|
||||||||||||
Структура комментарияСтр 1 из 3Следующая ⇒
Вопросы отправлять Илюхина Татьяна Владимировна
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы вспомним структуру сочинения по тексту, типичные ошибки и рассмотрим, что значит «прокомментировать проблему». Строить работу лучше всего в соответствии с теми критериями, по которым ее будут проверять: 1. Формулирование проблемы. 2. Комментарий проблемы. 3. Авторская позиция. 4. Ваше мнение (согласие/несогласие с позицией автора). 5. Первый аргумент. 6. Второй аргумент. 7. Вывод. Все части работы должны быть взаимосвязаны, плавно перетекать одна в другую. Для этого необходимо определить ход развертывания мысли, продумать логические переходы между частями. Каждую часть следует начинать с новой строки. Отсутствие связок между абзацами - типичный недочет сочинений, за который снимают баллы. Кроме того, к типичным ошибкам относятся отступления от темы, несоразмерность частей, нарушение последовательности изложения мыслей, отсутствие связи между предложениями. Что значит «прокомментировать» проблему? При комментировании проблемы учащийся показывает свое умение работать с текстом. Комментарий – это последовательный, логичный анализ текста, где нужно на конкретных примерах из текста объяснить, почему писатель размышляет об этом вопросе и почему использует эти слова и выражения, а также изобразительно-выразительные средства, чтобы доказать, что заявленная в сочинении проблема действительно присутствует в тексте. Попробуйте ответить на вопросы: Насколько актуально то, о чём пишет автор? Кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой? По возможности коснитесь истории вопроса. Постарайтесь передать содержание текста, но помните, что пишете не изложение, а сочинение, поэтому постарайтесь передать идеи автора своими словами; можете использовать отдельные цитаты, но не увлекайтесь ими. Следует отметить, что в этой части сочинения также возможны как минимум два способа изложения материала: 1. от частных фактов к формулировке проблемы. Например: «Начиная разговор на эту тему, автор буквально «наступает на больную мозоль». Действительно, кто из нас с подобным не сталкивался? На вопросы, которыми писатель предваряет свои размышления, тут же начинаешь мысленно отвечать: «И это случалось», «И это видели, а это, простите, и сами по глупости делали». А потом и себе задашь вопрос: «Почему у нас такое творится, отчего происходит?» От невежества, глупости, бескультурья? А может быть, оттого что не научились уважать личность другого человека? Ведь пакостник никогда не думает о том, что кто-то старался, вкладывал силы, душу. А. В. Даль как раз советует: «Всякую пакость к себе примени...» 2. от формулировки проблемы к комментарию. Например: «Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости». Так сказал однажды великий русский поэт А.С. Пушкин. Актуальна ли эта проблема в наше время? Многие ли могут оглянуться назад и с теплотой вспомнить то, что было в далеком прошлом, например в юности, в детстве? Именно о сказочной поре своего детства, о том времени, когда формируется характер и мировоззрение ребенка, закладываются те основы, с которыми ему придется жить в будущем, и рассуждает Ю. Нагибин в своем тексте». Можно также воспользоваться речевыми клише: «Размышляя над актуальной во все времена (актуальной особенно в наше время, злободневной, философской, глубокой, главной, общественно значимой, вечной, важной, общечеловеческой) автор обращается (к фактам из своей жизни рассказывает историю NN, использует примеры из классической литературы, приводит высказывания такого-то и пр.). Можно выделить два типа комментария. 1. Текстуальныйкомментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы. Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов: · Как, на каком материале автор раскрывает проблему? · На чем заостряет внимание? Почему? · Какие имена (факты, события) упоминает автор? Для чего? · Какие эмоции автора выражены в тексте? · Как выражено отношение автора к изображаемому? В чем это проявляется? · Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме? 2. При концепционномкомментарии в центре внимания интерпретация проблемы текста, ее актуальность, столкновение различных мнений поданному вопросу и т.п. Найдите ответы на следующие вопросы: · К какому типу принадлежит эта проблема? (Социальная, философская, экологическая, нравственная и т.п.) · Актуальна ли эта проблема в наши дни? В чем ее значимость для общества? · Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? Касается ли она каждого из нас или только людей определенного возраста, рода занятий и т.п.? · Почему эта проблема привлекла внимание автора? · Какой аспект (какую сторону) этой проблемы рассматривает автор? · К каким выводам автор подводит читателя? Следует помнить, что в любом случае комментарий должен опираться на прочитанный текст. В качестве комментария можно использовать: § Цитаты известных людей. § Истории, произошедшие с людьми. § Примеры из жизни, которые приводят авторы в своих текстах. § Размышления автора, связанные с проблемой. Структура комментария § Пример из текста. § Пояснение примера. § Смысловая связь между примерами. § Пример-иллюстрация из текста. § Пояснение.
|
||||||||||||
|