Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Характеристика налогов и сборов



2 Характеристика налогов и сборов

2.1 Признаки налога и сбора

Налоги, налоговая политика, налоговая система, налогообложение постоянно находятся в центре внимания всего общества в любом государстве. Налог - одно из основных понятий финансовой науки. Проблемы правильного понимания его природы обусловлены тем, что налог – понятие не только экономическое, но и правовое, социальное, философское. Налогообложение, как элемент экономического строя общества, присуще всем государственным системам, как рыночного, так и не рыночного типа хозяйствования. Процесс взимания налогов осуществляется государством и, более того, является его функцией.

Определение понятия «налог» тесно связано с категорией «государство». Оно зависит не только от раскрывающих данное понятие теоретических концепций, но и от уровня развития самого государства, состояния его экономики и социально-политических отношений. Знакомства с налоговой системой достаточно для того, чтобы судить о том, на какой ступени развития находится государство. Если в налоговой системе сделан акцент на косвенном и имущественном налогообложении, то, вероятнее всего, мы имеем дело со слаборазвитой в промышленном отношении страной. Если же в структуре налогов преобладают прямые налоги, объектом которых выступают доходы граждан, юридических лиц, их имущество, то это свидетельствует о том, что речь идет о высокоразвитой экономике.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ). При этом должны соблюдаться принципы справедливости по отношению к плательщику и достижения большей эффективности взимания налогов.

Для анализа этой категории следует выделить ее признаки. Признаки налога — это неотъемлемые существенные свойства налога универсального характера, по наличию полной совокупности которых в законодательной практике из всей совокупности обязательных платежей в пользу государства можно идентифицировать налоговые платежи. В приведенном выше понятии можно выделить три признака налога:

- обязательности (императивности) — отличает уплату налога, как безусловную обязанность налогоплательщика при возникновении у него объекта налогообложения. Налогоплательщик не вправе отказаться от исполнения в полном объеме возложенной на него обязанности. Обязательность налога обеспечивается мерами государственного принуждения, т.е. силой государства в лице налоговых, правоохранительных и судебных органов, которые при нежелании налогоплательщика добровольно исполнить свою обязанность сделают это принудительно;

- индивидуальной безвозмездности — отсутствие прямого встречного исполнения какого-либо обязательства со стороны государства по отношению к конкретному налогоплательщику, т.е. оклад налога никогда не возвращается субъекту налога и последний при этом не получает ничего взамен: ни права участия в каких-либо хозяйственных операциях, ни права пользования материальными и нематериальными объектами, ни права какого-либо действия (ввоза, вывоза товаров), ни документа. Этот признак выделяет пошлины из налогов.

- смена формы собственника - посредством налогов часть собственности индивидуума (корпорации) в денежной форме переходит в государственную, при этом образуется централизованный денежный фонд (бюджетный фонд). Суммы налогов поступают только в бюджетный фонд, в котором обезличиваются. Поэтому налоги не являются целевыми отношениями. Этот признак позволяет отличить их от сборов (целевой сбор на содержание правоохранительных органов, сбор на нужды образовательных учреждений, курортный сбор).

Существуют еще два фундаментальных признака налога, с помощью которых из всей совокупности обязательных платежей можно уверенно выделить именно налоговые, а именно регулярности (периодичности) уплаты и законности.

Признак относительной регулярности означает определенную периодичность - уплаты налога в строго отведенные законом сроки, т.е. налог — это не разовое, а регулярное изъятие денежных средств, при условии сохранения у налогоплательщика объекта налогообложения.

Законность как признак означает, что установление, порядок исчисления и уплаты налогов, их изменение или отмена осуществляются исключительно на основе закона. Налогоплательщики обязаны уплачивать только законно установленные налоги.

Таким образом, наиболее полным видится следующее определение категории «налог».

Налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный, относительно регулярный и законодательно установленный платеж, уплачиваемый организациями и физическими лицами в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Согласно ст. 8 НК РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Схожесть и различия признаков налога и сбора представлены в таблице 1.

