Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Четверть III, урок 4. Преподаватель: Плюснина Т. В.. и 4 группа (четверг) до 11.02.2021 г.. Сольфеджио. Шестнадцатые длительности. Слушание музыки



 

 

       1(5) кл. Музыкальное отделение,

 Четверть III, урок 4

Преподаватель: Плюснина Т. В.

Домашнее задание отправлять на эл. почту plysninatat321@gmail.com

2,3 и 4 группа (четверг) до 11.02.2021 г.

Сольфеджио

Шестнадцатые длительности

Послушай «Латвийскую польку» А. Жилинского, найди в нотах шестнадцатые длительности.

 

https://www.youtube.com/watch?v=Us7hMHOVMBE

 

                                                                             

Слушание музыки

Лирическая песня

«Нигде нет такой литературы, как у нас, у русских. А народные песни?... Такие песни могли родиться только в народе великой души...» Эти слова принадлежат Максиму Горькому.

В народных песнях глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времен и до наших дней.

Великой мудрости, правды и красоты полны русские песни. Сочиненные неизвестными певцами-сказителями, они хранятся в памяти народа и передаются из уст в уста. Из песен мы узнаем о покорении человеком природы, о героической борьбе с иноземными захватчиками, о богатырях и народных героях. В песнях ярко раскрываются черты русского национального характера: патриотизм, мужество, любовь к природе, трудолюбие.

Жанры народной песни

1. исторические

2. семейно-бытовые

3. любовные

4. обрядовые

5. календарные

6. колыбельные

7. плясовые

8. военные

9. разбойничьи

10. трудовые

11. частушки

Лирические песни составляют самую большую группу народных песен. Их отличает многообразие музыкального и поэтического языка. Они отражают душу народа. Русский поэт С. Есенин писал: «Сколько песен у России – Сколько во поле цветов!».

 

Лирика (от греч. лира — музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись стихи, песни) — род литературы, выражающий личные переживания человека. Лирика как жанр зарождалась в песне, выражающей настроение певца. Лирика в музыкальном фольклоре — это обращение к личным человеческим переживаниям, внутреннему миру человека. В отличие от обрядовых песен, содержание которых строго закреплено за определённым событием, содержание лирических песен формировалось как углублённое проникновение в личное, связанное с душевными переживаниями, чувствами человека. Лирические протяжные песни — это, как правило, страдания любящей души (несчастная любовь, разлука, одиночество, размышления о женской доле). Потому-то народные песни о любви по большей части «страшно разнесчастные» или, как ещё говорили в народе, «жизненские».

Лирической песне свойственна развитая плавная мелодия на широком дыхании, выпевание нескольких звуков на один слог, перемещение ударения, повторение одних и тех же слов-восклицаний («эх», «ах», «ох, да ты» и т.п.), варьирование мелодии, изменение размера.

 

 

Музыкальный материал:

 «Не одна - то во поле дороженька»,https://www.youtube.com/watch?v=Ep3sWBGcIVA

В лирической песне чувство развивается постепенно, при многочисленном количестве строф, в каждой следующей оно словно переживается заново. В русской лирической песне часто использовалось сцепление(художественный приём — повторение последних строк предыдущего куплета в последующем), благодаря которому песня передаёт ощущение бесконечного страдания. Это эмоциональное переживание держит в напряжении каждого поющего и слушающего.

Перед исполнителем возникает трудность — выразить одно чувство, так как песня не предполагает смены настроений. Но такова устоявшаяся народная традиция исполнения лирики, и развитие в песне может проявляться только как движение интонационных вариантовк кульминации, обозначенной в тексте. Однако в этой вариантности и заключено самое главное богатство русской песенной любовной лирики — огромное разнообразие нюансов человеческих переживаний.

 

 «Вниз по матушке по Волге»,https://www.youtube.com/watch?v=1Bm3ywf6x9c

«Полоса ль моя»,https://www.youtube.com/watch?v=QNJt1z65ddw

 «Как по морю», https://www.youtube.com/watch?v=qPu10w2l5j4

«Не летай, соловей» https://www.youtube.com/watch?v=VfrKKw1m_sQ

Эту песню сочинили русские дети.


       Не летай соловей, у окошечка,

Ты не пой соловей, громки песенки,

Не буди соловей, мово батюшку,

Не буди соловей, мою матушку.

 

- О чем эта песня?

- Почему песню поют дети?

 

 

 «Ты река ль моя», https://www.youtube.com/watch?v=KjX0jU1rDc0

«Лирическое в музыке» заключается в единстве содержания и формы,  выражающееся определяющим качеством — протяжностью.

Протяжность русской народной песни является ярким примером этого диалектического закона. Она выражает и сущность лирического чувства, охватывающего все стороны человеческой души, и одновременно исторически сложившийся способ, средство создания лирических образов в музыке.

О протяжности в русских народных песнях замечательно говорил Б.В. Асафьев: «...[в них] отслоилась, устоялась непрерывная мелодическая текучесть, песенное начало, которое создавало действенное напряжение и соблюдало, таким образом, непрерывность музыкального сознания. Как раз в песенности, в этом дивном наследии стародавних времён, сказывается «интонационное» стихийное, гипнотизирующее свойство музыки».

 

Задание:

1. Составить краткий конспект лекции.

2. Выписать названия прослушанных песен.

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.