Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





РЕЖИССЕР ПЕТР БУСЛОВ — о съемочном процессе



 

[24.11.2011 г. «...И ЛИШЬ ШЕПТАЛ: СПАСИБО, ЧТО ЖИВОЙ»]

 

Еженедельник ОК!, 24 ноября 2011 г. № 47 (262)

 

«...И ЛИШЬ ШЕПТАЛ: СПАСИБО, ЧТО ЖИВОЙ»

 

Текст: Анастасия Речкалова

 


На экраны кинотеатров страны 2 декабря выходит самая ожидаемая премьера этого года — фильм

о кумире миллионов Владимире Высоцком «ВЫСОЦКИЙ. СПАСИБО, ЧТО ЖИВОЙ». В распоряжение ОК! попали редкие кадры со съемочной площадки, а члены группы раскрыли несколько секретов создания картины.

 

В конце 70-х годов карьера Высоцкого находится на самом пике, его слушают повсюду, его музыка

и хриплый голос раздаются из каждой квартиры, ему аплодируют стадионы, его обожают миллионы. Но в этот момент Высоцкий особенно подавлен и измотан: он понимает, что больше не ощущает свой дар, не может писать стихи, и силы его на исходе...

 

Сценарий фильма написал сын Владимира Семеновича Никита: «Мне одну историю рассказал Сева Абдулов (Всеволод Абдулов, актер театра и кино. — Прим. ОК!) сразу после того, как отец умер. И я с ней жил 25 лет. Пять лет назад Константин Эрнст предложил мне написать сценарий игрового фильма об отце. К тому времени было снято много документальных фильмов о Высоцком, передач, телевизионных проектов, выпущены сотни книжек мемуарного характера, интервью. Эта документально-мемуарная шахта была уже выработана, искать там было нечего. Очевидно, пришло время сделать первый художественный фильм о Высоцком. Я сразу предложил ряд авторов, в том числе моего брата Аркадия, профессионального сценариста. Но Эрнст настоял, чтобы писал я».

Еще до того как был смонтирован финальный эпизод картины о Высоцком, фильм стал притчей во языцех. Киношная публика сперва со скепсисом отнеслась

к проекту, главный герой которого — легендарный бард. Всех занимали два вопроса: кто из артистов сможет исполнить роль Высоцкого и кто из режиссеров отва­жится снять это кино? Изначально предпола­галось, что фильм должен снимать сверстник Владимира Высоцкого, может быть, его това­рищ. Некоторое время над проектом работал Александр Митта, который был дружен с Вы­соцким. Но потом продюсеры решили, что картина не должна быть ностальгической. Это должен быть фильм сегодняшний, адресованный молодому поколению, режиссером стал Петр Буслов. Что касается возлюбленной Высоцкого, Татьяны Ивлевой, то ее сыграла Оксана Акиньшина. «Наша Татьяна — это образ молодой девушки, которая его любит, которую он любит, — комментирует Никита Высоцкий. — Мы постарались уйти и от внешнего сходства, и от других реальных вещей. Одну из главных ролей в фильме блестяще сыграл режиссер Дмитрий Астрахан, который до «Высоцкого» никогда в кино сам не снимался. Правда, до конца съемок он так и не смог от­казаться от своей основной профессии, и зачастую Петр Буслов возвращался к режиссерскому креслу наперегонки с актером: Астрахан по привычке спешил к монитору — проверить отснятое и внести коррективы. Главная интрига проекта — имя исполнителя роли Высоцкого, которое кинокомпания не разглашает. Он оставался инкогнито даже для партнеров по съемке, на площадку выходил уже в гриме,

а в вызывном листе вместо фамилии актера было написано «Высоцкий». В титрах исполнитель роли Высоцкого также не фигурирует. Решение образа Высоцкого — совершенно революционное. Технологии CGI и уникальный силиконово-пластиковый грим помогли добиться полного внешнего сходства актера, исполняющего роль Высоцкого, с поэтом. А с помощью последних цифровых технологий искали идентичность с голосом Владимира Высоцкого. Шесть месяцев художник-гример Петр Горшенин создавал свою уникальную технологию грима для главного героя. То, что из этого получилось, зрители смогут оценить уже 1 декабря, когда картина выйдет на большой экран.