 

Таблица 1. - Признаки налога и сбора

Признаки

Налог Сбор
Законность: установление, порядок исчисления и уплаты налога, его изменение или отмена осуществляются исключительно на основе закона Законность: установление, порядок исчисления и уплаты сбора, его изменение или отмена осуществляются исключительно на основе закона
Обязательность (императивность): возникновение обязанности по уплате налога в результате несвободного выбора плательщика Обязательность (императивность): возникновение обязанности по уплате сбора в результате несвободного выбора плательщика
Индивидуальная безвозмездность: отсутствие встречного удовлетворения (эквивалента прав) Индивидуальная возмездность: наличие встречного удовлетворения (эквивалента прав)
Относительная регулярность уплаты: регулярное осуществление платежа при наличии объекта обложения Относительная нерегулярность уплаты: нерегулярное осуществление взноса при возникновении потребности в юридически значимых действиях
Цель платежа: финансовое обеспечение деятельности государства и (или) муниципальных образований Цель платежа: покрытие затрат государства (его уполномоченных органов), связанных с оказанием юридически значимых действий

 

Анализируя два законодательных определения (налога и сбора), достаточно сложно увидеть их различия. В определении сбора отсутствуют два признака, присутствующих в характеристике налога: индивидуальной безвозмездности, уплаты в целях финансового обеспечения деятельности государства. Вместо них введен признак индивидуальной возмездности, а именно предоставление определенного эквивалента «юридически значимых действий» в отношении плательщика сбора. И это вполне объективная рокировка признаков. Однако при этом совершенно непонятно: достаточно ли для разграничения данных понятий одного признака индивидуальной безвозмездности или возмездности? Почему сбор не увязывается ни с формой взимания в виде отчуждения, ни с денежным способом уплаты, ни с целями его взимания? Ведь эти моменты при уплате сбора абсолютно идентичны уплате налога, за исключением, пожалуй, различающихся целей. Почему отсутствует признак нерегулярности и законности сборов?

Все эти вопросы подводят нас к суждению, что законодательная трактовка сбора, как и налога, является достаточно противоречивой. Для более адекватной характеристики сбора может быть предложено следующее определение.

Сбор — это обязательный, индивидуально возмездный и законодательно установленный государством взнос, уплачиваемый организациями и физическими лицами с целью получения ими от уполномоченных органов и должностных лиц юридически значимых действий.

 

2.2. Элементы налога и основная налоговая терминология

Развивающиеся в течение нескольких тысячелетий налоговые теория и практика выработали огромное количество специальных налоговых терминов, которые достаточно прочно укоренились и широко используются в разработке налогового законодательства. В области налогов и налогообложения не существует единых стандартов (в отличие от бухгалтерского учета и аудита). В большинстве стран мира получили распространение следующие общепризнанные названия элементов налогов и налоговая терминология:

Элементы налога – отражают социально-экономическую сущность налога, его родовые признаки. Характеристика элементов налога (налоговая терминология) используются в законодательных актах и нормативных документах государства, определяющих условия налогообложения, его организации, порядок исчисления и взимания налогов, его администрирование.

Налогообложение - процесс установления и взимания налогов в стране, определение видов, объектов величин налоговых ставок, носителей налогов, порядка их уплаты, круга юридических и физических лиц в соответствии с выработанной налоговой политикой принципами их установления.

Субъект налога (налогоплателъщик) это физическое либо юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность по внесению оклада налога в бюджетный фонд. При определенных условиях субъект налога может переложить уплату налога на другого субъекта, который и будет действительным носителем налога, или фактическим конечным плательщиком.

Носитель налога - физическое или юридическое лицо, уплачивающее оклад налога субъекту налога, а не государству. В действительности субъект и носитель налога не совпадают только тогда, когда существуют условия для его переложения. Классический пример переложения налога - косвенный налог. Тогда субъектом налога является производитель, продавец товара, а носителем налога - потребитель товара.

