Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Анализ УМК Планета знаний



Анализ УМК "Планета знаний"

 

УМК "Планета знаний"состоит из учебников, рабочих тетрадей, дидактических и методических пособий по всем основным предметам для всех классов начальной школы.

 

Научно-теоретическим основанием концепции учебно-методического комплекта "Планета знаний" являются работы отечественных психологов, педагогов, дидактов, посвященные рассмотрению общих дидактических и педагогических подходов к созданию учебников и содержанию образования, возрастных возможностей усвоения знаний и формирования учебной деятельности младших школьников, проблем развивающего обучения и др.
Содержание, структура, дидактическая и методическая системы, подбор иллюстративного и справочного материала реализуют требования нового государственного стандарта начального общего образования, базисного учебного плана, опираются на "Концепцию содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)" и современные педагогические технологии, ориентированные на создание условий для освоения ребенком новой для него учебной деятельности, развитие и формирование учебных умений, которые помогут ему в дальнейшем образовании и самообразовании.

 

Целью данного комплекта является создание образовательного пространства, характеризующегося разнообразием видов учебной деятельности, в котором младший школьник выступает как сбъект, обладающий правом выбора вида учебной деятельности, партнера, средств и пр.

Образовательное пространство УМК "Планета знаний" обеспечивает:

· практическое усвоение учащимися нового стандарта начального общего образования (в том числе общеучебных умений, навыков и способов деятельности);

· формирование, развитие и сохранение у учащихся интереса к учебной деятельности;

· сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей путем построения для каждого учащегося своей траектории усвоения учебного материала;

· интеллектуальное, эмоционально-ценностное, социально-личностное, познавательное, эстетическое развитие и саморазвитие ребенка и сохранение его индивидуальности;

· проявление самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в различных видах деятельности.

 

Основная особенность этого комплекта заключается в его целостности. Она проявляется в единых ценностных приоритетах; в единстве дидактических подходов; в единстве структуры учебников и рабочих тетрадей по всем классам и предметам; в единстве сквозных линий типовых заданий; в единой навигационной системе, в единстве подходов к организации учебной и внеучебной деятельности..

 

Структура, организация учебного материала, система заданий, оформление всех учебных материалов УМК «Планета знаний» несут смысловую нагрузку, направлены на развитие младших школьников и формирование у них общеучебных умений и навыков.

Содержание каждого учебника делится на три–пять крупных разделов, которые начинаются со специального разворота – маршрута, где изобразительными средствами представлены содержание, логика и этапы изучения материала, что позволяет учащимся представить последовательность изложения учебных тем и сформировать понимание плана их изучения. Каждый урок делится на инвариантную и вариативную части. Каждый раздел учебника завершается проверочной работой, тренинговыми заданиями и проектной деятельностью.

Такая структура учебников и рабочих тетрадей обеспечивает возможность организации дифференцированного подхода к обучению. Авторский коллектив исходил из того, что дифференцированный подход к обучению –это прежде всего учет индивидуального темпа развития ребенка и построение его личной траектории движения в образовательном пространстве.

 

Первый уровень дифференциации реализуется через деление учебного материала во всех учебниках и рабочих тетрадях на инвариантную и вариативную части. Инвариантная часть соответствует обязательному минимуму содержания и содержит в себе необходимый учебный материал. Вариативная часть включает дополнительный материал.

В любой школе, в любом классе все дети разные по уровню и темпу развития. И учащимся предлагается сделать выбор. Ближайшая цель – обязательный минимум содержания, перспективная цель – достижение максимального уровня освоения материала, предлагаемого авторами, безусловно, с учетом возрастных возможностей младших школьников.

Инвариантная и вариативная части в учебных материалах имеют разную цветовую окраску. Для облегчения выбора все однотипные задания во всех учебниках и рабочих тетрадях имеют свою маркировку: это обеспечивает комфорт ученику и учителю при работе с частями комплекта.

