Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Структура комментария



 

Вопросы отправлять
на электронную почту tilyuhina68@mail.ru,
или страницу ВКонтакте https://vk.com/ilyuhina_t_v,
Индивидуальные консультации по тел. 0721693268, 0950579315.

Илюхина Татьяна Владимировна

Дата 9 февраля 2021 г.
№ занятия по расписанию
Группа 3 вг
Учебная дисциплина Русский язык
Вид занятия Консультация. Подготовка к ГИА

 

 

Здравствуйте, ребята.

Сегодня мы вспомним структуру сочинения по тексту, типичные ошибки и рассмотрим, что значит «прокомментировать проблему».

Строить работу лучше всего в соответствии с теми критериями, по которым ее будут проверять:

1. Формулирование проблемы.

2. Комментарий проблемы.

3. Авторская позиция.

4. Ваше мнение (согласие/несогласие с позицией автора).

5. Первый аргумент.

6. Второй аргумент.

7. Вывод.

Все части работы должны быть взаимосвязаны, плавно перетекать одна в другую. Для этого необходимо определить ход развертывания мысли, продумать логические переходы между частями. Каждую часть следует начинать с новой строки. Отсутствие связок между абзацами - типичный недочет сочинений, за который снимают баллы. Кроме того, к типичным ошибкам относятся отступления от темы, несоразмерность частей, нарушение последовательности изложения мыслей, отсутствие связи между предложениями.

Что значит «прокомментировать» проблему?

При комментировании проблемы учащийся показывает свое умение работать с текстом.

Комментарий – это последовательный, логичный анализ текста, где нужно на конкретных примерах из текста объяснить, почему писатель размышляет об этом вопросе и почему использует эти слова и выражения, а также изобразительно-выразительные средства, чтобы доказать, что заявленная в сочинении проблема действительно присутствует в тексте.

Попробуйте ответить на вопросы:

Насколько актуально то, о чём пишет автор?

Кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой?

По возможности коснитесь истории вопроса.

Постарайтесь передать содержание текста, но помните, что пишете не изложение, а сочинение, поэтому постарайтесь передать идеи автора своими словами; можете использовать отдельные цитаты, но не увлекайтесь ими.

Следует отметить, что в этой части сочинения также возможны как минимум два способа изложения материала:

1. от частных фактов к формулировке проблемы. Например: «Начиная разговор на эту тему, автор буквально «наступает на больную мозоль». Действительно, кто из нас с подобным не сталкивался? На вопросы, которыми писатель предваряет свои размышления, тут же начинаешь мысленно отвечать: «И это случалось», «И это видели, а это, простите, и сами по глупости делали». А потом и себе задашь вопрос: «Почему у нас такое творится, отчего происходит?» От невежества, глупости, бескультурья? А может быть, оттого что не научились уважать личность другого человека? Ведь пакостник никогда не думает о том, что кто-то старался, вкладывал силы, душу. А. В. Даль как раз советует: «Всякую пакость к себе примени...»

2. от формулировки проблемы к комментарию. Например: «Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости». Так сказал однажды великий русский поэт А.С. Пушкин. Актуальна ли эта проблема в наше время? Многие ли могут оглянуться назад и с теплотой вспомнить то, что было в далеком прошлом, например в юности, в детстве? Именно о сказочной поре своего детства, о том времени, когда формируется характер и мировоззрение ребенка, закладываются те основы, с которыми ему придется жить в будущем, и рассуждает Ю. Нагибин в своем тексте».

Можно также воспользоваться речевыми клише: «Размышляя над актуальной во все времена (актуальной особенно в наше время, злободневной, философской, глубокой, главной, общественно значимой, вечной, важной, общечеловеческой) автор обращается (к фактам из своей жизни рассказывает историю NN, использует примеры из классической литературы, приводит высказывания такого-то и пр.).

Можно выделить два типа комментария.

1. Текстуальныйкомментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы.

Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов:

· Как, на каком материале автор раскрывает проблему?

· На чем заостряет внимание? Почему?

· Какие имена (факты, события) упоминает автор? Для чего?

· Какие эмоции автора выражены в тексте?

· Как выражено отношение автора к изображаемому? В чем это проявляется?

· Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?

2. При концепционномкомментарии в центре внимания интерпретация проблемы текста, ее актуальность, столкновение различных мнений поданному вопросу и т.п. Найдите ответы на следующие вопросы:

· К какому типу принадлежит эта проблема? (Социальная, философская, экологическая, нравственная и т.п.)

· Актуальна ли эта проблема в наши дни? В чем ее значимость для общества?

· Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? Касается ли она каждого из нас или только людей определенного возраста, рода занятий и т.п.?

· Почему эта проблема привлекла внимание автора?

· Какой аспект (какую сторону) этой проблемы рассматривает автор?

· К каким выводам автор подводит читателя?

Следует помнить, что в любом случае комментарий должен опираться на прочитанный текст.

В качестве комментария можно использовать:

§ Цитаты известных людей.

§ Истории, произошедшие с людьми.

§ Примеры из жизни, которые приводят авторы в своих текстах.

§ Размышления автора, связанные с проблемой.

Структура комментария

§ Пример из текста.

§ Пояснение примера.

§ Смысловая связь между примерами.

§ Пример-иллюстрация из текста.

§ Пояснение.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.