Объект налога (объект обложения) - имущество, доход, предмет, добавленная стоимость, отдельные виды деятельности и др., которые служат основанием для обложения налогом. Объекты налога многообразны. К ним относятся: недвижимое имущество - земельные участки, дома, строения и т.п.; движимое имущество, ценные бумаги, денежные средства (на счетах в банке, в кассе хозяйствующего субъекта); предметы потребления - чай, сахар, соль и т.д.; доходы - заработная плата, прибыль, рента и др.

Источник налога- доход субъекта либо носителя налога, из которого вносится оклад налога. Например: источником налога на прибыль является прибыль; налога на доходы физических лиц- заработная плата, доходы лиц, работающих не по найму, дивиденды по акциям и т. д. Источник может совпадать с объектом налога, примером может служить НДФЛ с рабочих и служащих: объект налога - заработная плата (она же источник налога).

Единица (масштаб) налога-единица измерения объекта налога, принятая за основу для исчисления оклада налога. Такой единицей по НДФЛ может служить 1 рубль дохода, по земельному налогу - единица измерения площади (0,01 га, 1 м2).

Ставка налога- размер налога, установленный на единицу налога. Ставка может устанавливаться в абсолютных суммах (в рублях) либо в процентах. Различают: твердые (или равные), пропорциональные, прогрессивные, регрессивные ставки.

Оклад налога - сумма налога, исчисленная на весь объект налога за определенный период времени, подлежащая внесению в бюджетный фонд. В действительности в момент установления государством налога, как отношения, возлагающего обязанности на субъект, никаких денежных платежей не осуществляется. И только тогда, когда конкретный субъект по определенному налогу исчислит оклад налога и внесет его в соответствующий бюджетный фонд, осуществится платеж (уплата денег).

Налоговый период - время, определяющее период исчисления оклада налога и сроки внесения последнего в бюджетный фонд (например, ежеквартально, один раз в месяц, один раз в квартал, один раз в год).

Налоговая квота - доля оклада налога в источнике налога. Она может быть исчислена по конкретному налогу, а также в целом по субъекту налога (по совокупному налогу). Налоговая квота отражает тяжесть налогового бремени, она показывает, какую часть доходов плательщика изымает каждый отдельный налог и все налоги в совокупности.

Налоговая льгота - снижение размера (тяжести) налогообложения. Могут применяться следующие льготы: введение налогооблагаемого минимума - освобождение от налога части объекта налога; установление налогового иммунитета - освобождение от налогов отдельных лиц или категорий плательщиков; понижение ставок налога; уменьшение оклада налога; предоставление налогового кредита (отсрочка внесения оклада налога); изъятие из налогообложения части объекта налога; освобождение от отдельных видов налогов и ряд др.

Налоговая политика - комплекс мероприятий в области налогов, направленных на достижение каких-либо целей. Налоговые льготы, объекты и ставки налогов служат инструментами налоговой политики.

Налоговый кадастр - перечень объектов налога с указанием их доходности. Применяют земельный, подомовой и другие кадастры; они служат для определения средней потенциальной доходности объекта налогов - земли, строений и т. д.

Система налогов и сборов - совокупность и структура налогов и сборов страны в соответствии с их классификацией, установленной в законодательном порядке.

Переложение налогов - полное или частичное перенесение налога его плательщиком на другое лицо, с которым оно вступает в различные экономические отношения и которое становится носителем налога. Проблема переложения - одна из самых сложных в финансовой науке. Механизмы переложения налогов весьма разнообразны. В частности, различают прямое и обратное переложение налогов. Прямое переложениеналогов совершается посредством включения налога в цену. Так происходит с налогами на потребление, когда фигурирующий в качестве налогоплательщика производитель или торговец перекладывает налог на потребителя путем повышения цены. Обратное переложение налогов выражается в понижении цены и имеет место, например, при продаже земли, домов, акций, облигаций, когда налог переносится на продавца посредством вычета из продажной цены капитализированной суммы налога.

