|
|||
Тема. Стилевые особенности в творчестве русских композиторов. М.П. Мусоргский
6а класс Урок № 19 Дата 09.02.2021
Здравствуйте, ребята. Тема. Стилевые особенности в творчестве русских композиторов. М.П. Мусоргский Цели: · Продолжать знакомить обучающихся с творчеством М.П. Мусоргского. · Формировать представления о музыке как о художественном воспроизведении жизни. · Воспитывать личностное понимания историко-нравственной сущности музыкального наследия.
Муз.материал. Тип урока. Урок с применением ДОТ.
Ход урока: 1. Организационный момент. 2. Сообщение темы урока. 3. Работа по теме урока:
Беседа о русском композиторе ХІХ века Модесте Петровиче Мусоргском. Модест Петрович Мусоргский – один из самобытных русских художников, чей авторитет в музыкальном мире за истёкшие 100 лет ничуть не уменьшился, а возрос во всех странах мира. Он принадлежит к числу тех великих художников, которые, отразив исключительно ярко жизнь своей эпохи, сумели в то же время заглянуть далеко в будущее. Новаторство Мусоргского было такого типа, когда смелое утверждение нового в искусстве протекало при резком отрицании всего традиционного, рутинного. Мусоргский, по словам Б. В. Астафьева, обогнал свое время на несколько десятков лет «вперед и дал толчок развитию новых музыкальных течений в Европе и в России». Прожил М. П. Мусоргский всего 42 года, но жизнь его была заполнена мыслями о трагической судьбе народа и желанием облегчить участь его. В одном из писем к другу и единомышленнику он пишет: «... народ хочется сделать; сплю и вижу его, ем и помышляю о нем. Пью - мерещится мне он. Он один, цельный, большой, непокрашенный и без сусальности». М. П. Мусоргский - представитель древнейшего русского рода (потомок князя Смоленского-Рюриковича). Судьба готовила ему легкую жизненную дорогу. По семейной традиции он должен был стать военным. Но композитор распорядился своей судьбой иначе. С 19 лет начинает серьезно заниматься музыкой - делом, которое тогда не считалось достойной профессией, отдает землю крестьянам и отпускает их на волю, а сам посвящает свою жизнь искусству. Освоение его искусства современниками и новыми поколениями полно драматизма. Большинство крупных писателей и общественных деятелей не «расслышало» Мусоргского. Его искусство обнаружило, как по сравнению с ним были скованы его современники (редакция его опер Римским-Корсаковым). И по сей день его произведения остаются во многом загадкой. Таким образом, с одной стороны – прижизненная непонятость, с другой – колоссальный диапазон посмертных влияний, неисчерпаемость предпосылок к актуализации. В отношении наследия среди других русских композиторов Мусоргский отличается некоторой жанровой узостью. В основном – оперные и вокальные сочинения, немного – фортепианная музыка. 7 опер (не все закончены), около 100 произведений вокального жанра, также вокальные циклы; для фортепиано – несколько пьес и сюита «Картинки с выставки»; симфоническая оркестровая пьеса «Ночь на Лысой горе». Стиль, музыкальный язык.Мелодия. Мусоргский впервые свободно смешивает интонационные обороты, как художник смешивает краски на палитре. Именно мелодическая изобретательность – главный носитель и корень новаторства Мусоргского. Он – типично вокальный композитор, музыкант, мыслящий в музыке вокально. Суть вокальности Мусоргского – в самом ощущении музыкального искусства не через инструмент, а через голос, через дыхание. Послушайте сцену коронации на царство Бориса Годунова. https://www.youtube.com/watch?v=2RGzcPfLcks
Послушайте песню Варлаама из оперы «Борис Годунов» https://www.youtube.com/watch?v=46mym4w2SPs
Сравните эти фрагменты и ответьте, как меняется характер музыки и почему?
Вокальная работа. Дыхательные упражнения. Продолжаем разучивать песню Я.Френкеля «Баллада о гитаре и трубе». https://ipleer.com/song/127454382/YA._Frenkel_-_Ballada_o_gitare_i_trube_Frenkel_-_Levitanskij/
Спасибо за внимание. До свидания.
|
|||
|