Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





класс. Дата урока: 10.02.2021. Музыка. Живопись. Литература Что написано?  Конечно, это виды искусства. Мы сегодня на уроке будем искать сходства и различия,  будем сравнивать произведения музыкального и изобразительного искусства. Рассматривая произведен



 5 класс

Дата урока: 10.02.2021

Тема урока : «Музыкальная живопись и живописная музыка»

.Цель урока: Научить находить общее и различное между музыкой и живописью.
- Формирование умений сравнивать образы музыкальных произведений с образами произведений изобразительного искусства;

- Побудить детей к самостоятельному поиску звуковых образов;
- Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение;
- Развивать чувственные ощущения от прослушанных музыкальных произведений изобразительного ряда;
- Развивать познавательную активность в процессе сравнивания музыки и живописи;
- Воспитывать в детях эстетический вкус, стремление к творчеству.

 

Музыка. Живопись. Литература Что написано?  Конечно, это виды искусства. Мы сегодня на уроке будем искать сходства и различия,  будем сравнивать произведения музыкального и изобразительного искусства. Рассматривая произведения живописи, будем думать, можно ли услышать живопись, а вслушиваясь в музыкальные сочинения, можно ли увидеть музыку. Тема нашего урока: «Музыкальная живопись и живописная музыка».

 Слова цвет, оттенки, цвета употребляются в изобразительном искусстве.
Заглянем в мастерскую русского художника В. Борисова-Мусатова. Вот он ставит на мольберт готовую картину, садится на подоконник, долго неподвижно «слушает» свою красочную композицию – звучание разных тонов в сочетании красок, - любуется гармонией цветовых пятен на полотне.
В своем дневнике он записывает: «Я сижу дома и задаю концерты себе одному. В них вместо звуков все краски… Я импровизирую… Мечты мои всегда впереди… Они мне создают целые симфонии… Мои помыслы – краски, мои краски – напевы…»
- Ребята, всмотритесь в картины художника.

Какими словами можно передать настроение его живописных полотен?
- Какие особенности линии, цвета, колорита, композиции картины передают покой, тишину, уравновешенность? Какая музыка созвучна картинам В. Борисова-Мусатова.

У: Ребята, посмотрите, пожалуйста, перед вами еще одна картина художника В. Борисова-Мусатова. («Водоем») Обратим внимание на детали картины. Кто изображен на переднем плане?


 Две женщины. Одна из них стоит, другая сидит… Они находятся у пруда или озера… На картине запечатлены две дорогие художнику женщины – его невеста и сестра, в парке, любимой им усадьбы. Как вы думаете, какое у них настроение? Они мечтают… Вспоминают о чем-то… Грустят…
Давайте Опишим их позу. Одежды.
 Обе неподвижны, замерли… Одежда у них необычная… Кружевные, прозрачные накидки… Ощущается какая-то хрупкость…
 Действительно, их изображения проникнуты светлой грустью. Женщины словно находятся в каком-то оцепенении. Кружевные тонкие накидки придают фигурам изящество.
Какие средства изобразительного языка помогают передать состояние задумчивости, созерцательности?
Плавные, мягкие линии… Приглушенные краски… Неподвижность фигур…
 Ребята, скажите, что еще изображено художником на картине?
 Берег… Пруд или озеро… Отражение облаков и деревьев в воде…
Как вы думаете, что в картине главное – образы природы или образы женщин? А может быть они находятся в неразрывном единстве друг с другом?
Главное – природа… Нет, главное люди… А, по-моему, они связаны. Если бы на картине не было бы женщин, то труднее было бы уловить ее настроение.Мне кажется, что последнее высказывание очень точное. А теперь ответьте: какой цвет преобладает в картине?
 Голубой – вода, одежда… Зеленый – деревья, растения на другом берегу… есть еще и белый цвет – облака… И немного коричневого – берег… Розоватая накидка, на стоящей девушке.
Преобладает голубой цвет. Он во взаимодействии с белым, зеленым, розовым передает разные интонации, разное настроение: от мечтательной грусти до возвышенной просветленности.
В музыке есть понятие «ритм» - чередование коротких и длинных звуков. В живописи так же есть свой ритм – повторы одинаковых линий, цветовых пятен… Давайте попытаемся найти элементы картины, которые повторяют округлость правого края водоема.
Мягкие, округлые линии складок платья сидящей девушки… Округлые очертания облаков… Также линии камней на берегу, слева… Проблески между листвой деревьев также округлые…
Да, очень ритмично перекликаются различные элементы картины. А теперь, самый непростой вопрос: каковы особенности композиции картины?
 В ней два плана: первый-женские фигуры, второй-природа… Картина словно обрывается, в ней не дорисован пруд.
 Вы верно подметили, что в картине два плана. Первый-вертикальный, фигуры женщин, отражение стволов деревьев в воде; второй-горизонтальный-берег, гладь водоема. Художник рисует, как бы с двух точек зрения. (девушек Борисов-Мусатов изображает увиденными прямо перед собой, а водоем-как будто верху).
Интересна мысль о том, что картина словно не дописана. Художник замкнул правую часть полотна закругленной линией берега, а левую часть оставил открытой, исключив из изображения линию горизонта.
Этот прием придает ей особую прелесть, очарование, способствуя сохранению одного эмоционального состояния – тихой грусти, одухотворенности, раздумий о смысле бытия.
Звучит романс С.Рахманинова «Островок».
Звучание эмоционального состояния художника.
Ребята, какая картина Борисова-Мусатова звучит как этот романс?
https://www.youtube.com/watch?v=0qBdn-DEFvk


 Неторопливый темп, спокойная, мечтательная интонация, негромкое произношение слов. Певучая мелодия повторяется в начале и в конце произведения. (Задумчивость, покой, мечтательность, тишина, неподвижность, замкнутость).
 Какую роль играют повторы звуков, мотивов, паузы в создании муз. образа
Давайте сравним язык произведений двух видов искусства: музыки и живописи.
Первые два четверостишья, композитор сохранил одну и ту же мелодию, в которой преобладает состояние покоя.
Композитор и поэт любуются красотой природы, эмоциональное состояние способно вызвать в человеке желание побыть наедине с природой, с самим собой, со своими сокровенными чувствами.
М. Горький сказал о музыке С.В. Рахманинова: «Как хорошо он слышит тишину».
Послушайте, пожалуйста произведение С. В. Рахманинова. В каком жанре написано это музыкальное произведение? Каков его сюжет? Основная идея. Сравнение настроения мелодии и слов романса – позиция Тютчева нашла яркое образное воплощение в ликующих призывных интонациях «Весенних вод» С.В. Рахманинова.

https://www.youtube.com/watch?v=upSZWWPWCP4


Просмотр картин Левитана


Рассматривая эти картины попробуем сопоставить различные средства выразительности художественных произведений
мелодия – линия
ритм – ритм
лад – цветовая гамма
Эмоциональный тон – колорит
Форма музыки – композиция

 «…Все, хоть и не очень громко, но радостно поет о весне». Но это другой образ весны – отличающийся от «Весенних вод» С.В. Рахманинова.

 Какую роль играет музыка в жизни человека? Как она пробуждает творческое воображение писателей, художников, композиторов, вдохновляя их на создание произведений искусства?
Домашнее задание:1. Записать тему урока и прослушанные произведения.

                              2. Нарисовать рисунок в тетради к одному из прослушанных произведений.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.