Налоговый иммунитет - освобождение лиц, занимающих особо привилегированное положение, от обязанности платить налоги в соответствии с национальным и международным правом.

Налоговая декларация- официальное документальное заявление налогоплательщика о полученных им подлежащих налогообложению доходах за определенный период, о распространяющихся на них налоговых скидках и льготах. Обычно заполняется по определенной, регламентированной форме непосредственно декларантом. 

Налоговое бремя- обобщенная характеристика действия налогов, указывающая на долю изъятий в совокупном доходе государства, а также в доходах отдельных категорий плательщиков. Наиболее распространенным показателем налогового бремени является доля налогов в ВВП.

Налоговое обязательство - налоговое правоотношение, в силу которого налогоплательщик обязан выполнить все необходимые требования по исчислению и уплате налога, а государство в лице уполномоченных органов вправе требовать от налогоплательщика исполнения этого обязательства. Налоговое обязательство существует при наличии обстоятельств, установленных налоговым законодательством страны.

Налоговая оговорка- условие во внешнеторговых контрактах, договорах об оказании услуг, кредитных соглашениях, устанавливающее, что каждая из договаривающихся сторон обязуется уплатить за свой счет все налоги и сборы, полагающиеся по данной сделке на территории ее страны. Налоговая оговорка регулирует отношения между экспортерами и импортерами по поводу уплаты налогов.

Налоговые каникулы- установленный законом срок, в течение которого определенная группа организаций освобождается от уплаты определенного налога.

Налогообложение двойное- неоднократное обложение одного и того же объекта налога. Налогообложение двойное распространено во всех странах, например при обложении доходов предприятия с последующим обложением образующихся из них индивидуальных доходов. Оно может иметь место также при взимании налогов разными государствами (в случае отсутствия межгосударственных налоговых соглашений), при обложении государственными и местными налогами и в некоторых других случаях.

Налогоплательщики- юридические и физические лица, которые в соответствии с законом обязаны уплачивать налоги.

Юридическое лицо- организация, учреждение, предприятие, фирма, выступающие в качестве единого самостоятельного носителя прав и обязанностей, имеющего следующие признаки:

- независимость существования от входящих в его состав отдельных лиц;

- наличие имущества, обособленного от имущества участников;

- право приобретать, пользоваться и распоряжаться собственностью;

- право осуществлять от своего имени экономические операции;

- право выступать от своего имени в суде в качестве истца или ответчика;

- самостоятельная имущественная ответственность.

Юридическое лицо имеет свое фирменное наименование, устав (юридический адрес), а также печать и расчетный счет в банке. Юридическое лицо проходит государственную регистрацию и заносится в государственный реестр.

Физическое лицо - гражданин, участвующий в экономической деятельности и выступающий в качестве полноправного ее субъекта. К физическим лицам относят граждан данной страны, иностранных граждан, лиц без гражданства, которые действуют в экономике в качестве самостоятельных фигур, обладают правом лично проводить определенные хозяйственные операции, регулировать экономические отношения с другими лицами и организациями, вступать в отношения с юридическими лицами. Физическое лицо действует от собственного имени, не нуждается в создании и регистрации фирмы, предприятия (что необходимо юридическим лицам).

Налоговый агент - лицо, на которое в силу принятых актов налогового законодательства возлагаются обязанности по исчислению в соответствующий бюджет (бюджетный фонд) налога или сбора.

Резидент - юридическое или физическое лицо, зарегистрированное или безвыездно проживающее в данной стране более 183 дней. Резиденты обязаны в своих экономических действиях придерживаться законов данной страны, платить налоги в соответствии с законами и нормами этой страны.

Нерезидент: 1) юридическое лицо, действующее в данной стране, но зарегистрированное как субъект хозяйствования в другой; 2) физическое лицо, действующее в одной стране, но постоянно проживающее в другой. Для нерезидентов могут быть установлены особые правила налогообложения.

