Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Прочитайте текст У. Фохта. Озаглавьте его. Выполните упражнения, направленные на проверку глубины и точности понимания текста.



 

9 класс. Домашняя работа по родной русской литературе.

Дата: 12 февраля 2021

Прочитайте текст У. Фохта. Озаглавьте его. Выполните упражнения, направленные на проверку глубины и точности понимания текста.

Работа над текстом

Это упражнение поможет Вам овладеть еще одним видом экзаменационного письменного высказывания – сочинением-рецензией на исходный текст.

I. Прочитайте отрывок из статьи русского литературоведа У. Фохта, посвященной роману М. Лермонтова «Герой нашего времени».

1) Главный объект художественного внимания Лермонто­ва – это внутренний мир героя времени, его психология. 2) Позиция автора высказана словами рассказчика в преди­словии к журналу Печорина: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа...»

3) Внимание к внутреннему миру человека было унаследо­вано Пушкиным, Гоголем и Лермонтовым от романтизма. 4) Однако психологизм Пушкина, Гоголя, Лермонтова отли­чался от романтического тем, что он стал не формой само­выражения писателей, а объектом художественного изуче­ния и изображения.

5) Своеобразие раскрытия внутреннего мира «Героя наше­го времени» заключается прежде всего в том, что «история души» Печорина дается последовательно аналитически. 6) Если Пушкин давал «очертания характеров» (Чернышев­ский), обнаруживая их прежде всего в поступках, показы­вая таким образом сложность и противоречивость характе­ров, то в «Герое нашего времени» Лермонтов целиком сосредоточился на аналитическом изображении своего героя. 7) В такой манере рисуется уже и внешний облик Печорина.

8) Отдельные черты его портрета оказываются «признаками», «по долгом наблюдении» обнаруживающими черты характера, вполне раскрывающиеся при других условиях. 9) Этот путь проникновения во внутренний мир человека формулируется и обобщенно: «Я замечал, что всегда есть какое-то странное отношение между наружностью человека и его душой...» («Тамань»). 10) Анализу постоянно подвергаются не только внешний облик героя, но и его поступки и переживания. 11) Особенно развернут самоанализ Печорина в его «журнале».

12) Пристальный интерес к психологии героя приводит и такой особенности лермонтовского изображения характера, как внимание к оттенкам, нюансам душевного склада героя, к «ускользающему от определения, но понятному взору» («Княжна Мери»). 13) Лермонтов стремится передать эти «ускользающие» черты. 14) В Печорине автор замечает «какую-то нервическую слабость», «в его улыбке... что-то детское» в его коже «какую-то женскую нежность», в глазах какой-то «фосфорический блеск». 15) Стремление через внешний облик обрисовать тончайшие оттенки характера героя обус­ловливало использование эпитетов и сравнений, невозмож­ных в прозе Пушкина, вызывало распространенность предложений, так непохожих на краткую пушкинскую фразу. 16) Но, как отметил это один из исследователей языка Лермон­това: «Вне круга описаний, рассуждений и психологических медитаций Лермонтов чаще всего остается верен пушкин­скому принципу быстрого повествования…». (У. Фохт)

II. Выберите правильный ответ.

1. Определите стиль и тип речи данного текста.

а) художественный, описание;

б) научный, рассуждение;

в) публицистический, повествование;

г) официально-деловой, описание

2. О чем говорится в этом отрывке из статьи известного литературоведа У. Фохта?

а) Об истории создания романа «Герой нашего времени»;

б) О своеобразии психологизма в романе «Герой нашего времени»;

в) О причинах поражения декабристского восстания;

г) Об истоках конфликта Печорина с обществом. 

3. Какое утверждение выражает главную мысль текста?

а) В образе Печорина Лермонтов выразил свое представление об идеальном герое.

б) Пушкин и Гоголь первыми открыли для русской литературы человеческую душу.

в) Лермонтов нашел новые способы изображения внутреннего мира человека души.

г) Главную роль в передаче мыслей и чувств человека играют эпитеты и сравнения.

4. Какое высказывание противоречит смыслу текста?

а) В центре лермонтовского романа стоит яркая, оригинальная личность.

б) Автор романа изображает процесс зарождения и развития тех или иных мыслей в душе героя.

в) Автор, изображая внешность своего героя, пытается раскрыть его внутренний мир.

г) У Лермонтова, как и у романтиков, психологизм является формой самовыражения.

5. На какой вопрос нельзя найти ответ в этом тексте?

а) Какие художественные функции выполняет пейзаж в повести «Тамань»?

б) Какие средства использует писатель для раскрытия внутреннего мира своего героя?

в) Чем отличается психологический анализ Лермонтова от изображения внутреннего мира в произведениях Пушкина?

г) Каковы главные особенности психологизма Лермонтова?

6. О каком приеме раскрытия внутреннего мира Печорина не говорится в этой статье?

а) портрет; б) самоанализ; в) поступки героя; г) сон

7. Значение какого слова указано неверно?

а) ординарный – своеобразный, необыкновенный;

б) формулировать – кратко и точно выражать мысли, решения;

в) анализировать – подробно и всесторонне рассматривать;

г) нюанс – оттенок

8. Какое утверждение неверно?

а) Автор в своем тексте использует многочисленные цитаты, чтобы аргументировать свои суждения.

б) Автор текста использует яркие сравнения, необычные метафоры, чтобы передать свою любовь к грандиозной личности Лермонтова.

в) Автор текста использует сложные синтаксические конструкции, чтобы отразить глубину и богатство мысли.

г) Автор использует термины, чтобы точнее сформулировать мысль. 

9. Укажите средство связи предложений 3 и 4.

а) синоним; б) лексический повтор и союз; в) синтаксический параллелизм и указательное местоимение; г) личное местоимение и наречие.

10. Каким примером необходимо подтвердить следующее высказывание:

«Характерной чертой текста является использование имен существительных, называющих действия. Эта черта придает тексту строгость и точность изложения»

а) «своеобразие раскрытия внутреннего мира»;

б) «пристальный интерес к психологии героя»;

в) «непохожих на краткую пушкинскую фразу»;

г) «Лермонтов стремится передать…»

           



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.