|
||||||||||||||||||||||||
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ (записать в тетрадь) ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ (записать в тетрадь) Общие свойства и характеристики электромагнитных волн.
ТАБЛИЦА «ШКАЛА ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ВОЛН»
Источник (примеры) |
Свойства | Применение | ||||||||||||||||||||||
Радиоволны | ʎ=10-3-103м ν=105-1011Гц | Получают с помощью колебательных контуров и макроскопических вибраторов | Радиоволны различных частот и с различными длинами волн по-разному поглощаются и отражаются средами, проявляют свойства дифракции и интерференции | Радиосвязь, телевидение, радиолокация | ||||||||||||||||||||
Инфракрасное (тепловое) излучение | ʎ=8*10-7-2*10-3м ν=3*1011-4*1014Гц | Излучаются молекулами и атомами вещества. Инфракрасное излучение дают все тела при любой температуре. Человек излучает эмв: ʎ=9*10-6м | Проходит через некоторые непрозрачные тела, производит химическое действие на фотопластинки, поглощаясь веществом, нагревает его, вызывает внутренний фотоэффект у германия, невидимо, способно к явлению интерференции и дифракции. | Получают изображение предметов в темноте, в приборах ночного видения (ночные бинокли), в тумане, системы самонаведения. Используют в криминалистике, физиотерапии, в промышленности для сушки окрашенных изделий, стен зданий, древесины, фруктов. | ||||||||||||||||||||
Видимое излучение | ʎ=8*10-7- 4*10-7м ν=4*1011-8*1014Гц | Часть видимого излучения воспринимаемого глазом (от красного до фиолетового | Отражается, преломляется, воздействует на газа, способно к дисперсии, интерференции, дифракции. | |||||||||||||||||||||
Ультрафиолетовое излучение | ʎ=10-8-4*10-7м ν=8*1011-3*1015 Гц (меньше, чем у фиолетового) | Газоразрядные лампы с трубками из кварца (кварцевые лампы). Излучаются всеми твердыми телами, у которых температура больше 10000С, а также светящимися парами ртути. | Высокая химическая активность (разложение хлорида серебра, свечение кристаллов сульфида цинка), невидимо, большая проникающая способность, убивает микроорганизмы, в небольших дозах благотворно влияет на организм человека (загар), но в больших дозах оказывает отрицательное биологическое воздействие: изменение в развитии клеток и обмене веществ, действует на глаза. | |||||||||||||||||||||
Рентгеновское излучение | Излучаются при большом ускорении электронов, например, их торможении в металлах. Получают при помощи рентгеновской трубки: электроны в вакуумной трубке (р=10-3-105Па) ускоряются электрическим полем при высоком напряжении, достигая анода, при соударении резко тормозят. При торможении электроны движутся с ускорением и излучают электромагнитные волны с малой длиной от 100 нм до 0,01 нм. | Интерференция, дифракция рентгеновских лучей на кристаллической решетке, большая проникающая способность. Облучение в больших дозах вызывает лучевую болезнь. | В медицине(диагностика заболеваний внутренних органов), в промышленности (контроль за внутренней структурой различных изделий, сварочных швов) | |||||||||||||||||||||
Y-излучение | ʎ=3,3*10-11м ν=3*1020 и более Гц | Ядерные реакции | Имеет огромную проникающую способность, оказывает сильное биологическое воздействие. | В медицине, промышленности ( Y-дефектоскопия) | ||||||||||||||||||||
Вывод:
Вся шкала электромагнитных волн является свидетельством того, что все излучения обладают одновременно квантовыми и волновыми свойствами. Квантовые и волновые свойства в этом случае не исключают, а дополняют друг друга. Волновые свойства ярче проявляются при малых частотах и менее ярко -при больших. И наоборот, квантовые свойства ярче проявляются при больших частотах и менее ярко - при малых. Чем меньше длина волны, тем ярче проявляются квантовые свойства, а чем больше длина волны, тем ярче проявляются волновые свойства. Все это служит подтверждением закона диалектики (переход количественных изменений в качественные).
Закрепление изученного материала. Постарайтесь ответить на вопросы:
- Что позволяет объединить все виды электромагнитного излучения в одну шкалу электромагнитных волн?
- На какие виды излучений принято делить шкалу электромагнитных волн?
- Называя виды электромагнитных излучений, укажите их диапазоны длин волн или диапазоны частот.
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|