 

 

2.3. Функции налогов

 

Функции любой экономической категории раскрывают ее сущность и внутреннее содержание, а также выражают общественное назначение. Именно через функции обеспечивается взаимосвязь теоретической сущности и предназначения данной категории с конкретными формами ее воплощения в экономической практике. Функции налогов должны раскрывать сущностные свойства и внутреннее содержание налога как сложной финансово-экономической категории. Следовательно, функции налогов должны выражать общественное назначение налогообложения не только как способа мобилизации финансовых ресурсов в распоряжение государства, но и как средства государственного регулирования экономики, а также основы перераспределительных отношений в процессе создания общественного богатства.

Основные функции налогов:

1) фискальная — заключается в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности;

2) регулирующая — означает, что налоги, участвуя в распределительном процессе, либо стимулируют, либо сдерживают темпы экономического развития;

3) распределительная — выражает социально-экономическую сущность налога как особого инструмента перераспределительных отношений;

4) контрольная — обеспечивает государственный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, за источниками доходов и направлениями расходов.

Фискальная функция является главной и отражает основное предназначение налогообложения — изъятие посредством налогов части доходов организаций и граждан в пользу государства с целью создания материальной основы для реализации им своих функциональных обязанностей. Данная функция присутствует во всех налогах в любой налоговой системе, она была единственной на ранних периодах налогообложения. Со временем ее значение не только не ослабло, но и продолжает в условиях развитых рыночных отношений возрастать. Более того, усиление позиций государства в экономике, социальной, правоохранительной и других сферах ведет к объективному возрастанию государственных расходов, а следовательно, и доли перераспределяемого посредством налогов общественного продукта.

Налоги составляют значительную (около 90%) долю доходной части консолидированного бюджета России. В формировании доходов различные группы налогов играют разную роль.

Регулирующая функция проявляется через комплекс мероприятий в сфере налогообложения, направленных на усиление государственного вмешательства в экономические процессы (для предотвращения спада или стимулирования роста производства, научно-технического прогресса, регулирования спроса и предложения, объема доходов и сбережений населения, объема инвестиций). Суть регулирующей функции налогов применительно к общественному воспроизводству состоит в том, чтобы посредством налогообложения воздействовать не только на макроэкономические пропорции, но и на поведение хозяйствующих субъектов и экономическое поведение граждан: их стремление к потреблению, сбережениям, инвестициям. Следовательно, данная функция реализует не только экономические отношения в иерархической подчиненности (государство — налогоплательщик), но во многом и экономические отношения между налогоплательщиками.

Распределительная функция (ее еще называют социальной) обеспечивает решение ряда социально-экономических задач, находящихся за пределами рыночного саморегулирования. Средством решения этих задач, позволяющим перераспределять общественный продукт между различными категориями населения с целью снижения социального неравенства и поддержания социальной стабильности в обществе, являются налоги и налоговая система, а именно:

- использование прогрессивной шкалы налогообложения личных доходов, т.е. использование определенной прогрессии в зависимости «большие доходы — большие налоги»;

- использование повышенных акцизов и пошлин на товары не первой необходимости, предметы роскоши;

- использование ориентированных льгот, необлагаемых минимумов, различных налоговых вычетов, освобождений от обложения, пониженных налоговых ставок (например, в обложении личных доходов используется значительный их арсенал, в НДС товары первой необходимости или освобождаются от обложения или облагаются по более низкой ставке);

- использование компенсационных и накопительных социальных платежей (в России — страховые платежи), бремя уплаты которых возлагается не на работника, а перекладывается на работодателя.

Распределительная функция реализуется также через индивидуальную безвозмездность налогов. Наименее обеспеченные слои населения могут платить минимум налогов или вообще их не платить на законных основаниях, но при этом пользоваться значительным объемом услуг (образования, здравоохранения, социальной защиты), финансируемых государством за счет налоговых поступлений от организаций и более обеспеченных граждан. Таким образом, распределительная (социальная) функция обеспечивает не только регулирование фактической величины налоговой нагрузки исходя из уровня доходов различных слоев населения, но и позволит в определенной мере компенсировать низкие доходы государственными трансфертами и услугами.

