|
|||
Аристотель «Политика». Оглавление с краткими тезисами. Советую все тексты, взятые из Интернета, проверять по академическим изданиям сочинений классиков Политической мысли – Е.П.)Аристотель «Политика» Оглавление с краткими тезисами (Советую все тексты, взятые из Интернета, проверять по академическим изданиям сочинений классиков Политической мысли – Е.П.) Книга 1 Аристотель определяет государство как общение, организованное ради общего блага. Этим государство противопоставляется семье — «общению, естественным путём возникшее для удовлетворения повседневных надобностей» (с. 377). Семья составляет неотъемлемую часть государства (с. 380, 401). Аристотель под семьёй понимает семью патриархальную, где есть домашние рабы, а глава семьи уподоблен монарху (с. 386). В отличие от позднейших теорий общественного договора, Аристотель считает государство естественным образованием, а человека он называет «животным политическим».(с. 379). Войну Аристотель интерпретирует как «средство для приобретения собственности» (с. 389), прежде всего рабов, которые рекрутируются из варваров — людей «от природы предназначенных к подчинению, но не желающих подчиняться» (с. 389). Домохозяйство (греч. Οικονομικά — экономика) включает в себя три науки: приобретения, пользования и управления (с. 398). Книга 2 Аристотель критикует идеальное государство Платона, отстаивая необходимость сохранения частной собственности и семьи в государстве. Основной аргумент заключается в следующем: «К тому, что составляет предмет владения большого числа людей, прилагается наименьшая забота» (с. 406). По мысли Аристотеля, власть должна принадлежать тем, кто «носит тяжёлое вооружение» (с. 417). Книга 3 Аристотель разбирает проблему гражданства. Гражданин — это участник государства, то есть участник суда присяжных и народного собрания. Аристотель отказывал в гражданстве рабам, метекам (иностранцам), ремесленникам, а в 7 книге и крестьянам (с. 604). По количеству граждан в государстве он различал три «правильные» (то есть нацеленные на реализацию общего блага) формы правления (с. 457):
Книга 4 Аристотель перечисляет 5 элементов, составляющих государство (с. 493):
(Относительно 6 и 7 категории Аристотель делает уточнение, что исполнять эти функции могут и воины, и земледельцы. Кроме того, и сами земледельцы при необходимости становятся воинами). Помимо вышеперечисленной классификации население государства состоит из неимущего большинства и богатого меньшинства. Первые имеют склонность к демократии, а вторые к олигархии. Для предотвращения смут и гражданских войн Аристотель предлагает укреплять средний класс, то есть «граждан, обладающих собственностью средней, но достаточной» (с. 508). Аристотель также выдвигает идею разделения властей в государстве на три части:
Книга 5 Аристотель разбирает причины конфликтов в государстве. Одной из причин нестабильности он называет - «разноплемённость населения» (с. 532), - личные противоречия в среде правящего класса (с. 533), демагогию, посредством которой один человек способен сосредоточить в своих руках всю полноту власти и стать тираном (с. 537). Для укрепления стабильности Аристотель предлагает «возбуждать у граждан разные опасения» (с. 545), а также упрочить власть закона, разделить обязанности и заботиться о воспитании подрастающего поколения. Книга 6 Аристотель анализирует различие между демократией и олигархией. Книга 7 Аристотель проявляет эллинский патриотизм, заявляя, что только у эллинов мужество и ум находятся в гармонии. У европейцев есть мужество, но недостаёт ума, тогда как у азиатов есть ум, но недостаёт мужества (с. 601). Высшим благом Аристотель называет счастье. Задачами государства являются:
Аристотель указывает, что гражданам необходим досуг и известная свобода от удовлетворения первичных потребностей для размышления и участия в делах государства. Книга 8 Аристотель поднимает проблему «воспитания молодёжи», замечая, что там, «где этого нет, сам государственный строй терпит ущерб» (с. 628). Существует четыре основных обучающих предмета (c. 630):
|
|||
|