина стройматериалов складского типа, которая позволит осуществлять хранение информации о поставщиках, о покупателях, о товарах в наличии, о проданном товаре, а также система должна выводить отчеты по запросам по гарантии, по количеству товара в наличие, по цене, по стоимости реализованного товара.
Задание: разработать автоматизированную информационную систему для магазина стройматериалов. Назначение системы – автоматизация учета товаров и продаж товаров для реализации, предоставление информации о количестве любого товара на складе в текущий момент и перемещении товара, формирование отчетов для инвентаризации.
Объектом исследования в данной курсовой работе является работа магазина стройматериалов складского типа.
Предмет исследования – изучение процесса хранения товаров, продажи товаров, изучение данных о товарах, необходимых для работы с ними.
1 Анализ работы магазина стройматериалов
Анализируемый объект-это магазин изоляционных строительных материалов складского типа, позиционирующийся в среднем ценовом сегменте.
У организации имеется известный набор проверенных поставщиков, доставляющих продукцию непосредственно на склад магазина. На складе магазина производится контроль и учет поставленной продукции по сопроводительным документам, которые включают в себя технический паспорт, товарную и товарно-транспортную накладную. После успешного согласования документации по плановым и фактическим потребностям предприятием производится ценообразование, исходящее из множества факторов: рыночной цены товара, расчета окупаемости деятельности предприятия, ценами конкурентов и текущим спросом.
Учет продаж в организации производится давно устаревшими методами, а именно вручную. Это обусловлено тем, что предприятие обладало небольшой номенклатурой товаров и, соответственно, надобности во внедрении автоматизированной системы учета не существовало. Однако, в связи с расширением номенклатуры товаров и торгово-складских площадей, предприятию потребовалось автоматизировать бизнес-процессы, связанные со складским учетом и учетом продаж.
1.2 Моделирование бизнес-процессов, происходящих при работе магазина складского типа
Основное назначение магазина складского типа – концентрация запасов, их хранение и обеспечение бесперебойного и ритмичного выполнения заказов потребителей. Основные задачи логистики складирования: размещение складской сети; складирование и подготовка грузов для поставок (производственные и другие услуги); целенаправленное управление товарными запасами; организация процесса складских поставок. Складское хозяйство играет большую роль в логистике складирования. В большинстве логистических систем роль его состоит не столько в хранении, сколько в распределении продукции на основе заданных критериев.
В основе построения модели магазина складского типа лежат четыре базовые функции: получение товара от поставщика, хранение товара на складе, комплектация товаров, отгрузка покупателю. Для формального представления идеальной модели бизнес-процессов современного склада использована методология функционального моделирования IDEF0 ( рисунок 1).
Рисунок 1 Основные бизнес-процессы магазина складского типа
1.4 Организация работы АИС
Требования к работе АИС «Магазин Стройматериалов»:
1. БД должна содержать актуальные спецификации товаров, подлежащих учету;
2. В БД должны храниться актуальные данные о наличии товаров определенной группы на складе;
3. Должна быть предусмотрена возможность обновления данных о наличии товара на складе после его продажи или реализации поступления на склад.
4. Каждый товар принадлежит одной группе товаров и имеет уникальный код (идентификатор). Считаем, что количество любого товара измеряется в штуках.
Система должна выполнять основные функции:
1. Добавить новый товар в список товаров на складе, скорректировать или удалить товар из складского списка;
2. Допускать возможность коррекции групп товаров при появлении новой или отсутствия текущей группы;
3. Предусматривать наличие разграничения доступа к АИС посредством реализации уровней доступа в виде ролей;
4. Предусматривать наличие логина и пароля для каждой из ролей.
Должны выполняться следующие запросы к базе данных:
1. Список всех товаров определенной категории с указанием количества на складе в текущий момент.
2. Сумма, на которую были проданы товары за определённый период.
3. Запрос по цене товара. В качестве параметра - верхняя цена товара.
4. Запрос по проданным товарам.
5. Выбрать количество товаров в наличии.
6.Список товаров, которых нет на складе.
7. Суммарная стоимость проданных товаров согласно чеку.
