|
|||
г. (среда). Тема: «Дисперсные системы».. Материалы к уроку.21.10.2020г. (среда) Дисциплина: ОП.06 Материаловедение Группа № 81 Урок № 15 Тема: «Дисперсные системы». Цели урока: - ознакомить обучающихся с основными видами сырья и материалов парфюмерно-косметической промышленности; - раскрыть понятие «дисперсные системы»; - изучить классификацию дисперсионных систем и способы их получения; - воспитывать интерес к профессии «Парикмахер». Материалы к уроку. Среди парфюмерно-косметических изделий часто встречаются дисперсные (раздробленные) системы, в которых одно вещество равномерно распределено в виде частиц внутри другого вещества. В дисперсных системах различают дисперсную фазу – раздробленное вещество того или иного размера и формы и дисперсионную среду – однородное вещество, в котором распределена дисперсная фаза. Например, - в молоке дисперсионная среда – жидкость, дисперсная фаза частички жира; - в мутной глиняной воде дисперсионной средой является вода, а дисперсионной фазой – твердые частички глины. Дисперсионные системы классифицируются: - по степени дисперсности (обычные, коллоидные, грубодисперсные растворы); - агрегатному состоянию дисперсионной среды или дисперсной фазы (суспензии и эмульсии). Системы с размером частиц (дисперсной фазы) менее 1 нм являются обычными (истинными, тонкодисперсными) растворами. Здесь частицы представлены в виде молекул или ионов. Их рассматривают как однофазную систему. Суспензии – это дисперсные системы, в которых дисперсной фазой является твердое вещество с размером частиц более 100 нм (грубодисперсная система), а дисперсионной средой – жидкость, причем твердое вещество практически нерастворимо в жидкости. Чтобы приготовить суспензию, надо взять вещество, которое не растворяется в жидкости, измельчить его до мелкого порошка, а затем высыпать в жидкость и хорошо перемешать. В результате образуется суспензия. Через некоторое время частички выпадут в осадок, чем меньше размеры частиц, тем дольше будет сохраняться суспензия. Эмульсии – это дисперсные системы, в которых одна жидкость (дисперсная фаза) раздроблена в другой, не растворяющей её жидкости (дисперсионная среда). Например, сильно перемешанный раствор воды и масла. Коллоидные растворы, или золи получают дисперсионными конденсационными методами. Диспергирование обычно осуществляют с помощью особых «коллоидных мельниц». Конденсационный метод заключается в получении коллоидных частиц за счет объединения атомов или молекул в агрегаты. Дисперсионной средой коллоидных растворов могут быть различные вещества. Если дисперсионной средой являются газообразные вещества, то дисперсные системы называются аэрозолями, если жидкости – лиозолями, если вода – гидрозолями, если органические жидкости – органозолями. Важным свойством золей является наличие у частиц электрических зарядов одного знака, поэтому частицы золей не соединяются в более крупные единицы и не осаждаются. При необходимости частицы золя можно соединить в более крупные агрегаты и осадить, этот процесс называется коагуляцией, а осаждение их под влиянием силы тяжести - седиментацией. Иногда при коагуляции золей образуется студенистая масса, называемая гелем. В этой массе коллоидные частицы связывает растворитель, в результате золь переходит в полужидкое - полутвердое состояние. Гели могут быть пищевые, медицинские, косметические, биологические и др. С золями связано получение косметических кремов, красок, приготовления клеев, лаков, чернил. Примеры дисперсных систем:
Домашнее задание: 1.Изучить материал к уроку и составить конспект. 2.Ответить на вопросы: - что представляют собой дисперсные системы? - как классифицируются дисперсные системы? Законспектированные материалы урока и ответы на вопросы сфотографировать и прислать в ВК https://vk.com/id473104198 на личную почту.
|
|||
|