Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





кл. Музыкальное отделение,. Четверть 3, урок 4. Сольфеджио. Обращение интервалов



2(4) кл. Музыкальное отделение,

Четверть 3, урок 4

Преподаватель: Плюснина Т. В.

Домашнее задание отправлять на эл. почту plysninatat321@gmail.com

до 13.02.2021

 

Сольфеджио

Обращение интервалов

 

 

Беседы по музыке

А.П. Бородин. Лирико-эпическая опера «Князь Игорь».

Основой оперы стало гениальное произведение древнерусской литературы – «Слово о полку Игореве», написанное в 1187 году. Владимир Васильевич Стасов предложил и разработал сценарий оперы, и в 1869 году Бородин приступил к работе над созданием будущего шедевра, одновременно сочиняя и слова, и музыку. В 1875 году композитор продолжил работу, в которой ему помогали его друзья: Николай Андреевич Римский-Корсаков, Александр Константинович Глазунов и Анатолий Константинович Лядов. В завершенном виде опера предстала перед зрителями только после смерти Бородина. Стоит отметить, что в «Князе Игоре» А.П. Бородин продолжил и развил принципы эпической оперной драматургии, идущие от М.И. Глинки. Основной конфликт в опере возникает между русским народом и чужеземными захватчиками, чьи характеристики противопоставляет композитор. В отличие от литературного первоисточника, где нет описания народных масс, Бородин включает в оперу большое количество хоров и хоровых сцен, в которых ярко выражен характер русского народа, его чувства и думы.

Развитие сюжетной линии оперы «Князь Игорь» отражает грандиозность народных сцен с мощным звучанием хора, и в то же время, необычайные по красоте арии героев.

«Князь Игорь» - лирико – эпическая опера. Музыка оперы основана на интонациях народных песен – русских и восточных. Яркими красками написаны народные сцены, как русские, так и восточные. Русь и Восток показаны в опере многогранно и правдиво.

 

Хоровые сцены — основа всей драматургии, что проявилось в композиции оперы, которая открывается и завершается хорами.

Пролог — большая народно-хоровая сцена. Здесь представлено два коллективных персонажа. Это народ и бояре. В хоре "Солнцу красному слава!" воплощается обобщенный образ русского народа.

https://www.youtube.com/watch?v=uRcSdtwFRD8

В прологе при помощи коллективных персонажей воссоздается образ идеального государства, основанного на вере и монархии, единстве всех слоёв населения. Семантико-драматургическая функция этого хора заключается в выражении мощи русского люда, выражении единства мыслей народа и его властителя князя Игоря. Однако уже в конце первого действия обнаруживаются внутренние противоречия в этом образе. Первый хор челядинцев ("Княжьи молодцы гуляли" 1д) — величальная князю Галицкому, основанная на интонациях плясовых и энергичных разбойничьих песен.

Контрастом звучат взволнованные хоры-жалобы девушек «Ой, лихонько! Ой, горюшко!», "Мы к тебе княгиня", основанные на интонациях плача-причета. Хор челядинцев ("Да, вот кому бы княжить на Путивле") выявляет бунтарское начало. Отрицательный коллективный персонаж челядинцы характеризуется преимущественно посредством плясовых тем. Думается, это не случайно. Как указывает Алексей Васильевич Парин, пляска в православии не поощрялась. Более того, она связывалась с дьявольским, бесовским началом. Так, характеризуя челядь Галицкого пляской, композитор, возможно, прямо указывал на злое, бесовское начало в этом отрицательном персонаже, активно способствующем раздору в государстве князя Игоря.

Хор бояр “Мужайся княгиня ” звучит в финале первого действия во второй картине.

Текст данного хора передаёт очень сильное эмоциональное напряжение. Но ещё больше это состояние подпитывает музыкальный материал, который в свою очередь неразрывно связан с текстом. Такая взаимосвязь текста с музыкальным материалом даёт остроту ощущения, эмоции, состояния. Эмоциональное напряжение создаёт реплика княгини, перекликающаяся с хоровой партией. Её волнение, эмоции, ожидания передаются именно через эту черту партии. Очень чётко композитор показал чувства, эмоции, скорбь и печаль этого хора.

https://www.youtube.com/watch?v=wOUa4MrQ1yQ

 

Таким образом, семантико-драматургическая функция этого коллективного персонажа заключается в обнажении противоречий в государстве Игоря. Казавшееся по началу идеальным, в итоге оно предстаёт неоднородным, разрозненным.

Второе и третье действия раскрывают новые коллективные образы — образы половцев, представителей восточных народов. Бородин характеризует их яркими, разнообразными хорами и плясками, музыка которых передает негу и знойность Востока, дикость степных кочевников. Во 2-м действии много хоров. Пленительная нежная песня половецкой девушки с хором «На безводьи» и сдержанная мелодия русских пленников сменяются энергичным хором половецкого дозора. Финал 2 действия — половецкая пляска с хором.

Стоит заметить, что в отличие от русского мира, половецкий мир един: в нём нет бунтарей и отрицательных персонажей. Разнообразные коллективные персонажи, репрезентирующие половецкий народ (мальчики, девушки, воины, дозорные) не вступают в противоречия друг с другом и составляют единый неделимый половецкий мир.

https://www.youtube.com/watch?v=-nrpgDis4yw

 

В четвертом действии действует один коллективный персонаж — русский народ. Исполняемый ими хор "Ох, не буйный ветер" называют жемчужиной русской хоровой культуры

.https://www.youtube.com/watch?v=eJk0yVcdD0I

 По своему образному содержанию он ярко контрастен начальному хору оперы, где звучала праздничная музыка славы, героического подъема. Здесь же, наоборот, передана глубокая скорбь порабощенного народа: хор повествует о набегах и разорениях русской земли ханом Гзаком. Автор не использует в этом произведении конкретных народных мелодий. Пользуясь их интонациями в общих чертах , он создает хор, производящий впечатление подлинной старинной песни русского крестьянства. Художественная значимость его еще в том, что хор заключает в себе не только мелодику, характерную для русского народного творчества, но и хоровое многоголосие, отличающееся исключительной красотой звучания. Хор построен в характерной для народной песни строфической форме, и исполняется без сопровождения. Трагические интонации хора передают тяжелое состояние русского государства, раздираемого междоусобными войнами. Так на протяжении всей оперы Бородин прямо указывает на трагизм междоусобицы и на положительные стороны централизации власти (на примере половецкого государства).

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.