|
|||
Прочитайте текст У. Фохта. Озаглавьте его. Выполните упражнения, направленные на проверку глубины и точности понимания текста.
9 класс. Домашняя работа по родной русской литературе. Дата: 12 февраля 2021 Прочитайте текст У. Фохта. Озаглавьте его. Выполните упражнения, направленные на проверку глубины и точности понимания текста. Работа над текстом Это упражнение поможет Вам овладеть еще одним видом экзаменационного письменного высказывания – сочинением-рецензией на исходный текст. I. Прочитайте отрывок из статьи русского литературоведа У. Фохта, посвященной роману М. Лермонтова «Герой нашего времени». 1) Главный объект художественного внимания Лермонтова – это внутренний мир героя времени, его психология. 2) Позиция автора высказана словами рассказчика в предисловии к журналу Печорина: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа...» 3) Внимание к внутреннему миру человека было унаследовано Пушкиным, Гоголем и Лермонтовым от романтизма. 4) Однако психологизм Пушкина, Гоголя, Лермонтова отличался от романтического тем, что он стал не формой самовыражения писателей, а объектом художественного изучения и изображения. 5) Своеобразие раскрытия внутреннего мира «Героя нашего времени» заключается прежде всего в том, что «история души» Печорина дается последовательно аналитически. 6) Если Пушкин давал «очертания характеров» (Чернышевский), обнаруживая их прежде всего в поступках, показывая таким образом сложность и противоречивость характеров, то в «Герое нашего времени» Лермонтов целиком сосредоточился на аналитическом изображении своего героя. 7) В такой манере рисуется уже и внешний облик Печорина. 8) Отдельные черты его портрета оказываются «признаками», «по долгом наблюдении» обнаруживающими черты характера, вполне раскрывающиеся при других условиях. 9) Этот путь проникновения во внутренний мир человека формулируется и обобщенно: «Я замечал, что всегда есть какое-то странное отношение между наружностью человека и его душой...» («Тамань»). 10) Анализу постоянно подвергаются не только внешний облик героя, но и его поступки и переживания. 11) Особенно развернут самоанализ Печорина в его «журнале». 12) Пристальный интерес к психологии героя приводит и такой особенности лермонтовского изображения характера, как внимание к оттенкам, нюансам душевного склада героя, к «ускользающему от определения, но понятному взору» («Княжна Мери»). 13) Лермонтов стремится передать эти «ускользающие» черты. 14) В Печорине автор замечает «какую-то нервическую слабость», «в его улыбке... что-то детское» в его коже «какую-то женскую нежность», в глазах какой-то «фосфорический блеск». 15) Стремление через внешний облик обрисовать тончайшие оттенки характера героя обусловливало использование эпитетов и сравнений, невозможных в прозе Пушкина, вызывало распространенность предложений, так непохожих на краткую пушкинскую фразу. 16) Но, как отметил это один из исследователей языка Лермонтова: «Вне круга описаний, рассуждений и психологических медитаций Лермонтов чаще всего остается верен пушкинскому принципу быстрого повествования…». (У. Фохт) II. Выберите правильный ответ. 1. Определите стиль и тип речи данного текста. а) художественный, описание; б) научный, рассуждение; в) публицистический, повествование; г) официально-деловой, описание 2. О чем говорится в этом отрывке из статьи известного литературоведа У. Фохта? а) Об истории создания романа «Герой нашего времени»; б) О своеобразии психологизма в романе «Герой нашего времени»; в) О причинах поражения декабристского восстания; г) Об истоках конфликта Печорина с обществом. 3. Какое утверждение выражает главную мысль текста? а) В образе Печорина Лермонтов выразил свое представление об идеальном герое. б) Пушкин и Гоголь первыми открыли для русской литературы человеческую душу. в) Лермонтов нашел новые способы изображения внутреннего мира человека души. г) Главную роль в передаче мыслей и чувств человека играют эпитеты и сравнения. 4. Какое высказывание противоречит смыслу текста? а) В центре лермонтовского романа стоит яркая, оригинальная личность. б) Автор романа изображает процесс зарождения и развития тех или иных мыслей в душе героя. в) Автор, изображая внешность своего героя, пытается раскрыть его внутренний мир. г) У Лермонтова, как и у романтиков, психологизм является формой самовыражения. 5. На какой вопрос нельзя найти ответ в этом тексте? а) Какие художественные функции выполняет пейзаж в повести «Тамань»? б) Какие средства использует писатель для раскрытия внутреннего мира своего героя? в) Чем отличается психологический анализ Лермонтова от изображения внутреннего мира в произведениях Пушкина? г) Каковы главные особенности психологизма Лермонтова? 6. О каком приеме раскрытия внутреннего мира Печорина не говорится в этой статье? а) портрет; б) самоанализ; в) поступки героя; г) сон 7. Значение какого слова указано неверно? а) ординарный – своеобразный, необыкновенный; б) формулировать – кратко и точно выражать мысли, решения; в) анализировать – подробно и всесторонне рассматривать; г) нюанс – оттенок 8. Какое утверждение неверно? а) Автор в своем тексте использует многочисленные цитаты, чтобы аргументировать свои суждения. б) Автор текста использует яркие сравнения, необычные метафоры, чтобы передать свою любовь к грандиозной личности Лермонтова. в) Автор текста использует сложные синтаксические конструкции, чтобы отразить глубину и богатство мысли. г) Автор использует термины, чтобы точнее сформулировать мысль. 9. Укажите средство связи предложений 3 и 4. а) синоним; б) лексический повтор и союз; в) синтаксический параллелизм и указательное местоимение; г) личное местоимение и наречие. 10. Каким примером необходимо подтвердить следующее высказывание: «Характерной чертой текста является использование имен существительных, называющих действия. Эта черта придает тексту строгость и точность изложения» а) «своеобразие раскрытия внутреннего мира»; б) «пристальный интерес к психологии героя»; в) «непохожих на краткую пушкинскую фразу»; г) «Лермонтов стремится передать…»
|
|||
|