Контрольная функция заключается в оценке соответствия размеров налоговых обязательств и налоговых поступлений, т.е. своевременности и полноты исполнения налогоплательщиками (плательщиками сборов) своих обязанностей. Государственный контроль является важным фактором, препятствующим уклонению от уплаты налогов и развитию теневого сектора экономики. Кроме того, данная функция способствует повышению эффективности реализации других функций налогов, в первую очередь — через сопоставление налоговых доходов с финансовыми потребностями государства — их фискальной функции. Через эту функцию обеспечивается контроль над финансовыми потоками, определяется необходимость реформирования налоговой и бюджетной систем.

 

2.4. Классификация налогов и сборов

Классификация налогов — это обоснованное распределение налогов и сборов по группам, произведенное на основании определенного разграничивающего признака и обусловленное целями (задачами) систематизации и сопоставлений.

Из данного определения вытекают два важных требования, предъявляемые к любой классификации. Во-первых, в основе разработки каждой налоговой классификации должен лежать конкретный классифицирующий признак, будь то способ взимания, принадлежность к определенному уровню управления, субъект, предмет, способ или источник обложения, характер применяемой ставки, назначение налоговых платежей и т.п. Во-вторых, каждая классификация должна служить определенным практическим или научным целям (задачам), т.е. должна быть востребована теорией или практикой обложения. Группировка налогов, не отвечающая этим двум требованиям, не может иметь статус классификации.

Основные классификации налогов представлены в табл. 2.2.

Таблица 2.2 – Классификация налогов в РФ

№ п/п Классифицирующий признак Виды налогов
Принадлежность к уровню управления • федеральные налоги и сборы • региональные налоги • местные налоги и сборы
Субъект обложения • налоги с юридических лиц • налоги с физических лиц • налоги с юридических и физических лиц
Степень переложения • прямые налоги • косвенные налоги
Характер отражения в Системе национальных счетов (СНС) • налоги на производство и импорт • налоги на доходы и имущество
Предмет (объект) обложения • налоги с имущества • налоги с доходов • налоги с потребления • налоги с использования ресурсов
Способ обложения • налоги, уплачиваемые «по декларации» • налоги, уплачиваемые «у источника выплат» • налоги, уплачиваемые «по уведомлению»
Бухгалтерский источник уплаты • налоги, уплачиваемые с выручки от реализации • налоги, относимые на себестоимость • налоги, относимые на финансовый результат • налоги, относимые на оплату труда • налоги, уплачиваемые с валовой прибыли
Назначение налогов • налоги общего характера • налоги целевого характера

 

1. Классификация налогов по принадлежности к уровнюуправления и власти подразделяет все налоги на федеральные, субъектов РФ и местные. Данная классификация — единственная из всех представленных ниже — имеет прямой законодательный статус: на ней основана вся логика построения и изложения НК РФ. Она имеет не только принципиальное нормативно-правовое, но и существенное практическое значение для решения различных задач налогового федерализма.

Основу разграничения этих видов налогов и сборов составляет не уровень бюджета, в который они зачисляются, а то, каким уровнем управления они устанавливаются и на какой территории обязательны к уплате. Так, в соответствии со ст. 12 НК РФ разграничивают федеральные, региональные и местные налоги.

Федеральными признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ. К ним относятся:

1) налог на добавленную стоимость (НДС), ставки 0%, 10% и 20%;

2) акцизы;

3)налог на доходы физических лиц (НДФЛ); ставки 13%, 15%, 30%, 9%, и 35%;

4) налог на прибыль организаций; 20%;

5) налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья;

6) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);

7) водный налог;

8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

9) государственная пошлина.

Региональными признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ в порядке и пределах, предусмотренных НК РФ, определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки их уплаты, а так же могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ.

К региональным относятся налоги:

1) на имущество организаций; ставка до 2,2%;

2) на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

Местными признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. Местные налоги и сборы в городах федерального значения — Москве и Санкт-Петербурге — устанавливаются и вводятся в действие законами указанных субъектов РФ.

