Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вопрос 2. Педагогика как наука и практика. Предмет и задачи педагогики.



Вопрос 2. Педагогика как наука и практика. Предмет и задачи педагогики.

Для определения педагогики как науки важно установить границы ее предметной области, ответив на вопрос: «Что же она изучает?» Поэтому необходимо осмысление объекта и предмета педагогики. В этой связи необходимо определить и такое понятие, как педагогический процесс.

Объект– это область действительности, которую исследует данная наука. Объектом педагогики выступает образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения человека.

Предмет– это способ видения объекта с позиций данной науки.

Предметом педагогики является сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс.

Под педагогическим процессом понимают специально организованное, развивающего во времени и рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.

Педагогическая наука исследует сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развития педагогического процесса, разрабатывает теорию и технологию его организации, совершенствует содержание и создает новые организационные формы, методы и приемы педагогической деятельности воспитателей и воспитанников (детей и взрослых).

Исходя из такого понимания объекта и предмета педагогики, можно сделать вывод, что педагогика – это наука о воспитании, обучении ,образовании ,направленная на развитие личности.

Как самостоятельная наука педагогика выделилась в 17 в. английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом и понималась как «руководство к чтению». В 17 в. чешский педагог Ян Амос Коменский выделил педагогику как научную дисциплину.

Педагогическая наука осуществляет те же функции, что и любая другая научная дисциплина: описание, объяснение и предсказание явлений действительности, которую она изучает.

Различают следующие функции педагогической науки:

- общетеоретическую

- прогностическую

- практическую

Общетеоретическая функция. Педагогическая наука дает теоретический анализ закономерностей педагогического процесса. Она описывает педагогические факты, явления, процессы; объясняет, по каким законам, при каких условиях, почему они протекают; а также, делает выводы.

Прогностическая функция. Педагогика научно обосновывает свои предвидения развития педагогической реальности (какой будет школа будущего, как будет изменяться контингент обучающихся и т.п.). На базе такого прогноза становится возможным более уверенное планирование. В области воспитания особенно велика значительность научных прогнозов.

Практическая (прикладная, преобразовательная) функция. На основе фундаментального знания усовершенствуется педагогическая практика. Разрабатываются новые методы, средства, формы, системы обучения, воспитания, управления образовательными структурами.

Единство всех функций педагогики позволяет наиболее полно решать задачи педагогического процесса в различных типах образовательно-воспитательных учреждений.

Задачи педагогики:

1. Исследование закономерностей воспитания, обучения, управления образовательными системами и разработка в этих областях новых систем, форм, методов и средств.

2. Изучение практического опыта педагогической деятельности.

3. Прогнозирование развития образования.

4. Разработка теоретических и методологических основ инновационных процессов в педагогике.

5. Внедрение результатов исследования в практику.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.