Для решения поставленной цели, было решено создать специализированную программу, рассчитанную на решение определенного и ограниченного круга задач и управление заранее определенной структурой информации. Разрабатываемая база данных должна выдавать однозначные требования на поставленные запросы пользователей, должна иметь читабельный и удобный интерфейс. Конечными пользователями информационной системы являются сотрудники магазина стройматериалов.
1.5 Выводы по разделу
В данном разделе был рассмотрена работа магазина складского типа , функции, которые он выполняет и полный цикл работы. Были определены этапы работы магазина и то, что на этих этапах происходит.
Также была построена и подробно описана модель бизнес-процессов работы склада. На её основании к системе «Магазин Стройматериалов» были определены требования и описаны основные запросы и отчеты.
2 Разработка модели АИС «Магазин Стройматериалов»
2.1 Проектирование инфологической модели
Инфологическое моделирование выполняется с целью обеспечения естественных для человека способов представления и сбора информации, которая будет храниться в создаваемой БД.
Инфологическая модель данных строится в соответствии с естественным языком, который невозможно использовать в чистом виде ввиду сложности обработки текстов с помощью компьютера и неоднозначности естественного языка.
Инфологическая модель – это потоки информации, сущности и связи данной области. В такой модели указываются связи между сущностями данной предметной области.
Сущность – это любой объект, отличающийся от другого, информацию о котором необходимо сохранить.
Связь – это ассоциирование нескольких сущностей с целью отыскания одних из них по значениям других.
База данных может содержать неограниченное количество сущностей и такое же количество связей между ними, что определяет сложность инфологических моделей.
Атрибут – это характеристика сущности. Это может быть числовой характеристикой, классификацией, идентификацией. Его наименование должно быть уникальным для конкретного типа сущностей и может совпадать с атрибутами других сущностей.
Ключ представляет собой минимальное количество атрибутов, с помощью которого можно отыскать необходимый экземпляр сущности.
Связи между сущностями:
один-к-одному (1:1);
один-ко-многим (1:М);
многие-ко-многим (М:М).
Цель инфологического моделирования – обеспечить оптимальные способы сбора и представления информации, хранимой в базе данных.
Целью данной модели является обеспечение наиболее естественных для пользователя способов представления и сбора информации.
Инфологическая модель АИС «Магазин Стройматериалов» представлена на рисунке 2.1.1.
Рисунок 2.1.1- Инфологическая модель
2.2 Проектирование даталогической модели
Даталогическая модель БД – модель логического уровня, представляющая собой отображение логических связей между элементами данных независимо от их содержания и среды хранения. Эта модель строится в терминах информационных единиц, допустимых в той СУБД, в среде которой будет создаваться БД. Этап создания данной модели называется даталогическим или логическим проектированием.
АИС «Магазин Стройматериалов» должна хранить данные о сотрудниках и товарах, а также о товарообороте. Ключевые поля также отмечены в таблицах.
В таблицах «Товары», «Группа товаров», «Характеристики», «Значения характеристик» должна храниться полная информация о товаре. Согласно инфологической модели эти таблицы должны хранить информацию, представленную в таблицах 2.2.1 – 2.2.4.
Таблица 2.2.1 Состав таблицы «Товары»
Таблица 2.2.2 Состав таблицы «Группа товаров»
Таблица 2.2.3 Состав таблицы «Характеристики»
Таблица 2.2.4 Состав таблицы «Значения характеристик»
В таблицах «Товары в чеке», «Склад», «Продажа товара», «Сотрудники» содержится информация о том, списан ли уже реализованный товар со склада, также сведения о количестве товаров на складе, сведения о продажах и данные сотрудников компании.
Согласно инфологической модели, эта информация должна храниться в таблицах 2.2.5-2.2.8.
Таблица 2.2.5 Состав таблицы «Товары в чеке»
Таблица 2.2.6 Состав таблицы «Склад»
Таблица 2.2.7 Состав таблицы «Продажа товара»
Таблица 2.2.8 Состав таблицы «Сотрудники»
2.3 Выводы по разделу
В данном разделе на основе сведений о работе магазина складского типа была составлена инфологическая модель.
Выделены сущности, необходимые для работы системы. Между всеми сущностями определены связи, и атрибуты.
Была составлена даталогическая модель. Для каждой из сущностей было определено свое место в базе данных, а также показаны связи между сущностями.
