|
|||
Программа практических занятий для студентов заочной формы получения образованияПрограмма практических занятий для студентов заочной формы получения образования Практическое занятие № 1. Тема: Классификация нарушений речи. Цель: закреплять и расширять знания студентов о принципах и схеме анализа речевых нарушений, разных подходах к клинико-педагогической и психолого-педагогической классификациях нарушений речи; формировать умение критического анализа спорных и нерешенных проблем классификации речевых нарушений, умение находить в изучаемом материале наиболее существенные элементы, умение консультировать педагогов по проблеме классификации нарушений речи. Вопросы для обсуждения: 1. История развития учения о классификации речевых нарушений. 2. Принципы анализа речевых нарушений, сформулированные Р.Е. Левиной. 3. Различные подходы к классификации речевых нарушений. 4. Виды речевых нарушений, выделяемые в клинико-педагогической классификации. 5. Виды речевых нарушений, выделяемые в психолого-педагогической классификации. 6. Спорные и нерешенные вопросы классификации речевых нарушений. Задания для самостоятельной работы: 1. Составить синквейн[1] на тему «Классификация нарушений речи». 2. На основе изучения статьи Л.А. Зайцевой, И.С. Зайцева[2] перечислить проблемы современной классификации речевых нарушений. 3. Дать консультацию по следующему запросу: Нарушение речи у дошкольников. Является ли ОНР системным нарушением речи? Если нет, то в чём разница между ребёнком алаликом (афазиком) и ребёнком с общим недоразвитием речи? Какие нарушения речи можно отнести к системным нарушениям речи? Спасибо! Литература: 1. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 704 с. 2. Понятийно-терминологический словарь логопеда: учеб. пособие для студ. вузов / Ред. В.И. Селиверстов. – М.: Академический Проект, 2004. – 480 с. 3. Корнев, А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты/ А.Н. Корнев. – СПб.: Речь, 2006. – 380 с. 4. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: сб. метод. рекомендаций / Сост. В.П. Балобанова и др. – СПб.: Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. – 240 с. Материалы к лекции по теме: «Классификация нарушений речи».
[1] Синквейн – произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из 5 строк, которые составляются по определенному плану: одно существительное, выражающее объект, о котором идет речь; два прилагательных, характеризующие признаки объекта, о котором идет речь; три глагола, описывающих действия объекта, о котором идет речь; фраза, об объекте (крылатое выражение, пословица, поговорка). [2] Зайцева, Л.А. Современная классификация и диагностика речевых нарушений: дискуссионные и нерешенные проблемы / Л.А. Зайцева, И.С. Зайцев // Спецыяльная адукацыя. – 2009. – № 1.
|
|||
|