|
||||||||||
класс.. Желаем успешной работы!. Задание 1.
Олимпиадные задания по русскому языку. Школьный тур. 9 класс. Дорогие участники олимпиады! Предлагаем вам выполнить ряд заданий и определить уровень собственной подготовки в области лингвистического образования. Задания рассчитаны на выявление теоретических знаний, знание и понимание языковых фактов, демонстрацию культурно-речевых навыков. На выполнение всех заданий Вам отводится 40 минут. Постарайтесь рационально использовать отведенное время. Обязательно оставьте время на проверку ответов. Максимальное количество баллов, которое вы можете набрать – 52 балла. Надеемся, что выполнение предложенных заданий будет для вас полезным и интересным занятием. Желаем успешной работы! Задание 1. Некоторые суффиксы образуют синонимы – близкие по значению слова, например: падалица – паданец. Ниже приведены прилагательные с суффиксом -н-: ананасный, арбузный, ароматный, грешный, дефектный, зимний, мерный, санаторный, надрывный, сыновний, чванный. Запишите к каждому однокоренное прилагательное с другим суффиксом. Какие из получившихся у вас пар слов находятся в синонимичных отношениях, а какие являются паронимами? К каким словам вам не удалось подобрать ни синонимов, ни паронимов? Задание 2. Как образовано слово однажды? Приведите ещё несколько слов, образованных с помощью того же суффикса. Какое значение он имеет? Каково его происхождение? Задание 3. В московском метро вы слышите предупреждение «не трогать бесхозные вещи», а в новосибирском – «чужие вещи». Задания и вопросы: 1) Объясните, как образовано слово бесхозный. 2) Можете ли вы решить, какое из этих слов (бесхозный или чужой) старше? 3) Опишите стилистическое отличие слова бесхозный от слова чужой. Задание 4. Среди слов в предложенном списке есть названия живых и мёртвых языков, языков искусственных и несуществующих: австрийский, американский, бельгийский, волапюк, древнегреческий, идиш, идо, интерлингва, канадский, латинский, оксиденталь, прусский, русский, санскрит, словацкий, старославянский, хинди, чешский, швейцарский, эсперанто. Распределите слова по соответствующим колонкам таблицы. Напишите, что вы знаете о двух-трех искусственных языках.
Задание 5. Определите стиль текста. Укажите языковые средства, характерные для данного стиля. Дождь — разновидность атмосферных осадков, продукт конденсации содержащегося в воздухе водяного пара, выпадающий из облаков в виде жидких капель. Воздух, поднимаясь, расширяется и охлаждается; находящийся в нем водяной пар, достигнув состояния насыщения, конденсируется на огромном количестве гигроскопических ядер конденсации, обычно находящихся в атмосфере, и образует мельчайшие капли воды. Однако, для того чтобы капля могла дойти от уровня конденсации до земной поверхности и не испариться, она должна иметь достаточно большие размеры. Радиус капель дождя колеблется от 0,05 до 7 мм. Под действием сопротивления воздуха падающая крупная капля сначала сплющивается, разделяясь на более мелкие. Капли дождя образуются слиянием мельчайших капелек, возникших в процессе конденсации (см. Коагуляция). Задание 6. Почему употребление сочетаний слов экспонаты выставки, свободная вакансия, информационное сообщениеи подобных противоречит нормам современного русского литературного языка? Докажите. Задание 7.Укажите тип синтаксической связи в словосочетаниях принять в институт, прием в институт. Какой тип связи свойственен только глаголу?
|
||||||||||
|