3 Физическое проектирование
3.1 Выбор средств проектирования
Для реализации соответствующего программного обеспечения для курсового проекта была выбрана система Microsoft Access.
Access-это система управления базами данных, комплекс программ, предназначенный для хранения больших массивов данных в определенном формате и их автоматизированной обработки. С помощью Access можно разрабатывать удобные формы ввода и просмотра данных, составлять сложные отчеты.
Access- это реляционная СУБД, способная содержать несколько связанных между собой отношениями таблиц БД, что помогает упростить структуру данных, исключить их дублирование и облегчить выполнение работы.
Microsoft Access является наиболее подходящим средством проектирования, так как содержит ряд преимуществ. В частности, в ней предусмотрены дополнительные сервисные возможности:
· Мастер-специальная программа, помогающая в решении какой-либо или создания объекта определенного типа;
· Шаблоны-заготовки для баз данных определенного типа;
· Выражения-используются для создания сложных математических и логических формул и выражений как для проверки различных условий, так и для выполнения вычислительных операций.
Достоинствами Access являются:
· простой графический интерфейс, который позволяет не только создавать собственную базу данных, но и разрабатывать приложения, используя встроенные средства.
· MS Access полностью совместим с операционной системой Windows, постоянно обновляется производителем, поддерживает множество языков
· предоставляет большое количество возможностей за сравнительно небольшую стоимость
· развитая система справки и понятный интерфейс
· обладает широкими возможностями по импорту/экспорту данных в различные форматы, от таблиц Excel и текстовых файлов
· развитые встроенные средства разработки приложений.
3.2 Реализация
На основе заданных моделей была создана, и протестирована база данных магазина стройматериалов. Список таблиц, содержащихся в БД, представлен на рисунке 3.1.
Рисунок 3.2.1 Таблицы БД «Магазина стройматериалов»
На рисунках 3.2.2- 3.2.9 приведены таблицы базы данных магазина стройматериалов.
Рисунок 3.2.2 Таблица «Группа товаров»
Рисунок 3.2.3 Таблица «Характеристики»
Рисунок 3.2.4 Таблица «Сотрудники»
Рисунок 3.2.5 Таблица «Значения характеристик»
Рисунок 3.2.6 Таблица «Товары»
Рисунок 3.2.7 Таблица «Склад»
Рисунок 3.2.8 Таблица «Продажа товара»
Рисунок 3.2.9 Таблица «Товары в чеке»
3.3 Запросы и их реализация
Чтобы обеспечить удобство работы с базой данных, были реализованы запросы для наиболее часто используемых выборок данных.
Запрос по гарантии принимает в качестве параметра гарантийный срок товара и возвращает характеристики всех товаров с заданным гарантийным сроком.
Исходный код запроса представлен на рисунке 3.3.1, диалоговое окно запроса представлено на рисунке 3.3.2, результаты запроса представлены на рисунке 3.3.3.
Рисунок 3.3.1 Исходный код запроса по гарантии
Рисунок 3.3.2 Диалоговое окно запроса по гарантии
Рисунок 3.3.3 Результаты выполнения запроса по гарантии
Запрос по цене принимает в качестве параметра цену товара и возвращает характеристики всех товаров с ценой, меньшей, либо равной заданной.
Исходный код запроса представлен на рисунке 3.3.4, диалоговое окно запроса представлено на рисунке 3.3.5, результаты запроса представлены на рисунке 3.3.6.
Рисунок 3.3.4 Исходный код запроса по цене
Рисунок 3.3.5 Диалоговое окно запроса по цене
Рисунок 3.3.6 Результаты выполнения запроса по цене
Запрос по продажам за день принимает в качестве параметра дату в формате ДД.ММ.ГГГГ и возвращает сведения о продажах, произведенных в этот день. Исходный код запроса представлен на рисунке 3.3.7, диалоговое окно запроса представлено на рисунке 3.3.8, результаты запроса представлены на рисунке 3.3.9.