 

Второй уровень – в вариативной части представлена система разнообразных заданий по видам деятельности (творческой, интеллектуальной и поисковой).

Наиболее сложные задания включены в «интеллектуальный марафон». Они ориентированы на развитие у детей самостоятельности, инициативности, творческих способностей, на формирование умения правильно использовать знания в нестандартной ситуации.

Задания повышенной сложности отличаются разнообразием по сложности, по типам и форме представления результата.

Вся система заданий («творческие задания», задания на «информационный поиск», «дифференцированные задания» и «интеллектуальный марафон») направлена на формирование у младших школьников умения учиться. Она, с одной стороны, предоставляет ученику пространство самостоятельного выбора заданий, соответствующих уровню его подготовленности, а с другой стороны – дает учителю возможность конструировать уроки с опорой на индивидуальные возможности каждого ученика и общий уровень подготовленности всего класса.

 

Третий уровень – проверочные и тренинговые задания. Они есть в учебниках и рабочих тетрадях и направлены на формирование у младших школьников навыка самоконтроля; обеспечивают индивидуальную работу с учащимися и диагностику их знаний; способствуют организации самостоятельной работы школьников.

 

Четвертый уровень – проектная деятельность. Проекты представлены на специальных разворотах, которые есть в каждом учебнике. Работа над проектами способствует умению планировать и организовать свою деятельность, расширению кругозора учеников по темам, близким к учебным, формирует у них умение работать с информацией и умение работать в разных группах, выполняя разные социальные роли (приобретаются коммуникативные умения), развивает творчески. Эта форма работы носит исключительно добровольный характер и поможет учителю в организации внеурочной деятельности. В учебниках представлены творческие, информационные и практико-ориентированные проекты.

Содержание УМК создает условия для проявления самостоятельности и инициативности, развития творческих способностей ребенка в различных видах и формах деятельности. Одной из форм является «работа в паре». Учащимся предоставляется возможность «учиться, обучая»: объяснять учебный материал другим, переосмысливать свои знания, рефлексировать, смотреть на объясняемое с новых, не ученических позиций. Процесс обучения при «работе в паре» приближается к реальной жизни, в которой приходится быстро ориентироваться в изменяющейся обстановке. Более того, «работа в паре» помогает детям в формировании коммуникативных навыков.

Реализация в комплекте межпредметных и внутрипредметных связей помогает младшему школьнику удерживать и воссоздавать целостность картины мира, видеть разнообразные связи между объектами и явлениями, обеспечивает его целостное развитие с учетом возрастных и психологических особенностей.

Учитель, работающий по данному УМК, имеет все необходимое для эффективной организации не только учебно-воспитательного процесса, но и для осуществления внеклассной работы по предмету, воспитательной работы по духовно-нравственному развитию ученика. В содержание УМК «Планета знаний» заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал. Отбор содержания учебного материала в каждом учебном предмете осуществлён с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Система учебников «Планета Знаний» воспитывает в детях благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своей семье, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.

В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что все структурные составляющие комплекта «Планета знаний» позволяют прежде всего формировать у учащихся такие общеучебные умения и навыки, как: умение решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций; работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами; овладевать первоначальными умениями поиска необходимой информации; самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи; определять способы контроля и оценки деятельности; определять причины возникающих трудностей и пути их устранения; умение договариваться, распределять работу, оценивать общий результат деятельности и свой вклад в него.

Авторский коллектив стремился средствами УМК «Планета знаний» создать комфортный и результативный для учителя и ученика процесс обучения; предоставить условия для формирования и развития у учащихся интереса к учению; продемонстрировать интеграцию учебной и внеурочной деятельности в единый учебно-воспитательный процесс; обеспечить реальную социализацию учащихся.

 

 

Источники

 

1. Сайт Инфоурок. https://infourok.ru/analiz-umk-planeta-znaniy-3926281.html

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.