|
|||
О светлом будущем заботятся политики, о светлом прошлом — историки, о светлом настоящем — журналисты» (Жарко Петан)
11 кл ФИ ___________________ ФУНКЦИИ СМИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ «О светлом будущем заботятся политики, о светлом прошлом — историки, о светлом настоящем — журналисты» (Жарко Петан) В нашей стране роль СМИ определена Законом РФ «О средствах массовой информации» и Конституцией РФ (Статья 29)
Время, в котором мы живём, называют информационным, так, как информация является одной из главных вещей, ценностей в обществе. Распространением информаций, и донесение её до каждого из нас главная задача средств массовой информации. В процессе формирования общества выделилось множество социальных институтов, например: политические, научные и образовательные и т. д. Для удовлетворения потребностей человека в общении формируется институт средств массовой информации. До появления письменности, печатного станка, для передачи информации использовалась устная речь, рисунки. Но только с появлением письменности и печатного дела, стало возможным передавать информацию неопределенно большому кругу лиц, в неопределенно большом количестве, а также оставить во времени описание культуры. В результате этих событий возникли массовые аудитории – собрание людей, получающие необходимую информацию не отдельно, а как члены социальной группы. В этом и выражается суть СМИ – предназначение информации для общества, а не для отдельного человека. В общем, СМИ можно назвать как сложную, очень активно развивающуюся систему, изучаемую во многих гуманитарных науках: журналистике, культурологи, социологии. СМИ выполняет большое количество функций. Определяющей функцией СМИ является информационная функция, также называемая «функция сообщения». Она выполняет роль донесения информации о событиях в обществе и мире, а также позволяет оперативно обеспечивать информацией людей. Эта функция реализуется посредством новостных материалов в Интернете, на телевидении и в прессе. Сама функция сообщения делиться на функцию удовлетворения социальных потребностей в получении информации касающейся событий, которые могут повлиять на жизнь и функция удовлетворения потребностей в информации отдельного человека, то есть получение необходимой информации, которая актуальна для него сейчас, соответствует его интересам. Помимо выше перечисленных задач, СМИ выполняют также ряд дополнительных функций: Идеологической функцией СМИ является видение обществом событий, которые представляются в выгодном политическом и культурном виде. Другими словами влияние на мышление человека, формирование особого сознание и ценностей. Когнитивно – коммуникативная функция СМИ заключается в том, что посредством СМИ формируется определенное видение мира, происходит контроль, регулирование масс социума. Образовательная функция заключается в распространении знаний и повышение уровня образования. Функции критики и контроля, заключается в даче юридической и нравственной оценки событиям и людям. В демократическом государстве и обществе, СМИ могут опираться и на закон, и на общественное мнение. Из-за большого влияния на жизнь общества, СМИ прозвали « четвёртой властью». И действительно, средства информации играют большую роль во всех сферах жизни современного общества – политической, экономической, духовной и других. Поэтому на СМИ налагается определенный перечень ограничений, касающихся следованию этическим нормам, прав на частную жизнь, сведения, составляющие государственную тайну и др. Роль СМИ очень высока – они помогают узнавать самую последнюю и актуальную информацию о событиях в стране и за рубежом, оценивает и комментирует информацию, доносит её до целевой аудитории. В наше время СМИ является, пожалуй, главным способом получения информации для большинства людей, и как следствие, основным инструментом управления общественным мнением. Сейчас информационные технологии очень плотно проникли во все сферы нашей жизни: отдых, работу, образования, здравоохранение и др. СМИ очень универсальный и гибкий инструмент, который можно приспособить под любую конкретную ситуацию и цель, чем и пользуются, к примеру, предприниматели в целях продвижения своих товаров, а также политики для политической агитации. Несмотря на развитость современного общества, пропаганда и навязывание мнения со стороны СМИ – обычное дело. Это навязывание происходит по многим причинам: доверие СМИ «на слово», незнание об альтернативных источниках информации, технические средства обработки информации (монтаж). Иногда не требуется искажать факты, достаточно лишь преподнести их в нужном свете. Известны случаи, когда из-за ложной информации в СМИ разорялись банки, компании, предприятия. Всё это так называемые «информационные войны» - пропаганда, дезинформация, манипулирование сведениями, искажение правды. Цели такой войны могут быть самыми разными: от контроля общества и общественного мнения до организации войны…» *И. Панарин* Задания: 2. Какие функции СМИ перечислены автором? Какую из них Вы посчитаете самой главной? Почему? 3. Почему СМИ называют «четвёртой властью»? Используя Ваши обществоведческие знания, приведите 2 примера влияния СМИ на развитие общества и государства. 4. Составление развёрнутого плана текста.
|
|||
|