Рисунок 3.3.7 Исходный код запроса по продажам за день
Рисунок 3.3.8 Диалоговое окно запроса по продажам за день
Рисунок 3.3.9 Результаты выполнения запроса по продажам за день
Запрос по продажам за месяц принимает в качестве параметра месяц и год и возвращает сведения о продажах, произведенных в заданный месяц. Исходный код запроса представлен на рисунке 3.3.10, диалоговые окна запроса представлены на рисунке 3.3.11, 3.3.12, результаты запроса представлены на рисунке 3.3.13.
Рисунок 3.3.10 Исходный код запроса по продажам за месяц
Рисунок 3.3.11 Диалоговое окно запроса по продажам за месяц
Рисунок 3.3.12 Диалоговое окно запроса по продажам за месяц
Рисунок 3.3.13 Результаты выполнения запроса по продажам за месяц
3.4 Выводы по разделу
В данном разделе был произведен выбор средства разработки базы данных- Microsoft Access, были рассмотрены её особенности и преимущества. Были созданы и заполнены таблицы базы данных магазина стройматериалов.
Составлены необходимые для эффективной работой с базой данных запросы.
4 Тестирование работы базы данных
4.1 Проверка требований
В таблице 4.1.1 описано соответствие требований и их реализации в БД.
Таблица 4.1.1
№ | Требование | Реализация в БД | Решение задачи | Реализовано |
Проверка на тип введенных данных | В программе для всех полей ввода установлены их типы. | У каждого поля каждой таблицы есть тип. Данные другого типа не могут быть введены в соответствующую ячейку. | Да. | |
Удаление данных | В случае необходимости можно удалить любую строку таблицы. | Есть возможность удаления любой строки в таблице. | Да. | |
Добавление данных | В программе есть возможность добавить данные к любой таблице | Есть возможность добавления любой строки в таблице. | Да. | |
Должна быть выполнена на русском языке | Программа выполнена на русском языке | Все элементы интерфейса выполнены на русском языке. Вся информация предоставляется на русском языке. | Да. |
4.2 Выводы по разделу
Было проведено тестирование АИС «Магазин Стройматериалов». Проверено соответствие реальных функций программы требованиям технического задания. Все требования выполнены. Было проведено сравнение результатов работы системы с требованиями к корректности входных данных и операциям с данными.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В рамках курсового проектирования была разработана АИС «Магазин Стройматериалов», предоставляющая возможность хранения, контроля и использования информации о товарообороте магазина. Система хранит данные о товаре, его спецификацию, информацию о его наличии на складе, информацию о сотрудниках магазина, а также о продажах.
В процессе работы над созданием была исследована и проанализирована предметная область, была изучена специфика работы магазина строительных материалов и его бизнес-процессы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. А.В. Кузин, В.М. Демин. Разработка баз данных в системе Microsoft Access. Учебник. – М.: Инфра-М, Форум, 2014. – 224 с.
2. Александр Крылов und Эдуард Галиаскаров. Фреймворк интеграции поисковой машины в информационные системы. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 96 с.
3. В.А. Гвоздева. Базовые и прикладные информационные технологии. Учебник. – М.: Форум, Инфра-М, 2015. – 384 с.
4. В.Е. Туманов. Проектирование хранилищ данных для систем бизнес-аналитики. – М.: Интернет-университет информационных технологий, Бином. Лаборатория знаний, 2016. – 616 с.
5. В.П. Агальцов. Базы данных. В 2 книгах. Книга 2. Распределенные и удаленные базы данных. – М.: Форум, Инфра-М, 2009. – 272 с.
6. Виктор Борисов. Методы синтеза конечно-элементной модели планера грузового самолета. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 148 с.
7. Е.Каратаев. MUMPS СУБД. Практика применения и опыт программирования. – М.: Солон-Пресс, 2013. – 550 с.
8. Е.Каратаев. MUMPS СУБД. Практика применения и опыт программирования. – М.: Солон-Пресс, 2016. – 550 с.
9. Кристиан Уэнц. PHP и MySQL. Карманный справочник. – М.: Вильямс, 2015. – 256 с.
10. Ричард Стоунз, Нейл Мэттью. PostgreSQL. Основы. – М.: Символ-Плюс, 2002. – 640 с.
11. Уильям Р.Станек. Microsoft SQL Server 2012. Справочник администратора. – М.: Русская Редакция, БХВ-Петербург, 2013. – 576 с.
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|