 

ОПЕРАТОР ИГОРЬ ГРИНЯКИН — о раритетных объективах для камеры

 

Для съемок фильма мы использовали раритетные советские объективы. Последняя картина, которую снимали такой оптикой, была, наверное, «Освобождение» Озерова. Под эти объективы подогнали современную камеру, и получилась конструкция в 30 кг весом! Мировой кинематограф снимает качественное кино на анаморфот — это определенная система линз, система построения изображения, которая позволяет получать широкий экран без компьютерной графики. У нас в СССР была школа анаморфота, но теперь Россия эту школу утратила. Была предложена идея: если мы все помним Владимира Семеновича на экране — а мы все его помним, — надо снимать картину в анаморфоте. Решили использовать раритетные объективы, чтобы попасть, во-первых, в эпоху, а во-вторых, поддержать эту нашу зрелищность и красочность в большой постановке. Стали через друзей искать старые объективы, нашли несколько — у кого-то дома один лежал, у кого-то другой. Два нам дали в компании «Элит», она единственная в нашей стране производит анаморфотные объективы, и их знают во всем мире. Я, например, встречался с Янушем Каминским, это оператор Спилберга, так он знает про Россию только водку, матрешку и «Элит». Десять объективов мы оттестировали, отобрали пять, на них и снимали фильм. Старые советские объективы невероятно красивые. Это произведение искусства. Раритетные объективы позволили получить особую глубину и насыщенность кадра, эффект «ретро без ретро», передать аромат и обаяние времени. Что-то вроде ретроэффекта, который получил Коппола в «Дракуле»...

 

РЕЖИССЕР ПЕТР БУСЛОВ — о съемочном процессе

Павильонные съемки в Москве летом 2010-го совпали с пиком жары. Были побиты все температурные рекорды, леса горели, в Москве — смог. Ни одна московская группа не снимала, работали только мы. В павильонах от жары перегорели кондиционеры. Но мы забывали обо всем, так хотелось работать.

Я помню невероятное количество дублей, которые мы тогда делали, потому что всем хотелось, чтобы получилось. А актеры были такого уровня, что вполне могли позволить себе сказать: «Два-три дубля — и всё, я свое дело сделал».

Но всех объединил творческий запал. Все знали, что делаем фильм про Владимира Семеновича. Отношение к нему невероятное, и эта мысль, если обычно говорят, что она грела, то в данном случае она нас охлаждала. Не давала перегореть проводам.

В павильоне снимались сцены в квартире Высоцкого, обставленной аутентичными предме­тами из обихода поэта, которые предоставил Музей Высоцкого на Таганке. Снимали картину в рекордные сроки, а вот подготовительный период занял три года. В поисках подходящей натуры и объектов мы объездили практически весь бывший Союз. Снимали в России, Белоруссии, Казахстане и Узбекистане. Оказалось, что в бывших союзных республиках легче найти натуру для воссоздания реалий 1970-х.

        

 

СЦЕНАРИСТ И ПРОДЮСЕР НИКИТА ВЫСОЦКИЙ — о названии фильма

 

Эта история рассказывает о нескольких днях из жизни Высоцкого.

В нашем изложении она в каком-то смысле получалась историей создания стихотворения, начинающегося словами «Мой черный человек в костюме сером...». Изначально проект так и назывался: «Мой черный человек». Начиная работать над картиной, мы имели в виду как раз этого черного человека из стихотворения Высоцкого. Его черный человек — некая сила, которую не потрогаешь, не ощутишь, которая ускользает. Но по мере работы сценарий менялся, менялась и развивалась история. В результате изменилось и название. Оно подсказано строками из того же стихотворения: «...мой хрип порой похожим был на вой, и я немел от боли и бессилья, и лишь шептал: спасибо, что живой». Мне нравится название, под которым выходит фильм. Нравится, как изменилась сама история. Теперь она

не столько о борьбе Высоцкого с уничтожением, сколько о его борьбе за жизнь,

за любовь, за свободу, за творчество...

АКТЕР ИВАН УРГАНТ — об исполнителе роли Высоцкого

 

Персонаж моего героя собирательный. Это скорее артист Всеволод Абдулов, но внешне никаких пересечений с артистом Абдуловым у меня нет. На Ивана Дыховичного я тоже на самом деле похож разве что прической. Но Дыховичный на тот момент уже и не был очень близок с Высоцким, насколько я знаю. А ростом я вообще больше похож на Хмельницкого... Что касается актера, исполнившего роль Владимира Высоцкого, могу сказать только, что

я пришел в проект, когда уже шел кастинг, который проводил Петр Буслов. До этого слышал от своих приятелей, что кто-то еще пробовался. А потом пригласили меня. И вдруг выходит из гримерки Владимир Семенович Высоцкий и заговаривает со мной! На пробах мы играли сцену в самолете, первое появление в фильме моего героя. Человек, который играл Высоцкого, — я до сих пор не знаю, кто это. Я так хотел узнать это, что однажды ворвался в гримерку без стука. Там какая-то женщина седая без одежды стояла спиной, и я сразу выбежал...



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.