Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





кл. Музыкальное отделение,. Сольфеджио. Тональности Ре-мажор и си-минор. Работа в си-миноре.. Музыкальная литература. Увертюра «Эгмонт»



2(5) кл. Музыкальное отделение,

 Четверть III, урок 5

Преподаватель: Плюснина Т. В.

Домашнее задание отправлять на эл. почту plysninatat321@gmail.com

до 19.02.2021 г.

 

Сольфеджио

Тональности Ре-мажор и си-минор. Работа в си-миноре.

Тональности Ре-мажор и си-минор параллельные.

Параллельные тональности – это мажор и минор с одинаковыми ключевыми знаками, но с разными тониками.

Для нахождения параллельной минорной тональности необходимо от тоники мажорной тональности построить малую терцию вниз. Полученный звук – тоника параллельного минора.

Например: До мажор - ля минор, Соль мажор – ми минор.

Си минор- тональность, параллельная Ре мажору. Ключевые знаки этих тональностей – фа-диез, до-диез.

 

Пропиши диезы.

 

 

 

Музыкальная литература

Увертюра «Эгмонт»

Работу над музыкой к драме Иоганна Вольфганга Гёте «Эгмонт» Бетховен завершил через два года после создания Пятой симфонии, в 1810 году. Из нескольких инструментальных вокальных номеров, составивших эту музыку, наибольшую известность приобрела оркестровая увертюра. Герой драмы Гёте — реальная историческая личность, граф Эгмонт, живший в середине XVI века. Он происходил из старинного голландского аристократического рода. Храбрый полководец, Эгмонт выступил против испанского владычества во время борьбы Нидерландов за государственную независимость. Его казнили по приказу жестокого испанского наместника, герцога Альбы. Гёте в своей драме идеализировал образ Эгмонта. И ещё больше идеализировал этот образ Бетховен, представив Эгмонта пламенным борцом за свободу своего народа. Именно такая идея увлекла Бетховена при создании увертюры, которая встала в один ряд с героико-драматическими симфониями композитора. По существу, это одночастная симфония с отчетливой программной основой, связанной с содержанием драмы Гёте. Подобно первой части «Патетической сонаты», увертюра начинается медленным вступлением с конфликтным сопоставлением двух тем. Первая из них — мрачные тяжелые аккордовые удары в низком регистре с ритмом сарабанды — старинного испанского танца. Это образ жестокого насилия:

 

В ответ слышатся горестные возгласы второй темы со «стонущими» нисходящими секундами. Тему «запевает» гобой, к которому

присоединяются другие деревянные духовые инструменты, а потом и струнные: Далее во вступлении звучит еще одна тема, заканчивающаяся скорбными секундовыми интонациями: Многократно повторяясь, она преображается в тему главной партии начинающегося сонатного allegro (фа минор). Это сумрачная, но мужественная характеристика самого Эгмонта. Вначале мелодия тихо звучит у виолончелей, затем подхватывается всем оркестром. Тема побочной партии звучит в экспозиции в тональности ля-бемоль мажор, параллельной главной. Здесь ясно узнается воинственный вариант «темы насилия» из вступления, со провождаемый скорбным ответом:

 

Дух отважной борьбы все время ощущается и в экспозиции, и в небольшой по протяженности разработке, и в репризе. При этом в разработке мелодичные варианты начала темы главной партии прерываются жесткими аккордовыми ударами. Возможно, здесь есть связь с образом Клерхен — мужественной и самоотверженной возлюбленной Эгмонта.

Особенно драматичен конец репризы — новое противопоставление тем насилия и скорби. Оно вдруг обрывается, и после трагической паузы тихо звучат несколько печально протянутых аккордов — словно оплакивание гибели героя.

Но вот как бы издалека, сперва приглушенно, но постепенно мощно разрастаясь, начинается большая фа-мажорная кода. В ней будто разворачивается грандиозное торжественное шествие, предсказывая будущую победу над угнетателями. В общем характере этого ярко впечатляющего финального раздела увертюры, в особенностях его музыкального языка и инструментовки много сходного с ликующим, тоже мажорным финалом Пятой симфонии:

 

https://www.youtube.com/watch?v=EPpJVgtHkFM

Вопросы и задания

1. С какими историческими событиями и с каким театральным произведением связано содержание увертюры Бетховена «Эгмонт»?

2. Как построено вступление к увертюре и в чем состоит его связь с ее основным разделом?

3. Расскажите о соотношении и развитии тем в сонатном allegro, составляющем центральный раздел увертюры.

4. Какой образный характер и смысл имеет кода увертюры?

5. С какими другими произведениями Бетховена можно поставить в один ряд его увертюру «Эгмонт»?



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.