Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





уголовно-правовая теория Аристотеля



22уголовно-правовая теория Аристотеля

Аристотель выделяет два типа гражданских поступков:

1 – произвольные действия. Они должны либо наказываться либо поощряться. Мера реакции государства зависит от того нарушен ли закон. Эти поступки могут нарушить справедливость но могут и восстановить. Признаки этих действий: действие совершается под влиянием свободной воли лица, причина действия – заключается в самом субъекте; произвольные действия вызываются определенными стремлениями человека, стремления которые противоречат справедливости влекут за собой ответственность. К произвольным он относит незнание. Незнание это чаще всего результат порочности гражданина. И самым опасным произвольным действием является незнание закона, ибо он сам виноват в своем невежестве. Состояние алкогольного опьянения это тоже результат не знания, ибо человеку известны последствия пьянства – то есть это нарушение принципа умеренности. Наконец единственный случай когда незнание может быть ненаказуемо – если оно относится к частным обстоятельствам.

2 – действия которые совершены под влиянием страсти. Если оно наносит вред оно должно наказываться. Потому что разумный человек должен контролировать свои чувства.

3 – смешанные действия. Оттенок произвольности и непроизвольности. Непроизвольные действия не подлежат ответственности, они не зависят от воли человека, и возникают либо в результате насилия, или в том случае когда человек не может предвидеть последствия. Пример: тиран захватил

власть единолично и что бы ее удержать взял в плен заложников, самых лучших. И пытается вынуждать их принять участие к казни политических противников тирана. На первый взгляд эти действия совершены не преднамеренно. Но если тиран потеряет власть, то полис вполне может привлечь заложников к ответственности. Вывод: вина заложников в том что они обвиняют прежде всего тирана, а не самих себя, за то что они подчинились ему. Ну а если бы заложники воспротивились полис бы их поддержал. Аристотель говорит что действие за которым идет раскаяние преступника – непроизвольное. Тут возможно освобождение. В данном случае лицо предпринимает действие направленные, на то что бы максимально сгладить свою вину. До судебного разбирательства виновный должен сам предпринять действия направленные на возмещение причиненного ущерба.

Аристотель считает, что основой правосудного поведения является принцип справедливости, то есть правосудный гражданин уважает, интересы других и действует на основе законности. Для Аристотеля право – это способ согласования интересов между гражданами на основе равенства и взаимности, которое осуществляется с помощью разумного и справедливого закона, составленного с учетом принципов е естественного права.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.