При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований в порядке и пределах, предусмотренных НК РФ, определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки их уплаты; могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ.

К местным налогам и сборам относятся:

1) налог на имущество физических лиц;

2) земельный налог;

3) торговый сбор.

Страховые взносы в РФ.

 

Не могут устанавливаться региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым Кодексом РФ.

Наряду с рассмотренной выше совокупностью налогов и сборов НК РФ предусматривается применение специальных налоговых режимов.

Специальным налоговым режимом признается особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождения от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Эти режимы устанавливаются НК РФ и применяются в случаях и порядке, предусмотренных НК РФ и иными законодательными актами о налогах и сборах.

К специальным налоговым режимам относятся:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), ставка 6%;

2) упрощенная система налогообложения; доходы 6%, доходы-расходы - 15%;

3) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

4) патентная система налогообложения, 6%;

5) налог на профессиональный доход.

НК РФ устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать дополнительные федеральные налоги, определяется порядок их применения и введения в действие. Таковыми следует считать три дополнительных федеральных налога: единый сельскохозяйственный налог; единый налог при применении упрощенной системы налогообложения. Основанием для отнесения этих налогов к федеральным является логика построения НК РФ, представляющая специальные налоговые режимы в качестве подраздела федеральных налогов и сборов. Четвертый специальный режим не вводит нового налога, а предусматривает только особый порядок налогообложения.

2. Классификация налогов по субъекту обложения включает налоги, взимаемые с юридических и физических лиц, и смешанные, т.е. и с юридических и с физических лиц. Ранее такая классификация была очень востребованной. Однако в последнее время ее теоретическая и практическая значимость постепенно снижается. Изначально эти группы налогов характеризовали также различные аспекты обложения предпринимательской деятельности, жизнедеятельности домохозяйств и универсального обложения этих видов деятельности. Такое достаточно емкое классифицирующее предназначение теперь представляется в значительной мере условным и размытым в связи с форсированным развитием малого предпринимательства не столько в форме юридических лиц, сколько в форме физических лиц — индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Поэтому четко разграничить налоговые платежи по субъектам обложения сейчас не то чтобы сложно (коды бюджетной классификации позволяют сделать это), а скорее теряется однозначность отнесения самих налогов к той или иной группе.

3. Классификация по степени переложения, разделяющая налоги на прямые и косвенные, известна как исторически наиболее универсальная, но вместе с тем и как наиболее теоретически спорная классификация.

Прямые налоги — это малопереложимые налоги, взимаемые непосредственно с дохода или имущества налогоплательщика. В этом случае основанием для налогообложения служат факты получения налогоплательщиком доходов и владения имуществом, а налоговые отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. В группе прямых налогов выделяют реальные и подоходные.

Прямые реальные — это налоги, которыми облагается предполагаемый средний доход от использования того или иного объекта обложения. Но получение такого дохода можно считать условным, поскольку в большинстве случаев он отсутствует. К таковым следует отнести налоги: на имущество организаций, на имущество физических лиц, земельный и транспортный налоги. Эти налоги отражают предполагаемую (мнимую) платежеспособность плательщиков.

Прямые подоходные — это налоги, которыми облагаются действительно полученные доходы (прибыль). Они отражают фактическую платежеспособность плательщиков. К ним относится налог на доходы физических лиц и на прибыль организаций.

Косвенные налоги — это успешно перекладываемые налоги. Они взимаются в процессе оборота товаров (работ, услуг), при этом включаются в виде надбавки к их цене, которая оплачивается в итоге конечным потребителем. Производитель товара (работы, услуги) при их реализации получает с покупателя цену и сумму налога в виде надбавки к цене, которую авансом или в последующем перечисляет государству. Таким образом, косвенные налоги изначально предназначаются для существенного перенесения реального налогового бремени их уплаты на конечного потребителя, а данную группу налогов зачастую характеризуют как налоги на



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.