Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Анализ стихотворения Любовь - одна З. Н. Гиппиус.



Анализ стихотворения "Любовь - одна" З. Н. Гиппиус.

Зинаида Гиппиус стояла у истоков русского символизма и была одним из его негласных лидеров. Ее поэзия отмечена выразительным сочетанием интеллектуальной глубины и психологической подвижности, ритмической изысканностью и стилистическим мастерством. Брюсов отмечал исключительное умение поэтессы "писать афористически, замыкать свою мысль в краткие, выразительные, легко запоминающиеся формулы".

Единый раз вскипает пеной
И рассыпается волна.
Не может сердце жить изменой,
Измены нет: любовь — одна.

Мы негодуем иль играем,
Иль лжем — но в сердце тишина.
Мы никогда не изменяем:
Душа одна — любовь одна.

Однообразно и пустынно,
Однообразием сильна,
Проходит жизнь… И в жизни длинной
Любовь одна, всегда одна.

Лишь в неизменном — бесконечность,
Лишь в постоянном — глубина.
И дальше путь, и ближе вечность,
И всё ясней: любовь одна.

Любви мы платим нашей кровью,
Но верная душа — верна,
И любим мы одной любовью…
Любовь одна, как смерть одна.

Зинаида Гиппиус являлась представителем символистов Петербургского кружка. (Остальные представители: Д. Мережковский, А. Белый, А. Блок).

Петербургский кружок опирался на философию Владимира Соловьева (двоемирие), для них символы представлены в религиозном значении (символы священного писания).

Произведение «Любовь одна» Зинаиды Николаевны Гиппиус впервые было опубликовано в журнале «Северный вестник». Стихотворение относится к 1896 году. Оно вошло всобрание стихотворений 1889–1903.

В этом стихотворении Зинаида Гиппиус затрагивает фундаментальные темы человеческого существования: любовь, вечность, душа, бесконечность, жизнь, смерть. Ведущей линией через все стихотворение простирается тема любви, которая концентрируется на утверждении любовь - одна, которое преподносится в разнообразных смысловых оттенках.

В первой строфе Гиппиус сразу вводит образ волны, как символа любви. Она вскипает и рассыпается лишь раз. Из таких волн состоит море: много людей и каждый любит по-разному, но жить изменой сердце просто не способно. Волна, как и любовь, всего одна.

Гиппиус говорит о том, что нет достойных или недостойных любви ( как символ), нет избранных для этого чувства, ведь для любви не важно кто ты, перед нею все равны: “Не все ль равно, кого отметит, Кого пронижет луч до дна, Чье сердце меч прозрачный встретит, Чья отзовется глубина?”

Любовь настолько противоречива, что человеческому разуму сложно постичь это чувство, поэтому она: “Неразделимая нетленна, Неуловимая ясна, Непобедимо неизменна Живет любовь, - всегда одна”

В последней строфе Гиппиус говорит о том, что любовь светла, чиста и небесна, тем самым рисует ее образ белым цветом.

Все слова-символы: волна, любовь, тишина, бесконечность, душа, вечность.

Начинается произведение строками о вскипающей пеной морской волне. Они задают тон всему стихотворению, создают эффект звукописи, аллитерации «любим мы одной любовью… Любовь…», «верная душа верна», «однообразно …, однообразием…»; В произведении применено множество средств художественной выразительности, среди которых анафора "мы - мы", неоднократное повторение рефрена "любовь - одна" усиливает значимость данного утверждения. Сравнение "волна вскипает пеной", "в сердце тишина".

Лирический герой наделяется индивидуальными чертами, которые объясняются особенностями ее психологического статуса, жизненного пути. В центре внимания не чувства, не переживания, а "психологизм лирического я".

Композиционная структура стихотворения состоит из пяти катренов с перекрестной рифмой ("пеной - изменой", "волна - одна").



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.